Страница 1 из 11
Модератор форума: milov, lyumer, Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » О форуме, форумчанах и сайте » Болталка » Определение хорошего учебника?
Определение хорошего учебника?
new-azbukaДата: Суббота, 13.12.2014, 09:47 | Сообщение # 1

Азбука Азбука
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Награды: 0
Статус: Offline
Уважаемые форумчане,

дайте пожалуйста определение хорошего учебника с вашей точки зрения.

Заранее благодарю.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Суббота, 13.12.2014, 19:46 | Сообщение # 2

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
С моей точки зрения для меня не просто хорошими - лучшими были те книги и учебники, которые передали мне бесконечную эстафету знаний.
И не только знаний.
Эстафету добра и доверия, бескорыстной взаимопомощи и сострадания.
Передали так, что растревоженные ими же ум и душа уже не могли не взять, не могли не пропитаться ими и не сделать своими - частью себя.
Скажу сегодня и честно.
Только такие, а их было подавляющее большинство, я читал и учился по ним всему, что сегодня умею.
И до сих продолжаю по таким же учиться жить и учить, передавая эту эстафету.
Какой учебник лучше?
Лучший учебник для каждого - это учебник, ставший наставником и другом.
Другое определение для меня будет слишком академическим и искусственным.
Спасибо
SvetlanikoloДата: Понедельник, 15.12.2014, 09:23 | Сообщение # 3

Николаева Светлана
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Ростов-на-Дону

Сообщений:
174
Награды: 4
Статус: Offline
Ну, не знаю на счет учебников... У меня предметы "общественные": история, граждановедение и пр... И мне всегда так много материала надо из самых разных областей: архитектура, социология, география, теология... Поэтому для себя я бы поставила вопрос не хорошего учебника, а хорошей библиотеки. Или библиотечки. Или хотя бы полочки книг. Вот мне, для меня, у меня дома нужна БИБЛИОТЕКА, которую я всю жизнь собираю по мере сил. В школе я мечтаю о подобном, но не доводилось так жить, что бы под рукой было то, что надо. Всегда выпрашивала у друзей-знакомых разнообразные книги, что бы принести их на урок. Но в предметном кабинете хотела бы завести хотя бы БИБЛИОТЕЧКУ, или хотя бы ПОЛОЧКУ хороших книг.
Какими они должны быть - хорошие книги о весьма сложных вещах, написанные для детей?

1. Мне всегда важно, не только что-то объяснить, что-то растолковать, или сделать какое-то полезное упражнение с детьми, а что бы они самостоятельно добывали сведения о сложных вещах ИЗ ТЕКСТА. Перед человеком стоит задача. "И не спрашивай, как ее решить. Поищи в книжке. Например, в этой. Или этой." И на такой момент мне всегда нуже ТЕКСТ. Образный, яркий, с красивыми парадоксами, с оригинальным почерком. Т.е. такой текст, который дает об определяемом предмете не только хорошо выстроенные сведения, но и ни с чем другим не схожий стиль. Прочтешь - и сразу в памяти ассоциативный ряд запечатлевается. Пример: "Занимательная минералогия" Александра Ферсмана.

2. Конечно, очень важно, как выстроен материал. То, что называется концепция. Признак хорошей детской (и не только) книжки - это когда ты только взял ее в руки - и уже понятна вся структура материала. Где - начало, где - конец, где генеральная линия, где - частности. И хотя это очевидно, но далеко не каждый учебник, и далеко не каждая детская книжка таким свойством обладают. Некоторые надо сначала прочесть полностью, что бы понять структуру материала. Я думаю, для детской книжки это не не очень хорошо. Очень понравился в этом смысле проект Шаповалова А. и Волгина И. "Популярная энциклопедия Неславянская Россия" http://www.sib.net/n_russia/index2.html Я просто в восторге. Жаль, что проект существует только в электронном виде. Очень хотела бы иметь такую энциклопедию в бумаге.

3. Понятно, что в детской книжке важно оформление. Картинки. Я не буду говорить про такую вещь, как иллюстрации - это отдельная тема. Но для меня очень важно, что бы книжка "общалась" с читателем. Играла с ребенком. Примерно так: "Занимательное грунтоведение" А. Ларионова. Иллюстрации, если честно, мне не сильно нравятся, но как они обыграны!!! Класс!

Добавлено (15.12.2014, 09:23)
---------------------------------------------
4. Еще я о-очень уважаю "авторство". Бывает так, что учебник-книжка-энциклопедия написаны. И неплохо. И структурно и пр. А бывает... с каждой буквы на тебя глядит человек-легенда. Не просто автор учебника, а кто-то харизматичный в описываемой области. Родоначальник науки, ученый сделавший описываемое открытие, или деятель перевернувший историю. Мне почему-то приходит на ум автор совсем не детского учебника по гнойной хирургии. Ученый с мировым именем, автор открытий, определивших облик медицины XX в, организатор всего госпитального дела в годы ВОВ, священник и лауреат Сталинской премии, наш современник, святой архиепископ Лука. По его учебникам (они считаются фундаментальными) и сейчас учатся в мед. институтах. Пример, возможно не совсем подходящий. Но меня фигура автора приводит в смятение и трепет.
Более подходящим примером может быть автор очень хорошей азбуки и книги для чтения граф Лев Николаевич smile Не могу сказать, что эта фигура, как общественного деятеля мне симпатична. Но книжки для первоклашек классные. И авторство их - тоже аутентичное. Т.е. то, что автор всей своей жизнью проповедовал - то он в своих книжках и отобразил. И сделал это с большим знанием и вкусом. Книжки очень нравятся.
Еще можно было бы привести пример Владимира Афонасьевича Обручева. Ученого, популяризатора, энтузиаста с его многочисленными трудами. И литературными и научно-популярными.

Вообще-то очень хорошую тему Вы подняли. Надо бы над ней хорошенько поразмыслить. Сейчас, насколько я знаю, в век интернета это очень острая тема: "бумажные носители". Ее очень много кто запрашивает.

Сообщение отредактировал Svetlanikolo - Понедельник, 15.12.2014, 09:21
Спасибо
LaVidaДата: Понедельник, 15.12.2014, 15:31 | Сообщение # 4

LaVida
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1743
Награды: 28
Статус: Offline
хорошие - где меньше текста.
всё картинками, картами, схемами.
Остальное учитель на уроке договорит, что надо.
Всё равно не читают.
Пусть пролистывают и картинки смотрят.
Остальное втолкую.
Спасибо
ConfiguralДата: Понедельник, 15.12.2014, 17:10 | Сообщение # 5

Артем Кашканов
Ранг: Бакалавр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Нижний Новгород

Сообщений:
206
Награды: 7
Статус: Offline
Хороший учебник должен быть написан простым "живым" языком, понятным абсолютному большинству. Побольше картинок, инфографики. К сожалению, такое бывает далеко не всегда, особенно это касается учебников для вузов - такое впечатление, что авторы изо всех сил стараются выглядеть как можно умнее. Такие учебники, скучные и нудные, напрочь отбивают желание учиться и заставляют студентов искать окольные пути получения зачета или трояка на экзамене.

Чтение учебника должно быть комфортным. Жутко раздражают книги, которые стремятся закрыться, если их не придерживать. Текст не самый мелкий, чтобы не портить глаза. Бумага белая (не желтая), буквы черные (не грязно-серые). Картинки и схемы на той же странице, или, хотя бы, развороте, что и упоминание их в тексте.


Сообщение отредактировал Configural - Понедельник, 15.12.2014, 17:11
Спасибо
chaikaДата: Понедельник, 15.12.2014, 17:35 | Сообщение # 6

Лариса
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: учитель
Сообщений:
498
Награды: 9
Статус: Offline
Трудно сформулировать по пунктам требования к хорошему учебнику. Но могу сказать, что мне точно не нравится в учебниках.
Содержание - отдельная тема, как минимум, не должно быть орфографических и фактических ошибок и опечаток.Буду говорить об учебнике для начальной школы.
1) Учебник должен быть достаточно легким и небольшим по формату, так как огромные книжки некоторых издательств с трудом помещаются на парте, а ведь надо еще тетради разместить, пеналы и прочее. А на подставке такой учебник закрывает маленького ученика ширмой, что и в глаза ребенку не посмотришь smile
2) Учебник для малышей обязательно должен быть красочным, но в меру, с рисунками хорошего качества. Примером в этом смысле могут служить учебники советские, по которым мы учились в 80-х - и картинки красивые и ничего аляповатого, пестрого - современные издательства этим грешат. Либо сухие черно-белые или двух-трехцветные газетные картинки, либо смесь всего подряд, что и не разберешь, что там художник на картинке изобразить хотел - все в кучу.
3) Как сказали выше - меньше несвязанного с темой урока текста, только те задания, с которыми ребенок будет работать и краткие тексты правил-обобщений. Ужасно раздражают учебники "Перспективной начальной школы" с их сюжетными сказками по всем предметам - это все можно было вынести в методичку, чтобы читал учитель. Или хотя бы выделять шрифтом "сказку", правила и задания - сплошной поток неакцентированного текста путает, смущает объемом. Ребенок, особенно в 1 классе, с трудом выделяет в этом потоке важную информацию, где просто подводящая болтовня, а где задание для работы или сам текст задания, или правило.
4) Четкие и понятные без специальной дополнительной литературы условные обозначения, чтобы ребенок мог сам понять, что нужно делать с заданием при самостоятельной работе.
5) Дифференцированные задания обязательного и повышенного уровня - опять же для выбора учеников (это представлено в учебниках УМК "Планета знаний" и перенесено, кажется в учебники "Школы России" , обозначено цветом, хорошая идея). В некоторых УМК взяли моду разносить задания по разным книжкам - и наиздавали кучу пособий и хрестоматий, которые надо использовать в комплекте, постоянные ссылки из одного учебника на какую-нибудь хрестоматию, которую надо купить отдельно, или словарь из другой части учебника. Автору и издательству удобно - денег больше заработают, учителю и детям - нет, прикажете таскать при себе все учебники и книжки? Все должно быть в конкретном учебнике, в конкретной части.
6) Адекватные возрасту формулировки заданий и правил - иногда, бывает, так завернут, что и учитель с трудом разберется, что хотели авторы.
7) Ну и как учителю, мне хотелось бы такой учебник, с которым можно было бы работать, не обращаясь к авторским методичкам. Иногда без комментариев автора вообще не поймешь, что он хочет от детей. Почему-то некоторые авторы любят написать такой учебник, по которому без его авторских курсов и методичек работать никак не получается. Бизнес, ничего личного?
Спасибо
new-azbukaДата: Понедельник, 15.12.2014, 21:51 | Сообщение # 7

Азбука Азбука
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Награды: 0
Статус: Offline
Большое спасибо за отклики. В январе - феврале по этому вопросу планирую пообщаться с авторами нескольких популярных школьных учебников. Может быть кто-то может порекомендовать учебник/автора?
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Понедельник, 15.12.2014, 22:28 | Сообщение # 8

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Уважаемые коллеги!
Подавляющее большинство написавших обсуждало проблемы в основном школьных учебников и особенно учебников для "началки". Здесь я готов согласиться с тем, что кратко написала Рената Викторовна,
Цитата LaVida ()
хорошие - где меньше текста.
всё картинками, картами, схемами.
Остальное учитель на уроке договорит, что надо.
Всё равно не читают.
Пусть пролистывают и картинки смотрят.
Остальное втолкую.

Но с причиной такого выбора не соглашусь.
Всё равно не читают - это слишком сильное утверждение. Я знаю тех, кто очень даже читает. Но каждому известно, что зрительная информация обладает магической силой активного усвоения, высокой наглядности и образности, долговременного и надежного хранения и быстрого восстановления. Именно в этом и есть основная причина необходимости качественных иллюстраций.
"Лучше один раз увидеть..."
Однако вся моя сознательная, а временами не сознательная и/или бессознательная жизнь, была наполнена работой с книгами несколько другого сорта и уровня. Высказывания относительно качества вузовских учебников, которое можно найти несколько выше, мог позволить себе только человек, который досыта наелся низкопробным чтивом по своей специальности, а теперь ополчился на весь мир вузовской книги. Никто не спорит с тем, что грязь можно найти,было бы желание. Однако я уверен, что выскажу не только свое мнение, что серьезный учебник в серьезном вузе не может быть аналогом комикса, бульварного чтива pocketbook или сборника сканвордов. Не буду оригинальным, если в качестве примера приведу классические учебники по математике МГУ, труды Бурбаки, известный десятитомный труд Ландау и Лившица и еще вагон и маленькую тележку прочих учебников высочайшего уровня. Для каждого жанра свой учебник.
Ради справедливости скажу.
Меня никогда в жизни не раздражала ни одна книга, которую я держал в руках. Когда я начинал читать, все остальное, кроме содержания, для меня было слишком второстепенным, чтобы на это реагировать.
Спасибо
nebombaДата: Пятница, 26.12.2014, 11:38 | Сообщение # 9

Ольга Ольговна
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
1433
Награды: 15
Статус: Offline
Цитата new-azbuka ()
В январе - феврале по этому вопросу планирую пообщаться с авторами нескольких популярных школьных учебников. Может быть кто-то может порекомендовать учебник/автора?


Для начальной школы лучшего учебника по математике чем Гейдмана я не знаю. Все темы структуризированы и логичны, есть задания повышенной сложности,есть задания на смекалку. Возможно потому,что автор - действующий учитель по математике и знает детей так сказать не понаслышке. Но бизнес убивает всё - данный учебник не входит в новый перечень.
В средней школе математику продолжает Виленкин - тоже весьма не плохо идёт объяснение материала и подбор заданий. В конкурентах у него только Никольский. В 7 -8 классе нравится "Алгебра" Макарычева. Ребенок может учиться по учебнику самостоятельно.
С русским сложнее. Ребенок учился по Желтовской. Были задания,которые без объяснения взрослым, ребенок сделать не мог. Мне пришлось даже в свое время покупать методичку,чтобы для начала самой разобраться. Понравился учебник Рамзаевой - некоторые объяснения по правилам были настолько просты,что ребенок всё схватывал на лету. В средней школе Ладыженская. Разочаровала. У меня сохранились учебники этого же автора ещё с советских времен,я для интереса сравнивала по темам. Не в пользу современного. Правила объясняются сложно, перед выполнением упражнения надо ещё продраться через задание - для современных детей не подходит. На мой взгляд задание должно быть понятным и кратким.
Сейчас выпустили новый учебник истории Данилова. Мой ребенок вообще учебник по истории не открывает - всё прекрасно дает учитель. А мне понравился учебник - в виде красочной энциклопедии,текст разбит на абзацы,картины,фото.В конце каждой темы очень удобны выделены вопросы к параграфу. Для современного поколения,не любящего читать- самое оно.
Учебник Биологии автора Любимовой - очень,очень добротный учебник. Сыну хватает вполне,всё рисунки понятны, все вопросы лаконичны. Этот учебник позволяет взять данный предмет на экстерн,не прибегая к помощи репетиторов.


Сообщение отредактировал nebomba - Пятница, 26.12.2014, 11:39
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » О форуме, форумчанах и сайте » Болталка » Определение хорошего учебника?
Страница 1 из 11
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить