Страница 1 из 11
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Школа и компьютер, учитель и компьютер » Свободные (открытые) ЦОР (ЭОР)
Свободные (открытые) ЦОР (ЭОР)
arkadyДата: Понедельник, 14.02.2011, 23:50 | Сообщение # 1

Аркадий
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика и икт
Сообщений:
374
Награды: 5
Статус: Offline
Уважаемые коллеги!

Все мы - участники сетевого педагогического сообщества - так или иначе участвуем в развитии и наполнении сети Интернет цифровыми (электронными) образовательными ресурсами. К понятию ЦОР (ЭОР) можно отнести самые разные материалы:

- тексты;
- изображения;
- мультимедиа;
- приложения;
- и так далее.

Их главная особенность - существование в цифровым (электронном) формате, который негласно предполагает возможность свободно качать/копировать/редактировать/использовать. И это прекрасно - иметь возможность помогать друг другу и пользоваться чьей-то помощью. Однако такой негласный подход, как мне кажется, приводит постепенно к ослаблению ответственности - как тех, кто пользуется плодами чужих трудов, так и самих авторов. Слишком много информации в сети, слишком быстро она распространяется, слишком высока вероятность становиться невнимательными и суетливыми при погружении в виртуальное пространство - и к такому же стилю в какой-то момент приучать своих учеников, которые заваливают нас скачанными однотипными рефератами, докладами, сочинениями... Все это может приводить к снижению критичности, самостоятельности и креативности, как педагогов, так и учеников.

Quote
Хочешь изменить мир - начни с себя.

Давайте обсудим вот какое предложение.
Имеет ли смысл все, что мы размещаем на сайте, свои материалы и разработки - как-то определять в правах? Придумать своего рода лицензионную политику для свободных (открытых) образовательных ресурсов, или обратиться к готовому опыту? Аналогами могут служить такие проекты, как:

- Creative Commons (http://creativecommons.org/choose/, http://creativecommons.org/education)

- Open Educational Resources (http://www.oercommons.org/, http://oerwiki.iiep.unesco.org/index.php/Main_Page)

Проекты эти международные, на русский язык материалы практически не переводились и в России пока не прижились.

Существование лицензии (лат. litentia - право, разрешение) предполагает, что, размещая свои материалы в сетевом сообществе, авторы должны ставить в известность пользователей, на какое использование они дают право - на копирование и применение, возможность переделывать, и т.д.. Что-то вроде лицензий на свободное программное обеспечение (GNU GPL, Free BSD, MIT и другие).

Попробуем?

Сообщение отредактировал arkady - Понедельник, 14.02.2011, 23:58
Спасибо
Екатерина_ПашковаДата: Вторник, 15.02.2011, 12:00 | Сообщение # 2

Екатерина Пашкова
Ранг: Академик (?)
Группа: Администраторы
Российская Федерация
Нижний Новгород

Должность: преподаватель ИКТ
Сообщений:
6418
Награды: 260
Статус: Offline
arkady, да, идея интересная.

Quote (arkady)
Попробуем?

Думаю, стоит.

Спасибо
arkadyДата: Вторник, 15.02.2011, 22:32 | Сообщение # 3

Аркадий
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика и икт
Сообщений:
374
Награды: 5
Статус: Offline
Quote (Менеджер)
идея интересная

Думаю, будет интересно, если кто-нибудь сможет предложить хотя бы в более-менее удобном варианте перевод лицензий Creative Commons, чтобы можно было более предметно говорить об их содержании.
Или сразу можно начать формулировать свою собственную.

Спасибо
ruslikДата: Среда, 02.03.2011, 12:29 | Сообщение # 4

Светлана Орлова
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Лысьва

Сообщений:
10
Награды: 0
Статус: Offline
Я пользуюсь разработками коллег, предлагаю свои и мне хотелось бы, чтоб хотя бы частично мы взаимно уважали авторское право. Лицензирование - вещь очень даже нужная.
Quote (arkady)
Думаю, будет интересно, если кто-нибудь сможет предложить хотя бы в более-менее удобном варианте перевод лицензий Creative Commons, чтобы можно было более предметно говорить об их содержании.
Или сразу можно начать формулировать свою собственную.

Предлагаю сначала изучить позитивный опыт.
Спасибо
РатомкаДата: Четверг, 17.11.2011, 11:56 | Сообщение # 5

Екатерина Ратомка
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Беларусь
Brèst

Сообщений:
1
Награды: 0
Статус: Offline
У нас проводится конкурс на лучшее ЭОР? Администрация сказала: "Ты учитель информатики, ты и делай!", но я не понимаю как это делается? С помощью каких программ ? ПОМОГИТЕ!!!!
Спасибо
RezervДата: Пятница, 18.11.2011, 12:41 | Сообщение # 6

Вадим
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Самара

Сообщений:
923
Награды: 12
Статус: Offline
Здесь на вики что-то похожее. Как здесь ссылку разместить?
Ссылка в спойлере...


Сообщение отредактировал Rezerv - Пятница, 18.11.2011, 12:43
Спасибо
RezervДата: Пятница, 18.11.2011, 12:47 | Сообщение # 7

Вадим
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Самара

Сообщений:
923
Награды: 12
Статус: Offline
Quote (ruslik)
Я пользуюсь разработками коллег, предлагаю свои и мне хотелось бы, чтоб хотя бы частично мы взаимно уважали авторское право. Лицензирование - вещь очень даже нужная.


В своих разработках вы используете изображения, фотографии, музыку, видео и т.п., скачанное из интернета или отсканированное?
Тогда стОит задуматься о соблюдении прав авторов, кому все это хозяйство принадлежит.

P.S. "...частично мы взаимно уважали авторское право..." Это как закон можно исполнять "частично"?


Сообщение отредактировал Rezerv - Пятница, 18.11.2011, 16:34
Спасибо
VeraT6662Дата: Воскресенье, 05.02.2012, 08:42 | Сообщение # 8

Вера Тарасова
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Барнаул

Сообщений:
6
Награды: 0
Статус: Offline
Если разработки для ИД досок являются ЦОРами, то много качественных материалов, выполненных в ПО )Smart Notebook, можно найти на сайте www.edcommunity.ru/union/ (в поисковике можно набрать Сообщество Полимедиа), а также на сайте методисты.ру в сообществе Умные уроки Smart. (ссылка не вставляется). На этом же сайте в ТГ "Panaboard&EasitEach" вскоре появятся разработки, выполненные в ПО elite Panaboard book ( участники группы начали их выставлять).
Спасибо
arkadyДата: Воскресенье, 05.02.2012, 13:16 | Сообщение # 9

Аркадий
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: информатика и икт
Сообщений:
374
Награды: 5
Статус: Offline
VeraT6662, вопрос этой темы не только в том, какие есть ЦОРы-ЭОРы, а именно в проблеме открытых (свободных) ресурсов. Разработки, которые можно сделать в ПО для интерактивной доски, невозможно применять без наличия такого ПО на компьютере, а это, в свою очередь, связано с наличием самой интерактивной доски (лицензионное ограничение производителя).
Спасибо
ssw01Дата: Суббота, 18.02.2012, 22:40 | Сообщение # 10

Сергей Сидоров
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Шадринск

Сообщений:
2
Награды: 0
Статус: Offline
Проблема, поднятая ТС, очень актуальна, жаль, что многие здесь её проигнорировали.
Обращу внимание на такую особенность открытых ЦОР. Да, публикация в интернет-ресурсе фактически означает их свободное использование. Но свободное означает лишь "бесплатное, безлимитное", а не "как хочу". Во всяком случае, ссылка на авторов и (или) правообладателей обязательна.
И ещё: обычно у опубликованной работы, как минимум, два правообладателя: автор и лицо, опубликовавшее данный материал (предоставившее резурс, обеспечившее редактирование, рецензирование, сертификацию, понёсшее издательские издержки и т.д.). К сожалению, авторы часто об этом не знают или забывают, публикуя один и тот же материал в разных ресурсах.
Спасибо
AYuDДата: Понедельник, 20.02.2012, 09:17 | Сообщение # 11

Андрей Юрьевич Долгов
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: информатика, математика
Сообщений:
352
Награды: 4
Статус: Offline
Quote (arkady)
Creative Commons
Проекты эти международные, на русский язык материалы практически не переводились и в России пока не прижились.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Creative_Commons
Сайт представительства CC в России: http://creativecommons.ru/
Вот здесь ссылки на переводы СС: http://ru.wikisource.org/wiki/Категория:Creative_Commons

Но начать лучше всего, конечно, с 4 части Гражданского кодекса: http://ru.wikisource.org/wiki/Гражданский_кодекс_РФ


Сообщение отредактировал AYuD - Понедельник, 20.02.2012, 09:38
Спасибо
AYuDДата: Понедельник, 20.02.2012, 09:33 | Сообщение # 12

Андрей Юрьевич Долгов
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: информатика, математика
Сообщений:
352
Награды: 4
Статус: Offline
Quote (ssw01)
И ещё: обычно у опубликованной работы, как минимум, два правообладателя: автор и лицо, опубликовавшее данный материал (предоставившее резурс, обеспечившее редактирование, рецензирование, сертификацию, понёсшее издательские издержки и т.д.). К сожалению, авторы часто об этом не знают или забывают, публикуя один и тот же материал в разных ресурсах.

Изначально все права принадлежат автору. Процитирую Гражданский кодекс.

"Статья 1255. Авторские права
1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
2. Автору произведения принадлежат следующие права:
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.
...".

"Статья 1270. Исключительное право на произведение
1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение)...".

Единственное исключение - когда произведение создано при выполнении служебного задания.
Спасибо
alex_eduДата: Понедельник, 20.02.2012, 10:19 | Сообщение # 13

Александр Обычный
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Иваново

Сообщений:
606
Награды: 7
Статус: Offline
Quote (arkady)
Все это может приводить к снижению критичности, самостоятельности и креативности, как педагогов, так и учеников.

Не согласен.
Я буду пояснять на примере программного обеспечения.
1. Предположим человек создал программу (как вариант написал по заказу другого). Этот человек имеет определенный опыт, привычки и т.п. Т.е. программа работает так как ему кажется должна работать. Его все устраивает. В принципе да программа сделана качественно и исполнитель отвечает за результат. Но! Он попросту может не видеть, что этот самый результат (он же цель) не совсем оптимальна или даже правильна. Даем программу в свободный доступ, с обязательной возможностью получения отзывов. В итоге не просто даем кому то продукт, но и получаем тестировщиков. Люди смотрят, сообщают об ошибках, предлагают. В итоге исправляется сама цель на более правильную. Т.е. в итоге получается более качественный продукт. Причем чем сложнее продукт тем больше самых сложных комбинаций когда проявляется ошибка.... Простой пример, сравнительно давно некая программа работала на 10 совершенно идентичных компьютерах (куплены одновременно из одной партии). На одном из них она периодически (но без очевидной закономерности) висла. В итоге оказалось, что виснет при появлении на экране определенного цвета! (решилось заменой видеокарты)
2. Как правило такие проекты создаются в "свободное" время. Т.е. не всегда есть время их развивать или исправлять. В случае публикации исходных текстов - можно получать готовые правки. А так же готовые расширения функционала.

Простейший недавний пример. Сделал программу на основе увиденной. На мой взгляд получилось более функционально чем образец. За первую неделю я получил:
- правку нескольких багов;
- перевод еще на один язык;
- предложений по улучшению, что хватит на новую большую версию с заметно большим функционалом.

Публиковать надо обязательно - ухарцев у нас много, есть деятели, которые свободные программы переименовывают, закрывают и продают как свою гениальную разработку.

Так же удобны ресурсы для распределенной разработки. Например я пользуюсь github.com (ну и локально системой контроля версий). Т.е. любой мой проект можно склонировть, исправить. А потом, если я как владелец основного проекта, поверю в целесообразность правок - могу забрать изменения к себе. А могу не принять. И тогда "выживет" та версия которая понравится большинству. Опять же система хранит данные о том кто, что и когда изменил в проекте. И можно откатываться на любой момент.
Использовать это можно не только для программ. Так же, например, переводили книжку.

А лицензия, это уже дело вкуса...
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Школа и компьютер, учитель и компьютер » Свободные (открытые) ЦОР (ЭОР)
Страница 1 из 11
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить