Страница 2 из 3«123»
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Школа и компьютер, учитель и компьютер » Клавиатурное письмо (Об обучении клавиатурному письму в школе)
Клавиатурное письмо
AYuDДата: Вторник, 27.03.2012, 13:24 | Сообщение # 16

Андрей Юрьевич Долгов
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: информатика, математика
Сообщений:
352
Награды: 4
Статус: Offline
Продолжим это.
Quote (стр. 55)
...желательно, чтобы тренажер, используемый в образовательном процессе, отличался некоторыми возможностями, связанными с особенностями детского восприятия текстовой информации и перспективами использования навыка в предметных курсах начальной школы.

Учитывая, что никаких следов исследований влияния особенностей детского восприятия текстовой информации на конструкции и функции клавиатурных тренажёров ни в интернете, ни где либо ещё я не встречал, приходится предположить, что здесь просто перечислены варианты, известные авторам. А про перспективы использования навыка я вообще не понял.

Quote (стр. 55)
Способы ввода текста должны позволять осуществлять:
набор отдельных букв, а позднее и слов, словосочетаний и предложений под диктовку, с использованием «живой» картинки на экране (ребенку демонстрируется синхронная работа рук на клавиатуре компьютера);
набор текста на клавиатуре вслепую (без подсказок расположения клавиш).

Короче, с подсказкой на экране и без подсказки на экране. Вопрос о необходимости/допустимости экранной подсказки заслуживает особого внимания. Мы здесь говорим о слепой печати. В обсуждениях вопроса о подсказках на сайтах, посвящённых слепой печати (например, urikor.net, klavogonki.ru), высказывается мнение, что подсказка в виде клавиатуры на экране - это такое же зло, как и подглядывание на клавиатуру. Это получается не слепой, а как бы слепой метод.
Что касается «живых» рук на экране - ну не знаю, по-моему, предполагать, что первоклассник сможет без труда повторить их движение, довольно наивно. Ведь сами движения ещё не разучены. А разучивание правильных движений по картинке - это явно не для первоклассников.
Я, основываясь на современных методиках обучения и собственном опыте, считаю, что последовательность должна быть такой:
1. Разучивание исходного положения. Вот здесь подсказка в виде изображения клавиатуры вполне уместна.
2. Разучивание движений к клавишам. Надо не только разучить сами движения, но и дать им названия типа "левый указательный - вперёд - направо - нажать - на место". Каждому элементарному движению сопоставить пиктограмму и подсказку давать звуковую (чтение названия движения учителем или диктором) и пиктографическую. А ученик, кстати, должен повторять название движения за диктором.

Продолжение следует.
Спасибо
ВерандрееваДата: Вторник, 27.03.2012, 21:07 | Сообщение # 17

Вера Андреева
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: физика, немного математика
Сообщений:
25
Награды: 0
Статус: Offline
Коллеги! А вы не пытались к древним прописям вернуться? Вот у моих родителей прекрасный прочерк, а у детей - курица лапой!
Спасибо
AYuDДата: Среда, 28.03.2012, 08:20 | Сообщение # 18

Андрей Юрьевич Долгов
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: информатика, математика
Сообщений:
352
Награды: 4
Статус: Offline
И как я должен к этому отнестись? Как к демонстрации связи тонкой моторики с умственным развитием?
Спасибо
AYuDДата: Среда, 28.03.2012, 22:59 | Сообщение # 19

Андрей Юрьевич Долгов
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: информатика, математика
Сообщений:
352
Награды: 4
Статус: Offline
Значит всё-таки демонстрация связи. Я не ошибся. Жаль.
Спасибо
AYuDДата: Среда, 28.03.2012, 23:06 | Сообщение # 20

Андрей Юрьевич Долгов
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: информатика, математика
Сообщений:
352
Награды: 4
Статус: Offline
Quote (стр. 56)
Способы предъявления текста для ввода в клавиатурном тренажере могут представлять собой:
полный текст ..., демонстрируемый на экране в ходе выполнения задания;

Опыт показывает, что это на всех этапах обучения, кроме, может быть, самого начального, наиболее правильный способ.
Пропущен ещё один способ предъявления текста - строка текста. Опыт показывает, что это второй правильный способ.

Quote (стр. 56)
бегущую строку (в каждый момент времени виден отдельный элемент текста – буква, слог, слово);

На самом деле суть бегущей строки в её перемещении при каждом нажатии на правильную клавишу на одну букву влево. Какая часть текста при этом отображается - дело десятое. Это очень плохой для начального обучения способ. При сколько-нибудь заметных скоростях печати создаёт дополнительные трудности (в глазах рябит). Хотя и может использоваться при создании упражнений игрового типа.

Quote (стр. 56)
картинки;

Тоже можно использовать для создания игровых упражнений, например, анимации, управляемой нажатиями на клавиши.

Quote (стр. 56)
слова с пропусками или ошибками – и те и другие требуют не автоматизированного, а осознанного набора букв.

Это уже не способ предъявления текста, а тип упражнения.
Спасибо
AYuDДата: Воскресенье, 08.04.2012, 21:00 | Сообщение # 21

Андрей Юрьевич Долгов
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: информатика, математика
Сообщений:
352
Награды: 4
Статус: Offline
Теперь надо понять, какие нужны упражнения.
Самая первая задача, которую надо решить ученику - запомнить расположение букв на клавиатуре. А первая задача учителя - помочь ученику запомнить расположение букв на клавиатуре.
Впрочем, само по себе расположение клавиш и букв не важно. Важно выполнять точно движения, в результате которых будут нажаты нужные клавиши.
Поэтому запоминание расположения букв на клавиатуре состоит из двух компонентов - запоминания исходного положения пальцев и запоминания движений пальцев к нужным клавишам.
Эти движения являются предметными действиями, но им соответсвуют действия, совершаемые в уме.
Следовательно, для разработки упражнений необходимо понимать, как предметные действия становятся умственными действия­ми. Ответ на этот вопрос даёт теория поэтапного формирования умствен­ных действий, разработанная П.Я. Гальпериным. Её основное положение состоит в том, что психи­ческая деятельность есть отражение внешних мате­риальных действий.
Исходную форма действия - это действие, выпол­няемое как внешний, чувствен­но воспринимаемый материальный процесс. Причём в полном составе своих операций.
В нашем случае - это процесс движения пальца из исходного положения к нужной клавише, нажатия на клавишу и возвращения в исходное положение.
Любое действие характеризуется четырьмя свойствами или параметрами:
- уровенем, на котором оно выполняется;
- степенью его обобщения;
- полнотой фактически выполняемых операций;
- степенью его освоения.
Уровни выполнения действия:
1.С материальными предметами (или их материальными изображениями).
В нашем случае - это нажатия клавиш, глядя на руки и клавиатуру.
2. В громкой речи (без непосредственного взаимодействия с предметами).
Это нажатия клавиш, не глядя на руки и клавиатуру, но с проговариванием каждого движения.
3. В уме.
Нажатия клавиш вслепую и без проговаривания.
Эти уровни являются этапами преобразования действия от материального к умственнаму.

С точки зрения теории поэтапного формирования умствен­ных действий процесс формирования умственного действия представляется так:
1. Создание ориентиро­вочной основы действия.
Всякое обучение новому действию начинается с ознакомления с заданием.
Наше задание - нажать заданную клавишу правильным пальцем.
Усвоить действие - значит не вспом­нить, как оно было показано, а суметь повторить его с новым ма­териалом и получить из него заданный продукт.
В нашем случае - нажать на другую клавишу, возможно, другим пальцем. При этом должно получиться правильное движение.
Для этого задание должно сопровождаться такой разметкой, которая позволила бы правильно выполнить заданное действие.
Действие разбивается на посильные для учащегося опера­ции. При этом необходимо обеспечить возможность учащегося самостоятельно проследить и выполнить действие на каждом его участке.
Эта разметка и есть ориентиро­вочная основа действия.
В нашем случае действием является нажатие на нужную клавишу правильным пальцем. Это действие разбивается на такие этапы:
- переместить палец к нужной клавише (или остаться в исходном положении), этот шаг может состоять из нескольких более мелких шагов к соседней с текущим положением пальца клавише (вперёд, назад, вправо или влево);
- нажать клавишу;
- вернуть палец в исходное положение.
Эти шаги достаточно просты, чтобы ученик смог сам проследить и выполнить каждый из них.

На этой основе были разработаны методики обучения машинописи (Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения, – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. - 272 с.) и клавиатурному письму (http://www.2hours.ru/). Однако это методики обучения взрослых. Надо ещё выяснить необходимость её адаптации для детей.
Спасибо
МамочкаДата: Воскресенье, 08.04.2012, 23:23 | Сообщение # 22

B,hfubvjdf Uekmyfhf
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Уфа

Сообщений:
1998
Награды: 22
Статус: Offline
AYuD, как то вы очень сложно все описываете: "Друг Аркадий, не говори красиво" ))
Ни в коем случае нельзя смотреть на клавиатуру и руки.

Я печатаю очень быстро - ровно как мыслю, так и пишу - вообще не задумываясь. Хуже печатаю когда перепечатываю текст (также быстро, но с огромным числом ошибок). Но я училась еще на новой жесткой печатной машинке (в девятом классе) по Шахиджаняну "Соло на пишущей машинке", а закрепляла чуть позже на каких-то простейших тренажерах компьютерных (ох и давно это было - 93-94 учебный год), потом позже зарабатывала этим учась в институте. От руки пишу уже намного хуже.

Мне кажется не надо слишком много разглагольствовать, меньше слов и больше дела.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Воскресенье, 08.04.2012, 23:41 | Сообщение # 23

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Quote (Мамочка)
Ни в коем случае нельзя смотреть на клавиатуру и руки.

Даже и-я и-я это понимаю! Сел за руль - смотри на дорогу.
Quote (AYuD)
Надо ещё выяснить необходимость её адаптации для детей.

Выяснить нужно не это, а саму целесообразность такого способа.
Спасибо
AYuDДата: Понедельник, 09.04.2012, 10:03 | Сообщение # 24

Андрей Юрьевич Долгов
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: информатика, математика
Сообщений:
352
Награды: 4
Статус: Offline
Дааа, ребята-трулялята... Я конечно понимаю, текст длиннее одной строки нормальные люди читают по диагонали и через строчку. Но результат-то получается какой-то такой ... не кошерный.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Понедельник, 09.04.2012, 12:13 | Сообщение # 25

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Quote (AYuD)
Дааа, ребята-трулялята... Я конечно понимаю, текст длиннее одной строки нормальные люди читают по диагонали и через строчку. Но результат-то получается какой-то такой ... не кошерный.

Вы сами видите, кто Вам задает вопрос, поэтому заранее извините.
Вы не могли бы растолковать это последнее высказывание? Не уловлю, в чем суть!
Спасибо
chernysh8Дата: Понедельник, 09.04.2012, 12:27 | Сообщение # 26

Ранг: Доцент (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Сообщений:
1503
Награды: 21
Статус: Offline
Quote (Мамочка)
Шахиджаняну "Соло на пишущей машинке",

Шахиджанян - голова!
Спасибо
AYuDДата: Понедельник, 09.04.2012, 17:07 | Сообщение # 27

Андрей Юрьевич Долгов
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: информатика, математика
Сообщений:
352
Награды: 4
Статус: Offline
Quote (Мамочка)
Мне кажется не надо слишком много разглагольствовать, меньше слов и больше дела.


Отвечаю:





Было бы очень интересно полюбоваться достижениями Людей Знающих Как Надо.
Спасибо
МамочкаДата: Понедельник, 09.04.2012, 17:28 | Сообщение # 28

B,hfubvjdf Uekmyfhf
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Уфа

Сообщений:
1998
Награды: 22
Статус: Offline
AYuD, здорово! А сколько малышам?
Спасибо
AYuDДата: Понедельник, 09.04.2012, 17:42 | Сообщение # 29

Андрей Юрьевич Долгов
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: информатика, математика
Сообщений:
352
Награды: 4
Статус: Offline
Вверху - 3ий, внизу - вроде, тоже 3.
Спасибо
AYuDДата: Понедельник, 09.04.2012, 17:46 | Сообщение # 30

Андрей Юрьевич Долгов
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: информатика, математика
Сообщений:
352
Награды: 4
Статус: Offline
Интересная клавиатура:

http://www.veyboard.nl/files/chapter_1_en.pdf
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Школа и компьютер, учитель и компьютер » Клавиатурное письмо (Об обучении клавиатурному письму в школе)
Страница 2 из 3«123»
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить