Страница 1 из 11
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Школа и компьютер, учитель и компьютер » Электронный учебник от московской мэрии (Профа­нация вме­сто инновации)
Электронный учебник от московской мэрии
AlexKДата: Суббота, 25.05.2013, 20:28 | Сообщение # 1

Алексей Харитонов
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: История
Сообщений:
360
Награды: 7
Статус: Offline
В прессе за последний год регулярно появляются сообщения о том, что Департамент образования Москвы ведет масштабный инновационный проект по апробации в 60 шко­лах 11 электронных учебников, разработанных на гранты мэра. Информации об этом эксперименте много, но она очень противоречива. Что есть факт, а что — фантазии журналистов и чиновников сразу и не поймешь. Автор замет­ки, опубликованной на кни­гоиздательском портале Pro-books даже решил, что речь идет об 11 моделях e-ink риде­ров, которые якобы испытываются в школах с целью выбора оптимальной замены по­лиграфическим учебникам.
Поскольку мы уже более 15 лет занимаемся созданием электронных учебников, нам за­хотелось разобраться в этой путанице без фантазеров-посредников. Зада­ча ознакомле­ния с апробируемыми учебниками оказалась непростой. Хотя список школ, участвующих в эксперименте, был опубликован, получить информацию «из первых рук» оказалось непросто. Некоторые школы заявили, что они об этой апроба­ции ничего не знают и им никто никаких электронных учебников не давал. Другие признали, что диск с электронным учебником у них есть, но он дан в единственном экземпляре и хра­нится в сейфе у завуча. Причем этот диск «никому не велено пока­зывать». Странная апробация... В итоге нам все же удалось «по большому блату» за­получить на несколько часов один из апробируемых учебников. Это оказался, разу­меется, никакой не e-ink ри­дер, а обычный CD-R с очень странной программой для Windows. Учителя и специали­сты, видевшие другие учебники, рассказали нам, что все 11 исполнены примерно на одном уровне и по единой технологии. Так что для понимания сути дела вполне доста­точно изучить один учебник. Что мы и сделали.
Издание, названное электронным учебником, на самом деле представляет собой ориги­нал-макет готового полиграфического учебника истории, безнадежно испорченный в ре­зультате его непрофессионально выполненного экспорта в HTML.
Многие иллюстрации полиграфического учебника в результате экспорта оказались уменьшены до размера, не позволяющего понять, что на них изображено. Особенно дико смотрятся карты, на которых невозможно практически ничего прочесть. Иллюстрац­ии почему-то оказались сверстаны в разрыв, в результате чего пространство экрана используется крайне нерационально. Только часть иллюстраций могут быть просмотрены в увеличенном размере, причем эта возможность реализована пре­дельно кустарным, неудобным образом — происходит прокрутка в конец единого длинного HTML-документа (в конце документа свалены все крупноформатные иллю­страции). В целом учебник напоминает корявые, неудобные и напрочь лишенные ка­кого-либо ди­зайна web-сайты середины 90х годов прошлого века. Даже школьники на уроках ин­форматики делают сейчас гораздо более профессионально сверстан­ные и удобные для чтения web-страницы.
Общая трудоемкость разработки данного издания явно не превышает одного челове­ко-месяца. Единственное, что сделано в этом издании заново — это гиперссылки на неко­торые термины и биографические справки (мягко говоря, очень лаконичные). Весь остальной контент из полиграфического издания экспортирован «как есть», без малей­шей адаптации под специфику экранного представления. Рука профессио­нального ди­зайнера и web-верстальщика этого издания явно не касалась.
В конец каждого параграфа учебника добавлены одна или несколько ссылок на гото­вые и никак не согласованные с основным текстом учебника электронные образова­тельные ресурсы из общедоступной коллекции ФЦИОР. Ресурсы этой печально знамен­итой коллекции были разработаны в 2007-2010 гг. по заказу МинОбрНауки. Кол­лекция ФЦИОР оказалась самой дорогой для бюджета и самой невостребован­ной учителями (ввиду крайне низкого качества большинства ресурсов, катастрофи­чески плохой рабо­ты плеера и, главное, полного отсутствия у разработчиков понима­ния того, зачем эти ресурсы создаются и как их использовать в учебном процессе). Подробнее о ФЦИОР см. мою статью в журнале «Эксперт»
(http://expert.ru/expert/2012/24/nesostoyavshayasya-innovatsiya/) и запись выступления на коллоквиуме в ИПИ РАН (http://www.history.ru/content/view/1962/0/ ).
Суммарные фактические затраты на разработку обозреваемого электронного учеб­ника никак не могли (даже с учетом уплаты всех налогов) превысить 50 тыс. рублей. Скорее всего, использовался труд одного-единственного малоквалифицированного ИТ-га­сторбайтера. При этом издатель получил за этот «шедевр» грант в 5 миллионов ру­блей. Получается, что примерно 99% выделенных средств были... «освоены».
Такое издание является не просто «первым блином», испеченным впопыхах. Все гораз­до хуже. Это — очевидная профанация идеи электронного учебника. Остается только догадываться, куда ушла громадная разница между выделенными из бюджета и реально потраченными средствами.
Еще одна пикантная деталь: обозреваемый учебник истории «победил» в конкурсе, несмотря на то, что он явно не соответствует техническому заданию. В частности — условию кроссплатформенн­ости, забитому в ТЗ. Данное издание может быть запущено только под Windows, причем дале­ко не всякая версия Windows с ним совместима. Нам только с пятой по­пытки удалось найти компьютер, на котором программа хоть как-то заработала (при этом плеер ФЦИОР традиционно «вис» каждые пять минут и почему-то зачеркивал весь контент диагональной черной линией). О совместимости данного издания с план­шетами не может быть и речи даже в перспективе, поскольку многие модули ФЦИОР принципи­ально непереносимы в iOs или Android (ибо они используют Adobe Flash).
В заключение приведем несколько скриншотов. Полагаем, что они в дополнительных комментариях не нуждаются. Увы! Все как всегда...

Скриншоты см. здесь:

http://cliosoft.livejournal.com/309.html


Сообщение отредактировал AlexK - Суббота, 25.05.2013, 20:30
Спасибо
НародноекиноДата: Вторник, 09.09.2014, 11:18 | Сообщение # 2

Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
2
Награды: 0
Статус: Offline
По информации от издательства "ДРОФА" ( http://www.drofa.ru/news/467.htm ), электронные версии учебников уже одобрены Министерством образования и их даже можно приобрести в магазине Литрес. Очень полезная функция для тех учебников, которых ещё нет в печати.
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Школа и компьютер, учитель и компьютер » Электронный учебник от московской мэрии (Профа­нация вме­сто инновации)
Страница 1 из 11
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить