Старая форма входа
Регистрация
Дорогие друзья!
Наш форум закрыт для общения сейчас,
но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.
Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.
Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова  
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей биологии, химии и географии » Природа: храм или мастерская? (Правильно ли в России учат географии?)
Природа: храм или мастерская?
alexschavva2014Дата: Четверг, 19.02.2015, 00:08 | Сообщение # 1
alexschavva2014

Алексей Шавва
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
5
Награды: 0
Статус: Offline
Доброго здоровья!
Прошу прощения за неформатную тему. Она, к сожалению, не о методике преподавания географии, и тем более, и к ещё большему сожалению, не о трудностях, сопутствующих преподаванию географии. Она о самой географии. И даже хуже того… smile
При всём уважении к цеху учителей-географов, методистов, составителей программ и авторов учебников имею некоторые основания сомневаться в совершенстве т.с. философской основы географического не столько обучения, сколько воспитания, формирования на школьной скамье правильного географического мировоззрения. Не хочу пока раскрывать эти основания. Возможно, они не благодаря обучению географии, а вопреки. С этими сомнениями и пришёл к вам.
Ключевые слова в заголовке темы. Обрели они актуальность к середине XIX века и были вложены в уста не очень симпатичного литературного героя: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Похоже, этот полемический вызов занимал тогда немало умов. Через сорок лет тезис был несколько перефразирован подвижником растениеводства России харизматичным Мичуриным. Этот вариант не менее известен: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». Так и дошла мысль в двух формулировках и ореоле правильности для большинства людей до конца шестидесятых годов XX века. А с того времени акцент стал смещаться на противоположное: «Хватит уже, намастерили». Постепенно природа вновь утвердилась в общественном мнении в статусе храма. (Правда, там, где личные выгодные или удобные возможности, общественное мнение часто не работает)
Какова сейчас мировоззренческая основа школьного географического воспитания? Понятно, что явного выражения эта основа может и не иметь. Но подспудно в учебниках и уроках, думаю, присутствует. Тут уж либо «… не храм…», либо «хватит уже, намастерили». Посмотрел два современных учебника с камертоном в руке, настроенным на вопрос этой темы. Разница между учебниками есть…
Вопрос не праздный. И разговор может получиться интересный.
Заранее благодарен всем, кто пожелает высказаться.

С уважением,
Алексей
19.02.2015
Александр_ИгрицкийДата: Четверг, 19.02.2015, 00:44 | Сообщение # 2
Александр_Игрицкий

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Должность: Freelancer
Сообщений:
11095
Награды: 129
Статус: Offline
alexschavva2014, Вы не могли бы простыми словами пояснить смысл мудрёностей:
- философские основы географического воспитания;
- правильное географическое мировоззрение.
Кто принимает решение о правильности? Голосованием в РАН? Народ? Автор?
Цитата alexschavva2014 ()
Какова сейчас мировоззренческая основа школьного географического воспитания? Понятно, что явного выражения эта основа может и не иметь. Но подспудно в учебниках и уроках, думаю, присутствует. Тут уж либо «… не храм…», либо «хватит уже, намастерили».

Либо-либо.
Суть союза «либо…, либо» заключается в соединении несовместимых друг с другом суждений. Этим определяется его семантика. В данном случае его использование автоматически декларирует намеренное и совершенно необоснованное исключение любой альтернативы.
Наивный вопрос:
Вы знакомы с разделительно-категорическими силлогизмами?
19.02.2015


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Четверг, 19.02.2015, 00:50
alexschavva2014Дата: Пятница, 20.02.2015, 01:34 | Сообщение # 3
alexschavva2014

Алексей Шавва
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
5
Награды: 0
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
Вы не могли бы простыми словами пояснить смысл мудрёностей:
- философские основы географического воспитания;
- правильное географическое мировоззрение.

Действительно, если вырвать из контекста, стороннему человеку этот «вырвыш» может показаться некими мудрёностями. Однако если этот человек даст себе труд прочитать заголовок темы, а ещё лучше – весь постинг, то для требований упростить слова оснований не видать. Первый тезис, где «Природа не храм…», как одно из ключевых мировоззренческих расхождений Базарова и «не базаровых» рассматривают даже не в последних классах средней школы. Со вторым, Мичуринским, в моё время знакомили, кажется, в пятом классе, в курсе ботаники.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Кто принимает решение о правильности? Голосованием в РАН?

Если бы меня интересовало мнение РАН, зачем бы я приходил на этот форум? Если не ошибаюсь, он – не РАН.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Народ?

Народ в его географических представлениях есть продукт труда учителей-географов. Или шире: системы обучения географии. Судить будем «по делам его». Если географические представления народа на пользу самому народу – отлично (лишённые каких-либо «представлений» стяжательство, либо разгильдяйство… Ага!!!. Также их альянсы в любых пропорциях - не рассматриваем). Если нет – «подгнило что-то в Датском королевстве».
Цитата Александр_Игрицкий ()
Автор?

Та боже ж избавь. Автор скромен как… не помню что на морозе. Смотрите, как пишет
Цитата alexschavva2014 ()
При всём уважении к цеху учителей-географов, методистов, составителей программ и авторов учебников имею некоторые основания сомневаться в совершенстве (...) С этими сомнениями и пришёл к вам.

Цитата Александр_Игрицкий ()
Наивный вопрос:
Вы знакомы с разделительно-категорическими силлогизмами?

Ещё более наивный ответ: нет.
Хорошо, что Вы меня сейчас не видите. Я пунцово-красный. Мне стыдно. Стыдно за себя. Стыдно за Тургенева. Ну, мог ведь он написать: «Природа иногда храм, а иногда мастерская», - как было бы замечательно. Но не был он знаком с разделительно-категорическими силлогизмами. Стыдно за людей, которые в 1971 году внезапно и полностью перековали в своих убеждениях орала «мастерения» в природе на мечи энвайронментализма…
А вообще-то я на «намекнутую» Вами альтернативу согласен. Пусть будет, как Вы хотите: иногда храм, иногда мастерская. Но тогда придётся отыскивать на поле географии границу между природой-храмом и природой-мастерской.
Вообще план работы вижу так.
С Вашего позволения привожу цитаты из учебников географии для средней школы.
Мы ищем чего там нет. А должно бы быть. Если в других учебниках оно есть переходим ко второму направлению обдумывания.
Если нет ни в одном учебнике, думаем, почему нет. По узости кругозора или по осознанной убеждённости.
Потом находим случай, когда повальное незнание в народе того, чего нет в учебнике географии, привело к непониманию народом того, что произошло. И к упрямому повторению типа «хватит уже, намастерили». Что есть предпосылка к повторению крайне нежелательного явления.
Цитаты
Цитата
Топливная промышленность и электроэнергетика мира §20 География 10 класс Учебник: Бахчиева О. А./ Под ред. Дронова В. П. География ( базовый уровень ) – презентация
http://www.myshared.ru/slide/469948/
Слайд 11
ГЭС - гидроэлектростанции Гидроэлектростанции преобразуют энергию потока воды в электроэнергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы. Наибольший КПД гидроэлектростанция имеет тогда, когда поток воды падает на турбину сверху. Для этих целей строится плотина, поднимающая уровень воды в реке и сосредотачивающая напор воды в месте расположения турбин. При постройке плотины образуется водохранилище. Вода, залившая огромные площади, необратимо изменяет окружающую среду. Подъем уровня реки плотиной может вызвать заболоченность, засоленность, изменения прибрежной растительности и микроклимата. Кроме того, плотина перегораживает путь рыбе, идущей на нерест. Затапливаются поля, леса, выселяются с насиженных мест люди. водохранилища 73,3 км 3. Итайпу Бразилия - Парагвай, 1260 мвт Черчилл - Фолс Канада,5200 Санься Китай, 1770 По рис. 53 определите страну нахождения данных ГЭС и их мощность.


Цитата отвратительна.

Цитата
Вода и человек. Водные ресурсы. Охрана вод. (Урок географии в 8-м классе)
Кукленок Светлана Николаевна, учитель географии
http://festival.1september.ru/articles/580153/
Реки России полноводны весной. Почему? (Смешанное питание с преобладанием снегового).

Потребность в воде наибольшая на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить потребности в воде, создаются пруды и водохранилища.
В чем различие между прудами и водохранилищами? (Водохранилища гораздо крупнее прудов по площади и запасам воды, они создаются на крупных реках.)

Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.

Ежегодно в России из разных источников для хозяйственных нужд изымается много воды - в среднем около 2% речного стока. Однако в некоторых районах с высокоразвитой промышленностью и большой долей орошаемого земледелия этот показатель достигает 40%. Вода, используемая для водоснабжения человека и его хозяйства, возвращается в гидросферу не в полном объеме и не всегда в чистом состоянии. Много воды теряется за счет испарения с орошаемых полей и поверхностей искусственных водоемов, из-за несовершенных промышленных технологий и утечек из водопроводов. Антропогенное воздействие уменьшило годовой сток Волги на 10%, а Дона, Кубани, Терека - на 25-40%. Сток малых рек европейской части России снизился на 50%, многие из них просто исчезли.

Итак, человек влияет на водные ресурсы.

- Рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние.
(…)
Потребность в воде наибольшая на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить потребности в воде, создаются пруды и водохранилища.
В чем различие между прудами и водохранилищами? (Водохранилища гораздо крупнее прудов по площади и запасам воды, они создаются на крупных реках.)

Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.

Ежегодно в России из разных источников для хозяйственных нужд изымается много воды - в среднем около 2% речного стока. Однако в некоторых районах с высокоразвитой промышленностью и большой долей орошаемого земледелия этот показатель достигает 40%. Вода, используемая для водоснабжения человека и его хозяйства, возвращается в гидросферу не в полном объеме и не всегда в чистом состоянии. Много воды теряется за счет испарения с орошаемых полей и поверхностей искусственных водоемов, из-за несовершенных промышленных технологий и утечек из водопроводов. Антропогенное воздействие уменьшило годовой сток Волги на 10%, а Дона, Кубани, Терека - на 25-40%. Сток малых рек европейской части России снизился на 50%, многие из них просто исчезли.

Итак, человек влияет на водные ресурсы.

- Рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние.

Задание: заполните таблицу в задании 4 на компьютере, один человек у интерактивной доски. Слайд № 11

Использование водыводопользование водопотребление
Рыбное хозяйство Промышленность
Гидроэнергетика Сельское хозяйство
Речной транспорт Коммунальное хозяйство (вода в квартире, полив улиц)
Купание в реке
Рыбалка на берегу с удочкой
Водопользователи загрязняют воду, ухудшают ее качество В результате потребления воды становится меньше, т.е. уменьшается ее количество, но и меняется качество воды из-за стоков.

Приведите примеры ухудшения качества воды.

А) сплав древесины (молевой) - часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняя воду ядовитыми веществами. (Слайд № 12).

Б) загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме того, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.е. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни и даже города. (Слайд № 13).

Охрана вод, система обратного водоснабжения.

Как сохранить воду чистой для нас и будущих россиян? (Слайд № 14).

Ребята называют ответы, учитель постепенно открывает шторку для проверки.

- Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.

- Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии.

- Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

Стихийные явления. (Слайд № 15)

Вода может приносить человеку много бедствий.

Это стихийные явления:

наводнения, снегопады, сели, лавины, наледи, гололед, ливни.

40 % всех стихийных бедствий приходится на наводнения. Открыть видео о наводнениях.

На каких реках чаще бывают наводнения? Почему?

(На реках Северного стока. Весной в верховьях рек, находящихся южнее низовьев, уже ледоход и половодье, а в низовьях лед еще не ушел. В результате образуются ледяные заторы, плотины, выше которых поднимается уровень воды, и река выходит их берегов.)

Особенно часто наводнения случаются на участках рек с низкими берегами (Обь, Лена). Вспомнить наводнение в Ленске. Во время муссонных дождей наводнения бывают и на реках Дальнего Востока. На берегах Амура нельзя селиться, особенно на низменных участках.


Это лучше. Но важного, что ищем – нет.
Поздно уже. Завтра на работу.
Будьте здоровы.
P.S.
Александр, понимаю, что вопрос трудный. Скажите, что в моём первом постинге вызвало неприятие? Казалось бы, я - воплощённая вежливость. Открыл неожиданную тему. (к открытию тем есть здесь призыв) Возможно, покажу некий недостаток в обучении географии. Это плохо?
Вместо имени, Вы обратились ко мне абракадаброй, которую дал Яндекс при регистрации. Вы хотели меня укусить? За что? Неужели честь мундира? Я полагал, что честь мундира не на первом месте системы ценностей Учителя.
20.02.2015


Сообщение отредактировал Екатерина_Пашкова - Суббота, 21.02.2015, 12:39
Александр_ИгрицкийДата: Пятница, 20.02.2015, 09:58 | Сообщение # 4
Александр_Игрицкий

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Должность: Freelancer
Сообщений:
11095
Награды: 129
Статус: Offline
alexschavva2014, доброе утро!
В Москве.
Отвечаю Вам, как умею, не только с того самого конца, но и буквально per anum. Обратите внимание - одно "n"!
Цитата alexschavva2014 ()
Вместо имени, Вы обратились ко мне абракадаброй, которую дал Яндекс при регистрации.

Я обращаюсь к Вам так, как это принято здесь на форуме. Многие даже простят не называть их по имени.
Абракадабру Вам дали.
Вы взяли.
Вы узаконили.
Какие у Вас претензии?
Цитата alexschavva2014 ()
Вы хотели меня укусить?

Ни-ни. Я не из этого вольера.
Цитата alexschavva2014 ()
За что?

Если бы был из вольера кусачих или кусючих, то укусил за то, что ближе всего.
Цитата alexschavva2014 ()
Неужели честь мундира?

Я сугубо гражданский человек. Слово мундир употребляю не чаще одного раза в год и лишь при острой необходимости.
Нравственно-моральное понятие "честь мундира", к пониманию которого Вы хотите меня привести, мне если и знакомо, то понаслышке.
Причины очень простые. С мундиром выяснили, учителем или Учителем я не являюсь, а о понятии честь имею собственное представление в соответствии с долгой жизнью в том вольере, в котором оказался.
Будем считать преамбулу законченной.
О главном.
Цитата alexschavva2014 ()
Хорошо, что Вы меня сейчас не видите. Я пунцово-красный. Мне стыдно. Стыдно за себя. Стыдно за Тургенева. Ну, мог ведь он написать: «Природа иногда храм, а иногда мастерская», - как было бы замечательно. Но не был он знаком с разделительно-категорическими силлогизмами.

Чувство стыда мне не знакомо. Вас не пойму. Ни буквально, ни фигурально.
О Тургеневе Вы оригинально высказались.
Это точно.
Цитата alexschavva2014 ()
Потом находим случай, когда повальное незнание в народе того, чего нет в учебнике географии, привело к непониманию народом того, что произошло. И к упрямому повторению типа «хватит уже, намастерили». Что есть предпосылка к повторению крайне нежелательного явления.

Я принял участие в беседе, чтобы понять, а что же, собственно, Вам интересно?
Пока не понял, как не понял и утверждение:
Цитата alexschavva2014 ()
Цитата отвратительна.

Чем?
Если Вы найдете время объяснить свою позицию, можно говорить дальше.
У меня к этой цитате, как и ко всему синему у Вас, совершенно спокойное отношение.
Чем же Вас лично это так задело??
И Вам здоровья.
20.02.2015
Екатерина_ПашковаДата: Пятница, 20.02.2015, 14:49 | Сообщение # 5
Екатерина_Пашкова

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Группа: Администраторы
Должность: преподаватель ИКТ
Сообщений:
7235
Награды: 285
Статус: Offline
Александр_Игрицкий, alexschavva2014, давайте дальше общаться исключительно по сути вопроса в первом сообщении. Но почему речь только о географии? Что именно Вы хотите обсудить, автор темы? Начинайте первым.
20.02.2015
Александр_ИгрицкийДата: Пятница, 20.02.2015, 15:04 | Сообщение # 6
Александр_Игрицкий

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Должность: Freelancer
Сообщений:
11095
Награды: 129
Статус: Offline
Екатерина_Пашкова, Екатерина Ивановна!
Полностью Вас поддерживаю.
Ничего личного к автору темы, но совершенно расплывчатое содержание.
Что обсуждать?
Почему Евгений Васильевич так отозвался о природе? Это даже не к Тургеневу вопрос, который согласился бы с тем, что наша среда обитания есть и храм, и мастерская.
Или абсолютно верные слова Мичурина о том, что человек всегда брал и будет брать от природы то, что ему нужно? От пещерного до наших дней.
Как брать - это другой вопрос.
Что в цитатах обсуждать?
Лингвистические особенности и особенности природопользования?
Нет позиции автора, а отвечать безмолвным авторам учебников глупо.
Я не увидел там никакой крамолы.
Я с радостью приму участие в предметном обсуждении.
А переживать о подтоплении берегов Амура я буду только в том случае, если соберусь там жить.
Или руководить соответствующим регионом.
Никак не раньше.
Освобожусь, напишу конкретно по теме.
20.02.2015


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Пятница, 20.02.2015, 15:09
LaVidaДата: Пятница, 20.02.2015, 18:01 | Сообщение # 7
LaVida

LaVida
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1742
Награды: 29
Статус: Offline
Цитата alexschavva2014 ()
Какова сейчас мировоззренческая основа школьного географического воспитания?


*узнать свою страну и мир
*найти своё место и осознать свою роль на планете.
*после оценки места и роли полюбить Землю, себя на ней
*стать ответственным Землепользователем.
20.02.2015
Александр_ИгрицкийДата: Пятница, 20.02.2015, 21:26 | Сообщение # 8
Александр_Игрицкий

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Должность: Freelancer
Сообщений:
11095
Награды: 129
Статус: Offline
alexschavva2014, можно ли считать, что после ответа LaVida в сообщении 7 тема себя исчерпала?
20.02.2015
alexschavva2014Дата: Суббота, 21.02.2015, 06:06 | Сообщение # 9
alexschavva2014

Алексей Шавва
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
5
Награды: 0
Статус: Offline
Всем доброго времени!
Цитата LaVida ()
*стать ответственным Землепользователем.

Блеск! На мрамор!

Добавлено (21.02.2015, 04:46)
---------------------------------------------

Цитата Екатерина_Пашкова ()
Александр_Игрицкий, alexschavva2014, давайте дальше общаться исключительно по сути вопроса в первом сообщении.

Двумя руками ЗА!
Цитата Екатерина_Пашкова ()
Но почему речь только о географии?

Мне кажется, что надеждой на экономическое развитие для других стран могут быть разные сферы знаний и обстоятельств. Основной надеждой России может быть только география. Если не забывать, что возобновляемые источники энергии – епархия географии.
Цитата Екатерина_Пашкова ()
Что именно Вы хотите обсудить, автор темы?

Я хочу обсудить связь географии в учебнике, географии в школе и географии в жизни. Я хочу обсудить, как мировоззрение сообщества людей, причастных к географии в школе, становится впоследствии руководством к действиям (или бездействию) в прошлом «географической паствы». Помните, у Жванецкого? "Может в консерватории что подправить?"
Цитата Екатерина_Пашкова ()
Начинайте первым.

Слушаюсь и продолжаю. smile

Добавлено (21.02.2015, 05:08)
---------------------------------------------

Цитата Александр_Игрицкий ()
Чем?
Если Вы найдете время объяснить свою позицию, можно говорить дальше.
У меня к этой цитате, как и ко всему синему у Вас, совершенно спокойное отношение.
Чем же Вас лично это так задело??

Думаю, видно, что цитаты сравниваются по отношению к объектам, которые в нормативных документах именуются крупными ГТС (гидротехническими сооружениями).
Смотрим ещё раз
Для этих целей строится плотина, поднимающая уровень воды в реке и сосредотачивающая напор воды в месте расположения турбин. При постройке плотины образуется водохранилище. Вода, залившая огромные площади, необратимо изменяет окружающую среду. Подъем уровня реки плотиной может вызвать заболоченность, засоленность, изменения прибрежной растительности и микроклимата. Кроме того, плотина перегораживает путь рыбе, идущей на нерест. Затапливаются поля, леса, выселяются с насиженных мест люди.
Это всё что автор сочла нужным написать о крупных ГТС.
Это учебник. Базовый. Однобокость написания обусловлена одним из двух. Недостаточной информированностью автора. Или нравственными, мировоззренческими представлениями о предмете.
Я склоняюсь к объяснению вторым. Обратите внимание: о крупных ГТС не сказано ни одного доброго слова. Написано так, что кроме экологического вреда - ничего.
Автор второй цитаты видит в крупных ГТС положительные стороны кроме вращения колёс турбин.
Но это презентация урока «линейного» учителя географии.
И, наверное, не надо принижать значение учебников. Неправильно было бы считать, что в учебник можно, ничтоже сумняшеся выплеснуть эмоции, дать однобокую позицию, и останется без последствий: дескать, с годами самостоятельной взрослой жизни ученик самостоятельно же всё правильно поймёт. Это было бы профанацией самого дела школьного образования.
Второй источник упоминает стихийные бедствия на водных объектах России. 40% всех стихийных бедствий – наводнения. Это, к сожалению, не подмывание берега Амура. Это бедствия с очень большим ущербом и со сбором пожертвований пострадавшим через телевизионную программу первого ТВ канала, пущенную в прайм-тайм. С ущербом, не в лучшую сторону влияющим на состояние карманов всех граждан России, в т.ч. не живущих на берегах рек и не руководящих там районами.
Ни второй, ни, тем более первый источники не увидели основного назначения крупных ГТС в регулировании стока рек, (в т.ч. в предотвращении наводнений). Пусть бы попробовал кто-то, глядючи в первый источник, объяснить возможность и полезность строительства крупного ГТС - Красногорского водоподъемного гидроузела http://gubernator.omskportal.ru/ru/governor/300/gudrouzel.html - которое вообще без электрогенерации. Решение о его строительстве было не бесспорным. Теперь представим, что строить или не строить зависело от воли человека, очень добросовестно учившегося географии по первому процитированному источнику и впитавшего, как дитя с молоком матери, ту ментальность в отношении к крупным ГТС, на основании которой писана первая цитата. Это лицо примет необходимое решение о строительстве? Или жизнь его переучит и подготовит для принятия правильного решения? А может быть лучше сразу, без необходимости переучивания?
2013 год был особо урожайным на небывалые наводнения: Краснодарский край, Дальний Восток... Ликвидировать последствия наводнения в бассейне Амура пришлось до середины 2014 года. Ложные представления о роли крупных ГТС (благодаря учебникам, как процитированный первый) глубоко укоренились в сознании общества. Пользуясь вынужденным досугом, я не очень давно написал (имея в виду предмет «география») текст, который позволю себе процитировать.
Вот форум, на котором обсуждалось наводнение августа-сентября 2013 в бассейне реки Амур http://www.police-life.ru/index.php?threads/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5%D0%BC-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%8 2%D0%BE%D0%BA%D0%B5.3307/ . (Эта ссылка, кажется, уже не работает) Идет обычное изложение сведений о том, где что затоплено, какой отметки уже достигла вода и какой ещё достигнет. Никто из участников обсуждения не задаётся вопросами о том, что можно было сделать и что надо сделать, чтобы впредь свести к минимуму подобные явления и последствия от них. Ход событий, при котором где-то кого-то заливает, мы охаем, разглядывая фото и киноматериалы о наводнении, а потом собираем пожертвования для пострадавших, кажется широкой публике естественным и даже неплохо занимающим внимание.
Топикстартер открыл тему потому, что понял, что произошло на Амуре. Он ближе всех к необходимому, рациональному направлению беседы. Но мысль, которую он продвигает, не понимают «в упор», никак на неё не реагируют. Наконец найдена статья http://moole.ru/blog/pravda/news/468321-rukotvornyjj-maksimum.html , написанная специалистом. Казалось бы, всё стало на свои места. Но в этой аналитической статье есть ненавистная ментальности широкой публики фраза: «Современное состояние науки и техники позволяет регулировать стихийные процессы, не только сводя их разрушительное воздействие к минимуму, но и получая при этом немалую материальную выгоду». Ненавистен смысл этой фразы, констатация возможности Человека ограничивать, да ещё ограничивать с помощью ГЭС с их водохранилищами, те явления, по поводу которых принято охать, глядючи в телевизор.
Широкая публика хорошо знает, что ГЭС – зло. Она если не читала, то слышала о повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Широкая публика, возможно, видела трогательный эпизод художественного фильма, где из воды водохранилища торчит церковная колокольня, и под водой речное течение раскачивает почему-то не снятый колокол. Мальчишка ныряет и дергает веревку. И колол звонит, неслышно белому свету, по своей горькой судьбе, по всему, чем жила когда-то эта ушедшая на дно земля.
И широкая публика защитит свою психику психологическим приёмом вытеснения. Вытеснения всего, что относится к возможности предотвращения речных наводнений... Через некоторое время в мирной беседе верных сынов широкой публики Иванова и Петрова, допустим, в купе поезда прозвучит:
- Помните, в августе-сентябре 2013 было большое наводнение на Амуре? Читал я тогда статью. Причина наводнения в том, что при недоброй памяти СССР построили Зейскую и Бурейскую ГЭС.
- Вот оно как! Давно я чувствовал что-то такое. Понастроили этих ГЭС, намастерили. Тьфу...
Мне вспоминается известная пословица про исправление горбатого...
Отмечу, что до слова «помните» дело не дошло. Мои товарищи по работе высказались именно так и сразу же, как прочитали статью по вышеприведённой ссылке…
(…)
Прочтя текст про него по приведенной выше ссылке, нельзя не задаться вопросом: так было или не было ОАО "РусГидро" обязано регулировать сток рек Зея и Бурея начиная с июня?
В Уставе ОАО "РусГидро" от 29.06.2012 в п. 3.1 расписаны цели:
~ ... безопасности генерирующих объектов
~ реализации Государственной политики в области гидроэнергетики
...
~ получения прибыли.
Смотрим "Основные направления Государственной политики и законодательной поддержки гидроэнергетики", утвержденные председателем Российского национального комитета по большим плотинам. Есть в этом творении положения об эффективном управлении водными ресурсами, о защите от паводков. Но нет четкого указания на обязанность регулировать сток рек. И возмещение ущерба установлено, только если ущерб кому-нибудь нанесен в результате аварии на ГЭС.
Это и понятно: регулирование стока рек противоречит цели получения прибыли, потому что прибыль максимально высока, если уровень воды в водохранилище постоянно максимально высок. Вот бы и поинтересоваться гражданскому обществу, поразмышлять и направить законотворчество. Ан нет. Никто гражданскому обществу "правов" на подобные размышления не давал. А на какие размышления ему права "додены"? На размышления о том, что Пуси Риот, гомосексуализм не пройдет, хотя либерасты ему и потворствуют, многие водители, сволочи, пьют и нарушают, надо же что-то делать, курят очень многие, надо же что-то делать, топ-чиновники воруют, жаль, Путин мало их гоняет, но зато каков молодец оказался в Сирии.
Интересно рассмотреть "корреляцию" между топ-чиновниками и гражданским обществом на конкретном примере. У председателя комитета, утвердившего вышеупомянутые "Основные направления... ", В.А. Пехтина была стычка с ярким представителем гражданского общества А.А. Навальным. Как яркий представитель, Навальный конечно не заинтересовался, забыл председатель прописать в "Основных направлениях" возмещение ущерба от не регулирования стока рек, или "забыл", или не позволило вышестоящее законодательство. Как яркий представитель, Навальный заинтересовался зарубежной квартирой В.А. Пехтина. Апельсин, конечно, вкусная штука, но дохлая крыса все-таки вкуснее. Наводнение на Амуре, конечно, неприятность, но зарубежная квартира председателя комитета - несопоставимо большее зло. Свойство души российского населения таково, что из всех возможностей этой жизни более всего интересны возможность украсть и возможность выявить вора, нарушителя Закона. Поэтому российское население, включая его ипостась - гражданское общество, никогда не искало и не будет искать корни бед жизни в плохом написании законов, но только в их нарушении. Закон есть закон. Его не обсуждают, а выполняют (любим мы армейские формулировки). Ну, не сбросило ОАО "РусГидро" в июне из водохранилищ на Зее и Бурее. Так ведь в законе обязанность и не прописана. Значит, и разговаривать не о чем. Собрать денежки в помощь пострадавшим от наводнения на Амуре, и делу конец. Вот зарубежная квартира - другое дело. На какие шиши?!!

Могу добавить, что после стычки с Навальным В.А. Пехтин покинул Государственную Думу и устроился на работу членом совета директоров ОАО «РусГидро».
Ладно, здесь от определённой (не в последнюю очередь преподаванием географии определённой) ментальности – прямой ущерб. Есть ещё понятие «упущенная выгода».
Неприятие проекта «Поворот сибирских рек на юг» из той же бочки наливали. Но это уже упущенная выгода.

Добавлено (21.02.2015, 05:19)
---------------------------------------------

Цитата Александр_Игрицкий ()
Я с радостью приму участие в предметном обсуждении.
А переживать о подтоплении берегов Амура я буду только в том случае, если соберусь там жить.
Или руководить соответствующим регионом.
Никак не раньше.
Освобожусь, напишу конкретно по теме.

Думаю, это будет интересно

Добавлено (21.02.2015, 06:06)
---------------------------------------------

Цитата Александр_Игрицкий ()
alexschavva2014, можно ли считать, что после ответа LaVida в сообщении 7 тема себя исчерпала?

Ответ хорош.
Можно считать исчерпанной.
Предлагаю завершающую резолюцию

Участники обсуждения признали неудовлетворительным состояние актуальных учебников географии для средней школы в части изложения материала о плотинах, о крупных гидротехнических сооружениях.
Необходимы дополнения о возможности и необходимости регулирования стока рек, предотвращения наводнений с помощью крупных ГТС.
Здесь надо устремить понимание учащимися следующего. Наводнение на реке в России свидетельствует о том, что на данной реке либо недостаточно крупных ГТС, и их число надо увеличивать, либо они неправильно используются.
Надо отметить положительное влияние водохранилищ на континентальные климатические условия России: снижение жары в летнее время, повышение средней температуры в зимнее.
Необходимо прививать учащимся способность разумного отношения к крупным проектам, в т.ч. к проекту «Поворот сибирских рек на юг».
Наилучшей базой для такого воспитания видится известная фраза И. Мичурина: ««Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача».


biggrin
21.02.2015
Александр_ИгрицкийДата: Воскресенье, 22.02.2015, 00:23 | Сообщение # 10
Александр_Игрицкий

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Должность: Freelancer
Сообщений:
11095
Награды: 129
Статус: Offline
alexschavva2014, наступает моё любимое время - ночь.
Спокойно Вам отвечу.
В тех случаях, когда сочту нужным, приведу аргументы.
Цитата alexschavva2014 ()
Мне кажется, что надеждой на экономическое развитие для других стран могут быть разные сферы знаний и обстоятельств.

Никогда не думал об этом.
Они сами решат.
Цитата alexschavva2014 ()
Основной надеждой России может быть только география.

Очень напоминает:
"Теперь вся сила в гемоглобине."
Ильф&Петров.
Утверждение совершенно голословное, бездоказательное и в высшей степени наивное. Здесь и обсуждать нечего.
Цитата alexschavva2014 ()
Если не забывать, что возобновляемые источники энергии – епархия географии.

Оригинальная мысль! Тогда горнорудная и тяжелая промышленность - епархия перинатологии, поскольку все сталевары и рудокопы не миновали родильных домов.
Возобновляемые источники энергии.
С одной стороны, любой источник энергии в принципе является возобновляемым. Здесь никаких особенных проблем нет. Речь может идти лишь о времени возобновления, затратах на регенерацию, способах, эффективности и прочем.
С другой стороны, принципиально возможна лишь частичная рекуперация, поэтому полного возобновления нет и быть не может. И важно еще то, что все эти проблемы не имеют к географии никакого отношения. Это чисто физические и технические проблемы. Социальные, экономические, экологические проблемы, безусловно, важны, но лишь второстепенны.
Ни один современный источник энергии сегодня не является ни идеальным, ни нейтральным по отношению к глобальным процессам на Земле. Вода рек, ветер, приливы, геотермальное тепло, солнечная энергия, традиционное топливо и биотопливо. Любой из этих источников при его интенсивном использовании оказывает влияние на Землю. Казалось бы самый безобидный источник энергии - солнечные батареи - ничему не мешают. Однако и они, покрывая своими поверхностями огромные территории, нарушает тот тепловой и обменный баланс, какой был без них.
На сегодняшний день единственным признанным возобновляемым источником энергии с практически безграничными ресурсами является атомная энергия, в не таком уж далеком будущем - ядерная. Это самый надежный, самый эффективный, наименее зависимый от географических особенностей территории размещения и самый безопасный источник энергии. Мировое сообщество с каждым годом все большее предпочтение отдает именно атомной энергетике.
Относительно ГТС.
Я не специалист в тонкостях этого вопроса. Обсуждать особенности ГТС не собираюсь. Но с другой стороны для каждого здравомыслящего человека понятно, что те масштабы вмешательства в природу, какие связаны именно с ГТС, никак не могут оставаться без внимания этой самой природы. Предложения относительно изменения направления течения рек с любыми даже самыми благородными целями есть не просто авантюризм, а преступная безграмотность на государственном уровне. В то время, когда мировое научное сообщество не может нормально прогнозировать погоду, понять причины и предсказать последствия землетрясений, извержений вулканов, цунами, торнадо, головотяпы от науки "позволяют себе давать советы вселенского масштаба и вселенской же глупости" (М.А.Булгаков).
Ни один вменяемый руководитель государства не должен одобрять ни один подобный проект до тех пор, пока у него на столе не будет детально проработанный проект с подробнейшим математическим моделированием всех возможных аспектов проекта и последствий. Более того, подобные проекты, являясь проектами глобального масштаба, должны обсуждаться и утверждаться ЮНЕСКО.
Я не обращаю никакого внимания на совершенно лишние отступления политического характера. Глупости это. Глупости.
Цитата alexschavva2014 ()
Предлагаю завершающую резолюцию

Резолюцию отклонить полностью.
Молодому поколению объяснить всю безрассудность бездумного вмешательства в геологические процессы и климат.
Учебники оставить в покое.
Относительно мудрейших слов Мичурина нужно дать юннатам некоторое разъяснение:
Одно дело заниматься селекцией локально в Козлове и, не дожидаясь милостей от природы, выводить новые сорта чего бы то ни было. И совсем другое дело вмешиваться в геосферы и геосистемы нашей планеты.
Вмешиваться бездумно, без детальной проработки, на уровне желаний.
Сие есть мания величия, выраженный парафренный синдром. Обычно вырастает, как не странно, из комплексов неполноценности.
Абсолютно ничего личного.
Исключительно как оценка идеи.
22.02.2015


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Воскресенье, 22.02.2015, 00:34
alexschavva2014Дата: Понедельник, 23.02.2015, 11:21 | Сообщение # 11
alexschavva2014

Алексей Шавва
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
5
Награды: 0
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
Никогда не думал об этом.
Они сами решат.

Они решают. И добиваются своими решениями различных успехов. Потом их успехи и наши успехи анализирует структура ООН по человеческому развитию. Потом эта структура публикует шкалу стран по качеству жизни (комплексный показатель). Заявить, что качество жизни в стране, где мы живём, не интересно, было бы лукавством. Наши достижения – не блеск. На уровне 65-70 место. Куба на десяток мест лучше. (по сост примерно на 2009 год). Япония незадолго до Фукусимы-цунами вытеснила США с четвёртого места (после Фукусимы несколько опустилась в рейтинге). Это притом, что у Японии небольшая территория и нет полезных ископаемых. Дальше мысль должна привести к анализу возможностей Японии и возможностей Росси в борьбе за достойный рейтинг по результатам исследования ООН.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Цитата alexschavva2014 ()
Основной надеждой России может быть только география.
Очень напоминает:
"Теперь вся сила в гемоглобине."
Ильф&Петров.
Утверждение совершенно голословное, бездоказательное и в высшей степени наивное. Здесь и обсуждать нечего.

Слово география, когда оно в одном предложении со словом Россия можно понимать трояко:
- Совокупность природных условий территорий и акваторий России, в какой-то мере хозяйства, уже имеющегося на этих территориях и акваториях (см. ст. Вики «Георгафия России»).
- Система знаний о вышеуказанных условиях, исследований этих условий и разработки путей использования этих условий. Т.е. наука география.
- Школьный предмет. Это понимание наименее соответствует моему.
Поняв слово в третьем значении, Вы обрушили громы и молнии на своё понимание…
Интересно, если основной надеждой России может быть география, что послужило основой достижения Японией её уровня? Трудовые и творческие свойства населения, всемерное способствование научно-техническому развитию, совершенствование образования, совершенствование отношений в процессе труда.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Цитата alexschavva2014 ()
Если не забывать, что возобновляемые источники энергии – епархия географии.
Оригинальная мысль! Тогда горнорудная и тяжелая промышленность - епархия перинатологии, поскольку все сталевары и рудокопы не миновали родильных домов.
И важно еще то, что все эти проблемы не имеют к географии никакого отношения.

Попытку остроумия оценил. Хороша. Если не знать настоящего положения дел. В данном случае Вы продолжаете тащить за собой не то значение слова география, и это Вас забавляет. А про причастность к возобновляемым источникам энергии слова «география» в иных значениях просто не знаете.
У меня перед носом она из любимых моих книг: Д. Дэвинс "Энергия" Москва Энергоатомиздат 1985 (D. Devins "Energy: its physical impact (…) New York 1982).
Содержание
Глава 2 Энергетические ресурсы
Энергетические ресурсы Земли
Органические топлива:
(…)
Географическая энергия:
Гидроэнергия, Ветровая энергия, Геотермальная энергия, Солнечная энергия.
Ядерная энергия:
(…)
Да Вы вставьте в окно поиска в Яндексе слова «Лаборатория возобновляемых источников энергии». Куда попали? Правильно. На страницу Лаборатории ВИЭ Географического факультета МГУ.
Под эгидой географического факультета МГУ проходят ежегодные конференции по по ВИЭ. Довольно содержательные. На последней мне понравился доклад о сочетании теплового насоса и ветродвигателя. Вот если бы родильные дома проводили конференции по рудокопству и сталеварству, тогда бы ещё где-то как-то минимально… smile
Цитата Александр_Игрицкий ()
С одной стороны, любой источник энергии в принципе является возобновляемым.

Нет.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Речь может идти лишь о времени возобновления, затратах на регенерацию, способах, эффективности и прочем.

Для многих – да.
Цитата Александр_Игрицкий ()
С другой стороны, принципиально возможна лишь частичная рекуперация, поэтому полного возобновления нет и быть не может.

Для разумного времени действий и наблюдения – не «лишь».
Цитата Александр_Игрицкий ()
Вода рек, ветер, приливы, геотермальное тепло, солнечная энергия, традиционное топливо и биотопливо. Любой из этих источников при его интенсивном использовании оказывает влияние на Землю. Казалось бы самый безобидный источник энергии - солнечные батареи - ничему не мешают. Однако и они, покрывая своими поверхностями огромные территории, нарушает тот тепловой и обменный баланс, какой был без них.

Абсолютно верно!
Цитата Александр_Игрицкий ()
На сегодняшний день единственным признанным возобновляемым источником энергии с практически безграничными ресурсами является атомная энергия,

Вы имеете ввиду реактор-размножитель?
Да, запасов топлива для него хватит примерно на 7000 лет. + коэффициент размножения чуть больше единицы. Ещё столько же. Это если количество энергии, вырабатываемой атомными электростанциями будет как сейчас. А сейчас оно не велико. А если еще использовать каталитический пиролиз воды для автомобильной езды на полученном водороде... Дай Бог, чтобы на 500 лет хватило. И есть какие-то принципиальные трудности (возможно, экономические) в строительстве реакторов-размножителей. У России не один десяток реакторов. А действующий размножитель один.
Коме того, нельзя забывать о свойствах добычи всех полезных ископаемых из недр. При общих больших запасах по мере исчерпания приходится добывать все менее качественные и глубже залегающие. Отсюда постоянное ухудшение экономики. Действительно возобновляемые источники энергии не в пример лучше. Экономика, допустим, ветроэнергетики не зависит от того, как давно получают электроэнергию, сколько уже получено.
Цитата Александр_Игрицкий ()
в не таком уж далеком будущем - ядерная

Видимо, Вы хотели сказать «термоядерная». Есть такой показатель качества реактора (токамака) – критерий Лоусона. Критерий Лоусона позволяет оценить, будет ли термоядерный синтез в заданном реакторе источником энергии. У лучших токамаков он сейчас раза в 4 хуже, чем надо. Есть очень пессимистические прогнозы. На попытки достижения необходимых показателей уже израсходованы колоссальные суммы.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Я не специалист в тонкостях этого вопроса. Обсуждать особенности ГТС не собираюсь.

Я тоже. Мне достаточно уверенного знания (понимания)
- Случаев целесообразности строительства ГТС. Возможностей ГТС.
- Соотношения (в принципе) «прибылей»/«ущерба» от ГТС.
- Отношения общества к ГТС, состояния законодательства о ГТС
- Связи дефектов показателей предыдущего маркированного абзаца и школьного географического образования.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Но с другой стороны для каждого здравомыслящего человека понятно, что те масштабы вмешательства в природу, какие связаны именно с ГТС, никак не могут оставаться без внимания этой самой природы.

Да, именно так.
Допустим, запланировала природа на время наводнений максимальный уровень подъёма воды в низовьях Амура 6 метров. Надо построить Зейскую и Бурейскую ГЭС. При условии правильного управления этими ГТС, усилия ГТС не останутся без внимания природы: она откликнется на них снижением максимального уровня наводнений до 3 метров. Но надо понимать, что при неправильном, законодательно не регулируемом, «рваческом» управлении этими ГТС максимальный уровень подъёма будет 9 метров. Что и случилось. И что принесло огромный ущерб, покрытый из наших карманов.
И надо понимать, что можно обучать общество географии различно: либо с рациональным, реалистичным пониманием возможностей и назначения ГТС. Либо на основе чисто эмоционального «хватит уже намастерили». Как, по сути, в первом процитированном учебнике.
Поведение общества будет различно.
Правильно обученное географии, в части ГТС, общество изначально не станет препятствовать строительству Зейской и Бурейской ГЭС. И это географически грамотное общество возьмёт под контроль законотворчество о ГТС. В результате максимальное повышение уровня воды при наводнении составит 3 метра.
Неправильно (по первому учебнику) обученное географии общество станет протестовать против строительства Зейской и Бурейской ГЭС с первой минуты. Если протесты увенчаются успехом, уровень подъёма воды при наводнениях будет максимум 6 метров, как и задумано природой.
Но успехом они не увенчаются. После строительства общество будет всё также тупо и также безуспешно протестовать против эксплуатации ГЭС, не понимая, что усилия надо направить на законодательное регулирование работы ГЭС. В результате уровень подъёма воды при наводнениях будет максимум 9 метров. Как и был.
Ущерб от наводнения на Амуре лета-осени 2013 составил 16,5 млрд долларов.
При географически грамотном обществе ущерб мог бы быть в три раза меньше.
Вывод: правильность обучения географии стоит 5,5 млрд долларов.
О повороте сибирских рек на юг в следующем постинге
Пока вернусь к одному Вашему высказыванию.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Цитата alexschavva2014 ()
Основной надеждой России может быть только география.
Очень напоминает:
"Теперь вся сила в гемоглобине."
Ильф&Петров.
Утверждение совершенно голословное, бездоказательное и в высшей степени наивное. Здесь и обсуждать нечего.

Вновь процитирую свой текст

Далее в своём тексте я прорабатываю иные географические энергетические возможности. Проект в прикидочном расчете обещает прибыльность.
Однако Вами надежды на географию (как комплекс свойств территории нашей страны) сочтены наивными.
Предлагаю Вам продолжить иными, не географическими возможностями, президентскую мысль о том, что Россия займёт достойное место в международном разделении труда.
Рад был бы ошибиться, но почти уверен, что Вы не окажетесь в состоянии.
Успехов
23.02.2015
Александр_ИгрицкийДата: Понедельник, 23.02.2015, 16:32 | Сообщение # 12
Александр_Игрицкий

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Должность: Freelancer
Сообщений:
11095
Награды: 129
Статус: Offline
alexschavva2014, позволю себе начать с конца, чтобы ясно определить своё отношение к Вашим предложениям.
Цитата alexschavva2014 ()
Предлагаю Вам продолжить иными, не географическими возможностями, президентскую мысль о том, что Россия займёт достойное место в международном разделении труда.
Рад был бы ошибиться, но почти уверен, что Вы не окажетесь в состоянии.

Специально для Вас, уважаемый alexschavva2014, подтверждаю свою энциклопедическую неграмотность и полную несостоятельность в огромной массе самых различных областей знаний. Географический, экологический, политический, географический, экономический и прочая, и прочая кретинизм. Для меня это дело привычное и совершенно не принципиальное. От такой моей особенности по отношению к внешнему миру ни мои мысли не становятся глупее, ни мысли других – умнее.
И хочу сразу обратить Ваше внимание ещё на одну особенность моего отношения к внешнему миру и России в частности.
Вы написали:
Цитата alexschavva2014 ()
Заявить, что качество жизни в стране, где мы живём, не интересно, было бы лукавством. Наши достижения – не блеск.

Цитата alexschavva2014 ()
Дальше мысль должна привести к анализу возможностей Японии и возможностей Росси в борьбе за достойный рейтинг по результатам исследования ООН.

Никто не заявляет, что качество жизни в стране, где мы живём, никого не интересует. Интересует. Но от интереса до реальных дел по изменению этого качества очень далеко. Я не привык серьезно обсуждать исследования ООН, полёты в космос, проблемы медицины, строительство метро в Москве или даже объединение школ. По одной простой причине – на моем уровне всё это не больше, чем обычная пустая болтовня. А я не люблю просто так трепаться о серьезных вещах. Позвали бы дело делать, всегда готов. И то, что я сейчас здесь излагаю, не больше чем моё мнение. Для меня оно правильное, но никогда и никого убеждать в этом не стану. Это как раз не лукавство. Лукавство - это думать, что словоблудие о заботах о государстве может сделать его богаче.
Ваши слова:
Цитата alexschavva2014 ()
Интересно, если основной надеждой России может быть география, что послужило основой достижения Японией её уровня? Трудовые и творческие свойства населения, всемерное способствование научно-техническому развитию, совершенствование образования, совершенствование отношений в процессе труда.

География не может стать основной надеждой России ни в одном из трех упомянутых Вами смыслах. НИ В ОДНОМ. Относительно всего остального – свойства населения, способствования развитию, совершенствования всего на свете – это именно не вопросы, какие меня меньше всего интересуют в плане моего участия в обсуждении. Куда лучше идти за грибами, готов обсудить. Вселенские проблемы – увольте.
Я надеюсь, что Вы поняли, о чём я сказал.
Теперь по сути безотносительно к личностям.
Цитата alexschavva2014 ()
У меня перед носом она из любимых моих книг: Д. Дэвинс "Энергия" Москва Энергоатомиздат 1985 (D. Devins "Energy: its physical impact (…) New York 1982).

Даже с точки зрения обсуждаемых проблем, не говоря уже о физическом содержании книги и полном отсутствии библиографии и ссылок на авторитетные работы, книга посредственная. Обзор и не более. Обратите внимание на специальность редактора: экономист. Даже не смешно!!!
Цитата alexschavva2014 ()
Под эгидой географического факультета МГУ проходят ежегодные конференции по по ВИЭ. Довольно содержательные. На последней мне понравился доклад о сочетании теплового насоса и ветродвигателя.

Уважаемый во всем мире факультет тоже может иногда занести . Это бывает .
Цитата alexschavva2014 ()
Вы имеете ввиду реактор-размножитель?

Нет. Я просто хотел сказать, что ядерного топлива достаточно, чтобы пока не думать о его ресурсах. В те сроки, о каких Вы говорите, человечество научится привозить его из космоса. Вот в это я верю. А в то, что у ГТС – светлое будущее, никогда не поверю. Рано или поздно поймут, что Землю нужно оставить в покое. Воду, ветер, ископаемые, геотермику и прочее. Это не просто маниловщина, это преступная маниловщина.
Цитата alexschavva2014 ()
Видимо, Вы хотели сказать «термоядерная». Есть такой показатель качества реактора (токамака) – критерий Лоусона. Критерий Лоусона позволяет оценить, будет ли термоядерный синтез в заданном реакторе источником энергии. У лучших токамаков он сейчас раза в 4 хуже, чем надо. Есть очень пессимистические прогнозы. На попытки достижения необходимых показателей уже израсходованы колоссальные суммы.

Да, именно это я и хотел сказать. Я всю жизнь проработал в МИФИ. И не просто в МИФИ – на кафедре «Физика плазмы (и проблемы УТС)», которая была основана при непосредственном участии ведущих академиков, в том числе Е.П.Велихова, М.А.Леонтовича, Л.А.Арцимовича. Долгое время председателем ГЭК был академик Б.Б.Кадомцев. На ТОКАМАК, как и на БАК деньги всегда найдутся. Это реалии будущего, в отличие ветряков и тепловых насосов. Я немного понимаю в том, о чём говорю.
Цитата alexschavva2014 ()
Правильно обученное географии, в части ГТС, общество изначально не станет
совать свой нос и давать советы в тех областях, в которых ничего не понимает. То же самое должны делать и отдельные его представители.
Правильно обученное общество должно понимать одну простую истину.
Судить нужно только о том, в чем разбираешься. Для этого мало быть просто переживающим гражданином. Нужно быть гражданином образованным и позволять себе сентенции в пределах своей профессиональной подготовки.
Резюме.
География России, даже если под этим понимать все обилие любых ресурсов и огромность территории, никак не может быть единственной надеждой на светлое будущее.
23.02.2015


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Понедельник, 23.02.2015, 18:15
alexschavva2014Дата: Среда, 25.02.2015, 07:30 | Сообщение # 13
alexschavva2014

Алексей Шавва
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
5
Награды: 0
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
На ТОКАМАК, как и на БАК деньги всегда найдутся. Это реалии будущего, в отличие ветряков и тепловых насосов. Я немного понимаю в том, о чём говорю.

В принципе, беседу можно сворачивать. Интересы диаметрально противоположны. Жаль. «Сходимости» не будет, а перепалка мне ни к чему. Этого добра в любом углу интернета…
Но я анонсировал постинг про проект поворота сибирских рек на юг про него и напишу.
Необходимая преамбула.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Правильно обученное общество должно понимать одну простую истину.
Судить нужно только о том, в чем разбираешься. Для этого мало быть просто переживающим гражданином. Нужно быть гражданином образованным и позволять себе сентенции в пределах своей профессиональной подготовки.

Вашими бы устами да мёд пить…
Но всяко бывает. В начале обсуждения Вы сослались на мнение Булгакова. Помните?
Цитата Александр_Игрицкий ()
Предложения относительно изменения направления течения рек с любыми даже самыми благородными целями есть не просто авантюризм, а преступная безграмотность на государственном уровне. В то время, когда мировое научное сообщество не может нормально прогнозировать погоду, понять причины и предсказать последствия землетрясений, извержений вулканов, цунами, торнадо, головотяпы от науки "позволяют себе давать советы вселенского масштаба и вселенской же глупости" (М.А.Булгаков).

Здесь надо отметить, что с одной стороны врач венеролог и военный врач (в военное время) Булгаков М.А. ни уха, ни рыла не понимал в советах «вселенского масштаба», если так называть геоинжиниринговые проекты. Но я с удовольствием принял бы к сведению мнение врача венеролога Булгакова М.А и, может быть, даже счёл его истиной в конечной инстанции в деле гоинжиниринговых проектов, несмотря на то, что он позволил себе сентенции вне своей профессиональной подготовки, если бы мне стал известен серьёзный интерес Булгакова М.А. к геоинжиниринговым проектам. В коне концов, известен случай, когда выпускник педагогического факультета политехникума, инженер-патентовед по профессии совершил революцию в физической теории. Но таковой интерес Булгакова М.А. не известен. Поэтому в контексте абзаца с его фамилией мнение Булгакова М.А… ну, как бы это, чтоб не слишком… «собака лает, ветер носит».
С другой стороны, Булгаков известен в частности тем, что был обвинён «в совании своего носа» в ту область, в которой ничего не понимает. И обвинён он был той структурой, которая в отличие от подавляющего большинства в подобном обвиняющих, имела право на обвинения. Он был обвинён Православной церковью. Там, где присутствуют и люди, серьёзно занимающиеся историей Православной церкви, я слышал, что стычка Булгакова с Церьковью была ещё на этапе его попыток опубликовать Мастера и Маргариту до войны. Да что-то было и при публикации в 1966. Поэтому спргнозировать отношение Церкви к современному телевизионному фильму по роману мне было не трудно. Этот прогноз я выложил в сети сразу после первой серии. И прогноз сбылся. Заявление Церкви о её негативном отношении к фильму не замедлило появиться.
Но мне лично отсутствие теологического образования и профессиональной практики Булгакова ни сколь не мешает воспринимать философскую нагруженность его романа. Потому что, не будучи, он вник в эту тему, в отличие от геоинжиниринговых проектов. Вот что говорит словарная статья:
- По сохранившимся в архиве многочисленным выпискам из книг видно, что источниками сведений по демонологии для Булгакова послужили посвящённые этой теме статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, книга Михаила Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904) и книга Александра Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков»[1].
Цитата Александр_Игрицкий ()
В то время, когда мировое научное сообщество не может (…), понять причины и предсказать последствия землетрясений, извержений вулканов, цунами, торнадо, головотяпы от науки

Мировое научное сообщество много чего не может понять. Но уж причины землетрясений, цунами… Это и мне и Вам доступно. Откройте словарную статью «Субдукция». Применительно к Японии лучше и не надо. Да оно вкратце и было объяснено в художественном фильме «Гибель Японии» времени моей студенческой молодости. Как предсказывать? Когда понятна причина, понятно и можно ли как предсказывать. Предсказать знаменитое советское землетрясение в Ташкенте было практически невозможно. Потому что согласно теории тектоники плит оно есть результат субдукции Индийской континентальной плиты под Сибирскую. Детище этой субдукции - огромный, растущий горный комплекс Гималаи, Тяньшань, Памир. Естественно, что сама гранитная Индиская платформа скрыта толстым слоем осадочных пород и контролировать её состояние невозможно. Во всяком случае, я не могу представить, как. Причина японских землетрясений – субдукция океанского дна. Почти свободного от осадочных пород. Если быть «чистым» геологом, то непонятно, что это даёт. Если иметь широкий технический кругозор, то догадаться можно. Механизм субдукции понятен. Напряжения в океанской плите постепенно нарастают, достигается критическое значение и происходит кратковременная быстрая подвижка. В технике давным-давно известны методы неразрушающего контроля. В данном случае необходимо немедленно после очередной подвижки (землетрясение, цунами) устанавливать на базальтовую океанскую плиту тензодатчики. Да, технически это сложно. Глубина не мала. И нужна статистика напряжений, приводящих к подвижке. Это дорого. Однако может дать хороший результат. Но применительно к Японии у меня есть и иное предложение.
Если спросить сто человек: « Где бывают цунами?» Сто из ста ответят: «В Японии». Ответ не точный. Точный ответ – на восточном побережье Японии. А на западном? На западном цунами нет, землетрясения слабы.
После последнего крупного катаклизма, приведшего к разрушению Фукусимы, премьер-министр Японии объявил, что освобождает от НДС бизнес, восстанавливающий свои производственные мощности.
Тогда я написал в сети, что при следующем землетрясении, цунами и разрушениях в Японии ни одна фибра моей души жалостью не наполнится. Почему? Потому что премьер-министр, как и подобает временщику, выполняет сиюминутную меру. А что хорошо как мера перспективы? Освободить от НДС не тот бизнес, который восстанавливает свои производственные мощности на восточном побережье, а тот, который переносит их на побережье западное.
Интересно, что там, где я это выложил, местный авторитет с большим эмоциональным пылом возмутился, что я прямо забодал премьер-министра Японии своими дилетантскими советами и сованием носа не в свои дела. Он хитро-мудрый питерец с двумя иностранными языками, банковский консультант с регалиями, ныне резидент Венгрии. Регалиями он при этом и потрясал.
Я ему ответил
1. Мне глубоко плевать на его регалии, потому что они от очень узкой специальности, не имеющей ни какого отношения к обсуждаемому вопросу.
2. Я вообще признаю только пять регалий (начиная с самой важной)
- порядочность, широта души, бескорыстие, стремление к истине в ущерб любым иным мотивам поведения;
- заинтересованная готовность понимать и обдумывать сообщения, поступающие на форум;
- здравый смысл;
- способность к дискурсивному мышлению (по Рене Декарту);
- широта кругозора, знания.
3. Совет не совать свой нос есть в данном случае сование его носа не в своё дело в квадрате.
4. Вообще совету не совать свой нос в любых обстоятельствах цена – грош. Для такого креатива одной извилины достаточно.
3. Его забота о японском премьер-министре, которому якобы грозит безвременная кончина под натиском моих дилетантских советов, выглядит довольно карикатурно. И возможных истинных мотивов его возмущения на самом деле два
- Он опасается за свое реноме авторитета на данном форуме;
- (не исключено) Опасается потери оплаты, которую получает как штатный «оживляльщик» форума, типа играющий «серый» модератор.
4. Либо он обсуждает то, что я написал, а не моё плохое поведение, выразившееся в том, что я что-то написал, либо я его пошлю в пешее эротическое путешествие.
Но это я немного отвлёкся
Надо бы дать привести определение географии
ГЕОГРАФИЯ (от гео... и ... графия) - наука, изучающая географическую оболочку Земли, ее структуру и динамику, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных компонентов. Основные цели - географическое исследовательско-научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегии экологически безопасного развития общества. Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континентальном, океаническом, глобальном уровнях.
Т.о. изысканием возможностей использования окр. среды на пользу (долговременную пользу) человеку занимается география. География – наука. Как в любой науке, в географии нельзя, проигнорировав накопленную ею информацию и методы использования этой информации, заявить, что этой информации на самом деле нет, а строить свои отношения с окр средой надо «не трогая» эту самую среду. Это блеф. Жить в среде и «не трогать» среду нельзя. В квартире есть два типа «троганья» её интерьера. Эксплуатация интерьера, при которой он теряет качества, и капитальный ремонт, при котором эти качества улучшаются. Идиотизм «природоохранительной» дилетантской общественности заключается в том, что, не препятствуя медленному длительному «эксплуатационному» ухудшению водного интерьера Средней Азии, ухудшению, ставшему, в конце концов, катастрофическим, они воспрепятствовали крупному «ремонтному» улучшению этого интерьера.
Интересное обстоятельство. Множеству людей я задавал вопрос, о том, кто, по их мнению, является автором проекта поворота сибирских рек на юг. Люди искали автора в советской академии наук, в политбюро… На самом деле автором проекта является Яков Демченко, ученик 7 класса Первой Киевской гимназии (той самой, которую позже заканчивал Булгаков), который в 1871 году изложил проект в своём гимназическом сочинении о климате России. Яков не стал географом, не стал инженером-мелиоратором. Он получил юридическое образование и всю жизнь проработал адвокатом. Но в 1912 году он издал проект книгой. Через много лет книга попала в руки академику Обручеву, Почётному президенту Географического общества СССР. Обручев взял книгу под мышку и пошёл к Сталину. Однако убедить Сталина в необходимости начинать работы не смог. Но от встречи остался протокол и осталась книга. Дождавшись лучших времён, проект был начат реализацией. В 1971 году, ровно через сто лет после сочинения Якова Демченко вступил в строй первый из пяти предусмотренных проектом канал Иртыш –Караганда. Дальнейшая реализация проекта была остановлена дружным протестом сообщества физиков и лириков. В географическом отношении они были воспитаны плохо и потому сунули нос не в своё дело. Что привело к экологической катастрофе в Средней Азии. См статью Аральское море в Вике.
В настоящее время большинство специалистов считает реализацию проекта целесообразной. Большинство неспециалистов, причём не интересующихся не специалистов, действительно напрасно сующих нос в это дело, считает реализацию проекта недопустимой.
Я считаю реализацию целесообразной
- Потому что реализация проекта даст прибыль от продажи воды в Казахстан.
- Потому что вода в отличие от нефти и газа ресурс возобновляемый. Возобновляемый и потому неисчерпаемый. А если продажа по каким-то причинам станет невыгодной можно в любой момент её прекратить. Необратимых последствий нет.
- Потому что, отнимая тёплый пресноводный сток у Ледовитого океана, Россия климатически заведомо ничего не теряет. Но отдавая в Среднюю Азию может и приобрести. Граница с Казахстаном не мала. На востоке от неё наши недостаточно увлажняемые территории. Прежде всего Астраханская область. Дополнительно попавшая в Среднюю Азию вода не имеет никаких оснований избегать Астраханской области при выпадении дождём после испарения в Средней Азии.
- Потому что отнятая у Ледовитого океана и отданная в Аральское море вода отнята не только у Ледовитого океана, но и у Океана Мирового, крайне нежелательное повышение уровня которого есть главная причина, по которой мы должны энергосберегать, и есть то, что заботит всю мировую экологическую общественность.
- Потому что вода, которую несут в Ледовитый океан Енисей и Обь не только теплее, чем родная вода Ледовитого океана, но несёт ещё и скрытую теплоту, которая выделяется при смешении солёной и пресной вод. А в Ледовитом океане находится Гренландия, о целостности ледового щита которой печётся вся мировая экологическая общественность.
-Потому что, направляя в Среднюю Азию воду, мы ставим «реципиентов» нашей воды в зависимое от нашей доброй воли положение. Являясь по поставкам воды монополистами, делаем из них наших постоянных вынужденных союзников. А союзники, хотя бы идеологические нам позарез нужны. По нынешнему нашему положению, прошли времена болтовни, невзирая и без последствий, о мытье сапог в Индийском океане.
- Потому что, направляя воду в зону экологического бедствия, мы делаем себе реноме добропорядочного экологически отзывчивого государства. А хорошее реноме по нынешнему нашему международному положению нам позарез нужно.
-Потому что выгода от сделки хоть и не велика, но нужна нам позарез. Мы уже никогда не будем чувствовать себя экономически уверено. Состояние кризиса теперь есть наше перманентное состояние. При нашей с вами памяти нефть не поднимется до былой цены. На счету будет каждая копейка.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Более того, подобные проекты, являясь проектами глобального масштаба, должны обсуждаться и утверждаться ЮНЕСКО.

Во-первых этот проект по своей прнадлежност не дотягивает до компетенции ЮНЕСКО: он региональный, а не глобальный.
Во-вторых, нашу твердолобую, природоохрано-словоблудствующую общественность и ЮНЕСКО не убедит.
25.02.2015
Александр_ИгрицкийДата: Среда, 25.02.2015, 15:02 | Сообщение # 14
Александр_Игрицкий

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Должность: Freelancer
Сообщений:
11095
Награды: 129
Статус: Offline
alexschavva2014, здравствуйте!
Цитата alexschavva2014 ()
Либо он обсуждает то, что я написал, а не моё плохое поведение, выразившееся в том, что я что-то написал, либо я его пошлю в пешее эротическое путешествие.

К вашему сведению – я лично обожаю пешие эротические путешествия!!!
Начну с самого главного – с Ваших слов в адрес Михаила Афанасьевича Булгакова.
«Собака лает – ветер носит». Ваш выбор слов заслуживает внимания лишь потому, что самым наилучшим образом характеризует именно Вас. Вспоминая собачек, можно ещё одну мудрость вспомнить – «Вольно собаке и на владыку брехать». Но лучше вспомнить незабвенную Фаину Георгиевну и, позволив себе немного перефразировать её слова не в ущерб достоверности, сказать:
-- Булгаков в течение стольких лет и на таких людей производил впечатление, что теперь он сам вправе выбирать, на кого ему производить впечатление, а на кого нет!
О менее важном, но существенном.
Цитата alexschavva2014 ()
С другой стороны, Булгаков известен в частности тем, что был обвинён «в совании своего носа» в ту область, в которой ничего не понимает. И обвинён он был той структурой, которая в отличие от подавляющего большинства в подобном обвиняющих, имела право на обвинения. Он был обвинён Православной церковью.

Два слова о мнении РПЦ на что бы то ни было. Не говоря ни слова о религии и чувствах верующих, выскажу мнении только об РПЦ как структуре. РПЦ может иметь любое мнение о чём угодно. Мне, как и многим, оно как минимум не интересно.
Теперь по мелочам.
1. Не могу не привести высказывания двух умных людей, с которыми полностью согласен.
Цитата Александр_Игрицкий ()
В то время, когда мировое научное сообщество не может нормально прогнозировать погоду, понять причины и предсказать последствия землетрясений, извержений вулканов, цунами, торнадо, головотяпы от науки "позволяют себе давать советы вселенского масштаба и вселенской же глупости" (М.А.Булгаков).

Потом идут Ваши многочисленные нравоучения.
Не нужно нотаций относительно Вегенера, геотектоники, тензодатчиков и прочего.
« — Попрошу меня не учить, — ответил Бегемот, — сиживал за столом, не беспокойтесь, сиживал!»
Люблю Булгакова!
Комментировать и дополнять ничего не буду.
2.
Цитата alexschavva2014 ()
Надо бы дать привести определение географии

Дали и привели. Дублировать не буду. Нормальное определение.
Дальше Ваши слова.
Цитата alexschavva2014 ()
Т.о. изысканием возможностей использования окр. среды на пользу (долговременную пользу) человеку занимается география. География – наука. Как в любой науке, в географии нельзя, проигнорировав накопленную ею информацию и методы использования этой информации, заявить, что этой информации на самом деле нет, а строить свои отношения с окр средой надо «не трогая» эту самую среду. Это блеф. Жить в среде и «не трогать» среду нельзя.

Пожалуй, это первые Ваши разумные слова, с которыми согласится каждый здравомыслящий человек. Более того, именно об этом и речь. Всё есть! И география, и история освоения Земли, и информация о многом ещё. И жить на Земле и не трогать её нельзя.
Вот именно в этом основной смысл.
Ни одно вмешательство в любую геосферу или геосистему не проходит бесследно. Любое гипотетическое вмешательство должно быть предварительно и всесторонне исследовано всеми возможными методами. В том случае, если достоверный прогноз не может быть сегодня получен, любые реальные действия запретить под страхом смертной казни. Проект может быть локальным, региональным, дворовым – любым по масштабам замысла. Речь идет о последствиях. Региональное вмешательство в структуру любых элементов Земли может иметь глобальные последствия. И в это плане все это – прерогатива ООН и ЮНЕСКО. Если они сами доросли до понимания важности таких локусов.
3.
Цитата alexschavva2014 ()
А хорошее реноме по нынешнему нашему международному положению нам позарез нужно.

Вы бы не микадо в Японию писюльки писали, а Путину и Медведеву. И Навального с Ходорковским и Немцова с Явлинским прихватили бы в суавторы! Этих патриотов хлебом ни корми, дай обгадить государство.
Last but not least
Цитата alexschavva2014 ()
В принципе, беседу можно сворачивать. Интересы диаметрально противоположны

Вы вольны думать и делать так, как считаете нужным.
О повороте любых рек в другую сторону с любыми целями.
Это форменный идиотизм. Искренне надеюсь, что у любого мало-мальски уважающего государства хватит мудрости и ума отказаться от этих преступных намерений. История с Яшей Демченко, академиком Обручевым и Сталиным прекрасно показывает, что Иосиф Виссарионович был в сто раз мудрее Обручева. А мальчонку, конечно, жалко. Такую Яшенькину идею загубили, сволочи!
Цитата alexschavva2014 ()
В 1971 году, ровно через сто лет после сочинения Якова Демченко вступил в строй первый из пяти предусмотренных проектом канал Иртыш –Караганда. Дальнейшая реализация проекта была остановлена дружным протестом сообщества физиков и лириков. В географическом отношении они были воспитаны плохо и потому сунули нос не в своё дело. Что привело к экологической катастрофе в Средней Азии.

Относительно катастрофы в Средней Азии можно сопли пускать до бесконечности. Дружный протест против маразматических идей был, есть и будет. Со своей стороны физики и лирики участие гарантируют. А возомнившие себя преобразователями природы географы, даже при очень маловероятном участии геофака МГУ и лично академика Дмитрия Юрьевича Пущаровского, останутся ни с чем.
Никаких поворотов рек!
Будущее за УТС.
25.02.2015


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Среда, 25.02.2015, 16:45
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей биологии, химии и географии » Природа: храм или мастерская? (Правильно ли в России учат географии?)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Отзывы

Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска"
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без "воды". Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе на сайте, в нашем чате Телеграм поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить