Страница 1 из 11
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова, Linda1190 
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей начальных классов » Метод Монтессори
Метод Монтессори
K@ttiДата: Среда, 26.11.2008, 22:32 | Сообщение # 1

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Нижний Новгород

Должность: информатика
Сообщений:
6014
Награды: 75
Статус: Offline
Здравствуйте, учителя!
Хочу предложить для обсуждения вопрос: Метод Монтессори, обсуждение самого метода и его применение в наших школах.
Статья о методе Марии Монтессори и ей самой на нашем сайте >>>
Спасибо
informatikДата: Среда, 26.11.2008, 22:46 | Сообщение # 2

Шамиль
Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи
Сообщений:
963
Награды: 4
Статус: Offline
K@tti, а что это за метод?
Спасибо
K@ttiДата: Среда, 26.11.2008, 23:11 | Сообщение # 3

Екатерина
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Нижний Новгород

Должность: информатика
Сообщений:
6014
Награды: 75
Статус: Offline
Я купила книгу "М. Монтессори. Мой метод", оказалось, что направленность этого метода - на начальную школу и дошкольное образование, по крайней мере, в этих возрастных группах метод уже применялся.

Как я поняла из предисловия Е. Хилтунен (Россия), Монтессори-педагогика живет в России уже более 100 лет.

Мария Монтессори - выдающийся итальянский учитель, психолог, врач и доктор философии.

Ее метод основан на свободе воспитания детей, вернее, свободном образовании.

Монтессори утверждает, что взрослые не являемся создателями ни внешних форм ребенка, ни внутренних. Природа, творение - вот кто всем управляет. Если мы поймем это, то примем за основу принцип "не мешать естественному развитию" и вместо бесчисленных вопросов о формировании характера, ума, чувств, сформулируем единственный вопрос всей педагогики: как предоставить ребенку свободу. Свобода - уникальное средство максимально развить личность, характер, ум, чувства, а заодно дать педагогам покой и возможность наблюдать чудо взросления.

Мария Монтессори открывает абсолюнто другую школу. Иную по своим целям, способу учебной работы, атмосферы и организации жизни людей. Эта школа не ставит перед собой целей раннего развития детей, как это популярно сегодня, школа предлагает метод подготовки свободной личности, ответственной за свою жизнь и судьбу, способы поддержки самостоятельности в получении знаний.

Монтессори советует не учить детей, а сохранять природную мотивацию ребенка к освоению окружающего мира, поддерживать его стремление быть самостоятельным и ответственным учеником до конца.

Монтессори убирает из школы классно-урочную систему и программное обучение. На смену урока приходит свободная работа детей, проживающих в буквальном смысле этих слов основы научных знаний. В специально оборуднованном для свободной работы детей учебном пространстве можно наблюдать таинство движений их мысли, раскрытие уникального пути развития каждого ребенка...

Думаю, что этого достаточно, чтобы получить представление о методе Монтессори.

Что вы об этом думаете?

Спасибо
igormmДата: Четверг, 05.01.2012, 08:48 | Сообщение # 4

Игорь
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Должность: Начальник отдела информации
Сообщений:
110
Награды: 3
Статус: Offline
Подниму темку... Жена попросила узнать о системе Монтессори поподробнее, слышала что то. Поиск по инету ничего путного не дал. Либо это рекламные слоганы типа "Монтессоре - форева, остальные системы - отстой!", Либо... Либо полемики типа как в ветке http://pedsovet.su/forum/148-3021-1 где опять же черт пойми, хорошо это или плохо. Но больше вижу, что плохо, ибо ребенку дается полная свобода... Во всем... Развиваем ребенка, развиваем... Ну, то что ему ндравится, то и развиваем... Вот моему третий месяц... Чего ему нравится? А в год? А в два? Захочет узнать, что у кошки внутри - будем кошку препарировать? А то на картинке как то плоско... И к природе ближе... Пропрепарировали - не... не понравилось. А давайте разберем машину соседа... А что будет если из рогатки в глаз попасть?

Утрирую ,конечно, но смысл то в чем? Ребенок свободен, ему нельзя мешать и т.д. и т.п.

Смотрю на планомерный развал образования, и думаю - а чего так? Как в анекдоте - "А дустом пробовали?" - внедрили бы систему эту, причем и в ВУЗах тоже - все, считай образованных людей и нету вовсе... Вот что, собственно, я и думаю...
Спасибо
traveller6131Дата: Четверг, 05.01.2012, 09:22 | Сообщение # 5

nekto nemo
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Краснодар

Должность: жизненно необходимый
Сообщений:
449
Награды: 11
Статус: Offline
Quote (K@tti)
Свобода - уникальное средство максимально развить личность, характер, ум, чувства, а заодно дать педагогам покой и возможность наблюдать чудо взросления.

К сожалению, покой нам только снится! А на практике, раньше много лет занимался адаптацией учащихся, когда набирал 5 классы о покое только мечтал!!!!!!!!!!!!!!!!!! Некоторые ученики вели себя до такой степени свободно, что не только уроки были под угрозой срыва, но и в результате такой свободы совершались нарушения по ТБ (слава Богу обходилось без человеческих жертв), а ведь могла случится и трагедия! Как вы понимаете у нас имеются инструменты которыми можно некоторым особо "СВОБОДНЫМ" ученикам нанести увечья другим дисциплинированным товарищам! Лично моё категорическое мнение- нам такая свобода не только не нужна, но и опасна, как для здоровья, так и для жизни других участников обучения!
Спасибо
Elena_ShitikovaДата: Четверг, 05.01.2012, 10:06 | Сообщение # 6

Елена Шитикова
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Екатеринбург

Должность: учитель
Сообщений:
1358
Награды: 33
Статус: Offline
По методу Монтессори ребенок обучается через упражнения и приобретение собственного опыта.
«Поскольку ребенок работает с материалом индивидуально, в Монтессори-педагогике нет и не может быть соревнования между детьми. Для ребенка важен прогресс в его собственной работе, и достижения одного ребенка не сравниваются с достижениями другого. Монтессори была уверена, что соревнование допустимо только после того, как ребенок достигнет уверенности в своих базовых умениях и навыках. " Никогда не позволяйте ребенку потерпеть неудачу", - писала она.» (см. http://www.montessori-association.ru/index.php/home).
А тогда, как же утверждение: «На ошибках учатся?» Я считаю, что только через неудачи и их понимание и осознание ребёнок сможет достичь лучшего результата.
«Тесное и равноправное сотрудничество педагогов с родителями. Родители - равноправные партнеры в образовательном процессе.» (источник то же). Родители этого не понимают и сотрудничать не хотят, даже домашнее задание не помогают выполнить, не говоря уже о подготовке исследовательского проекта.
«Современные психологические исследования подтверждают эти мысли М. Монтессори и показывают, что, от рождения до 4 лет человек развивает 50% своего природного интеллекта, в возрасте от 4 до 8 лет - еще 30%... Это свидетельствует об очень быстром развитии интеллекта в раннем возрасте и об очень большом влиянии, которое среда может оказать на его развитие.» (см. там же). Следовательно, данный метод для начальной школы не применим, только для детских садов. А таких достаточно много.
Спасибо
chernysh8Дата: Четверг, 05.01.2012, 16:07 | Сообщение # 7

Ранг: Доцент (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Сообщений:
1503
Награды: 21
Статус: Offline
Quote (traveller6131)
Лично моё категорическое мнение- нам такая свобода не только не нужна, но и опасна, как для здоровья, так и для жизни других участников обучения!

"Свобода? Свободы не надо! Перережем друг друга." М.Шолохов

Дело в следующем. Метод Монтессори требует учителей (вообще-то, не учителей) чрезвычайно высокой квалификации, особенно в психологии, и очень разносторонних.
Там не свобода, а ненавязчивое направление деятельности. Частично таким методом воспитывались мои дети. Захотел чему-либо научиться- учись. Вот книги, пособия, опыт родителей. Можно и помощь со стороны.
Мой старший так и не понял, например, что его заставили научиться играть на гитаре. До сих пор считает, что он сам. В этом случае пришлось искать человека, способного научить. Но подтолкнуть к этому пришлось. "Барды, КСП, романтика...."
К сожаленю, в обычной школе это трудно. Нужно большое количество оборудования (точнее, большое разнообразие). Очень грамотные учителя, способные работать "с листа", без планов, если будет большое отклонение от намеченного пути. Это не значит, что там нет планирования. Оно есть, но не такое жёсткое.
Есть опыт сквозного обучения. Не только в детсаду, но и до выхода из школы.
Хотя согласен. Начинать надо с рождения. В пятом классе начинать практически невозможно.
Спасибо
СимпатягаДата: Четверг, 05.01.2012, 20:33 | Сообщение # 8

Ольга Алексеевна
Ранг: Доцент (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Санкт-Петербург

Должность: начальные классы
Сообщений:
1749
Награды: 52
Статус: Offline
Я бы назвала основной отличительной особенностью этого метода - уход от плановости обучения: нет ни уроков, ни программ, ни обязаловки. Хочешь почитать сказки - иди, а надоело слушать - идешь заниматься опытами по физике или на соревнование по физкультуре. Думаю, что при таком подходе дети вряд ли пойдут изучать математику, литературу, обж, русский язык и т.д.
Считаю, что этот метод должен быть продуман и доработан. Он хорош для интернатов, малых групп.
Есть и плюсы - личная заинтересованность, исследовательская деятельность, общение неумех со знающими детьми разного возраста.
Я вижу здесь похожесть на семейное обучение в многодетной семье.

Quote (traveller6131)
ам такая свобода не только не нужна, но и опасна, как для здоровья, так и для жизни других участников обучения!

Свобода - это всегда хотя бы два варианта выбора пути. Но кроме дорог, есть еще и тропинки. Выбор направления, выбор поступка.... Не поступиться ни своей совестью, ни нарушив свобод других людей.
"Ваша свобода заканчивается там, где начинается мой нос (кулак)" (два варианта поговорки). Будучи свободным, человек берет на себя ответственность за последствия собственных поступков.
Спасибо
AnnaVianДата: Пятница, 20.01.2012, 22:20 | Сообщение # 9

Annna Vian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Должность: Начальная школа
Сообщений:
92
Награды: 0
Статус: Offline
Одно время серьезно изучала данный метод (по книгам Монтессори и ее последователей) и то, как он реализован в Москве (т.к. жила в Москве).
Даже посещала курсы для более детального ознакомления с теорией и практикой. Слушала лекции четы Сумнительных.
Результат моих размышлений:
1. Проф.педагог, проф.оснащение - огромная редкость!!!!! Обычно -совмещение всех возможных и невозможных учений.
2. В России все труды проф.педагогов данного метода (при работе с детьми от 3-х лет до школы) нивелируются к 3-му классу, т.к. нет никаких перспектив развития метода в начальной школе по причине см.п.1.
3. Метод шикарный, но см.п.1. А что такое п.1 многие родители не знают.

Вывод.
Если хотите Монтессори - очень внимательно выбирайте.
А так, в любом развивающем центре при хорошем педагоге ребенок получит некоторое развитие.
Спасибо
REAL2544Дата: Пятница, 03.02.2012, 16:26 | Сообщение # 10

Ledi Ledi
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Украина
Запорожье

Должность: начальная школа, украинский яз
Сообщений:
18
Награды: 0
Статус: Offline
Изначально Мотессори ориентировала свою деятельность на детей с особыми потребностями. В своё время это было суперпрогрессивно.
На сегодняшний день интересно и полезно познакомиться с дидактическим материалом для самых маленьких. smile
Использовать в начальной, основной и старшей школе - самообман, модная фишка, не более. wink

Не весьма кстати, но сама Монтессори о своём ребёнке не особо заботилась. angry

Добавлено (03.02.2012, 16:26)
---------------------------------------------
Изначально Мотессори ориентировала свою деятельность на детей с особыми потребностями. В своё время это было суперпрогрессивно.
На сегодняшний день интересно и полезно познакомиться с дидактическим материалом для самых маленьких. smile
Использовать в начальной, основной и старшей школе - самообман, модная фишка, не более. wink

Не весьма кстати, но сама Монтессори о своём ребёнке не особо заботилась. angry

Спасибо
Екатерина_ПашковаДата: Пятница, 03.02.2012, 22:56 | Сообщение # 11

Екатерина Пашкова
Ранг: Академик (?)
Группа: Администраторы
Российская Федерация
Нижний Новгород

Должность: преподаватель ИКТ
Сообщений:
6416
Награды: 260
Статус: Offline
Quote (REAL2544)
Не весьма кстати, но сама Монтессори о своём ребёнке не особо заботилась. angry

Где можно почитать?
Спасибо
AnnaVianДата: Пятница, 03.02.2012, 23:36 | Сообщение # 12

Annna Vian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Должность: Начальная школа
Сообщений:
92
Награды: 0
Статус: Offline
В биографии. где точно -не помню, т.к. очень много читала по методу Монтессори. Но это факт. Своего ребенка она только навещала.
Однако... сын стал последователем матери. Нам трудно судить, что на самом деле было... И она, и он считали, наверное, что это была жертва во благо общества...

Сама Монтессори именно дидактический материал считала своим самым главным достижением.
А "на детях с отклонениями", умея наблюдать, думать, анализировать, заметить особенности развития человеческих детенышей проще:) У каждого в этом мире свое предназначение - я в этом глубоко убеждена. Если природа создает "таких" детишек, значит, это чему-то должно служить, просто мы пока понять не можем. Вот Монтессори так использовала свой опыт работы с особенными детьми.

Quote (AnnaVian)

Использовать в начальной, основной и старшей школе - самообман, модная фишка, не более.

Просто никто пока не знает как дальше использовать идеи Монтессори. После ее смерти метод не получил должного развития. У нее были мысли и про начальную школу, но, "не успелось". А было бы интересно узнать "а что дальше" и что будет "на выходе".
Спасибо
REAL2544Дата: Суббота, 04.02.2012, 16:54 | Сообщение # 13

Ledi Ledi
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Украина
Запорожье

Должность: начальная школа, украинский яз
Сообщений:
18
Награды: 0
Статус: Offline
Достаточно точно охарактеризовано педагогику Монтессори, и преимущества, и недостатки, например, здесь: http://klumba.ua/articles/montessori/
Лично моё отношение к этому - уважительное, сама использовала, когда сын был малышиком,затем - на развивающих курсах как учитель и организатор с детьми 1,5-3 года. Ничего лучше для этого возраста (плюс кубики Зайцева) не знаю. biggrin
Можно, конечно, пытаться сейчас "натянуть" идею Монтессори на современную школу. Вопрос целесообразности. dry Так, в своё время я прошла подготовку для работы в "продуктивной школе". Хороша идея. Вопрос базы и кадров. Ещё мы участвовали в эксперименте "модульно-развивающего обучения" - шикарная идея! Работает при тех же условиях. Так, может быть, и стоит не ограничиваться рамками педагогики "Мотессори", "продуктивной школы", "модульно-развивающего обучения", а брать из каждой рациональное зерно, приемлемое для каждой конкретной школы и для каждого возраста? Ваше мнение? smile
Спасибо
AnnaVianДата: Суббота, 04.02.2012, 20:30 | Сообщение # 14

Annna Vian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Должность: Начальная школа
Сообщений:
92
Награды: 0
Статус: Offline
Quote (REAL2544)
а брать из каждой рациональное зерно, приемлемое для каждой конкретной школы и для каждого возраста? Ваше мнение?

Не знаю... Вопрос уровня профессионализма педагога.
Это как макинтош и виндоуз:) споры будут постоянные. Никогда пользователям виндоуса не докажешь явных преимуществ макинтоша. Однако, некоторые плюсы есть и у винды.
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей начальных классов » Метод Монтессори
Страница 1 из 11
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить