Страница 1 из 3123»
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова, Linda1190 
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей начальных классов » Каллиграфия в начальной школе (Необходимость такой трудоемкой и непосильной работы для 1кл)
Каллиграфия в начальной школе
AnnaVianДата: Понедельник, 16.01.2012, 18:50 | Сообщение # 1

Annna Vian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Должность: Начальная школа
Сообщений:
92
Награды: 0
Статус: Offline
Интересует Ваше мнение по методике обучения письму в 1 классе.
Письмо - один из самых нелюбимых предметов в 1 классе, т.к. очень завышены требования к умениям учеников, задания часто очень трудны для более-менее нормального выполнения и требуют определенных усилий (не каждому ученику хватает сил преодолеть такое:))...
А что имеем не выходе (5-11 класс)? Почерки абсолютно разные. Стоит ли требовать каллиграфического написания от учеников, да еще и оценивать это? Что-то я стала сомневаться...
Спасибо
RezervДата: Понедельник, 16.01.2012, 22:24 | Сообщение # 2

Вадим
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Самара

Сообщений:
923
Награды: 12
Статус: Offline
При переезде наткнулся на тетради с институтскими лекциями. С трудом перечитал несколько страниц. Неужели это я когда-то писАл? Почерк окончательно испортился именно в институте.
А в нынешнее время комп. клавиатуры писАть что-то вручную редко приходится, разве что подписывать. - рука с непривычки устаёт...
Спасибо
maxi-uchilkaДата: Понедельник, 16.01.2012, 23:42 | Сообщение # 3

Юлия Юрьевна Максимова
Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
182
Награды: 1
Статус: Offline
Всем известно, что мелкая моторика и мозг связаны. Можно научить писать красиво любого здорового ребенка. Каллиграфия учит оценивать свою работу, анализировать образец, сопоставлять свою работу с образцом, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия, соотносить (переводить, практически) письменный и печатный образец. Для ученика начальной школы все это очень важно, как отправная точка в планомерные контролируемые действия при адекватной самооценке. Сложности возникают там, где у ребенка есть проблемы с мышечным тонусом, координацией движения в следствие невропатологии. Еще трудно приходится тем, у кого проблемы с самооценкой (я и так хорош) и развитием произвольной сферы (хочу-могу-надо, как надо). Но на уроках письма ребенка надо научить кропотливому труду даже больше, чем просто воспроизведению буквы. Именно так: труду, контролю и анализу собственных действий. Любой самый аккуратный почерк индивидуален, и со временем он поменяется. Можно махнуть на красоту букв рукой, а на привычку трудиться как посмотрите?

А клавиатурное письмо значительно все упрощает, и самоанализ тоже.
Спасибо
AnnaVianДата: Вторник, 17.01.2012, 01:43 | Сообщение # 4

Annna Vian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Должность: Начальная школа
Сообщений:
92
Награды: 0
Статус: Offline
Да-да... прописные истины...
И многим привили в школе привычку трудиться???? Отвращение к учебе из-за того, что хочется (а малышам хочется!!!!), но не получается (много причин) - ДА.
Надо не к труду приучать, а приучать "что-либо хотеть делать" и пробовать это делать так, как пока получается.
"Что-либо хотеть делать" как раз и пробовать направлять в положительное или нейтральное "русло".
А школа "хотелку" отбивает завышенными требованиями и невозможностью (для многих учеников) эти требования выполнить. Не все художниками (и т.п.) рождаются...
Я не отрицаю письмо рукой! Я тоже считаю его обязательной составляющей обучения русскому языку.
Я отрицаю только оценки за каллиграфию и завышенные требования к красивому написанию... Вот лучше бы больше часов тратилось на любую другую письменную работу в рамках программы по русскому языку...
Спасибо
maxi-uchilkaДата: Вторник, 17.01.2012, 09:34 | Сообщение # 5

Юлия Юрьевна Максимова
Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
182
Награды: 1
Статус: Offline
AnnaVian, в первом классе и не должно быть вообще отметок, только положительные оценочные суждения, можно хвалить ребенка за целую работу, а можно за одну красивую букву на строке, создавая ситуацию успеха. При кропотливом анализе написанного, сидя рядом с ребенком, всегда можно найти за что хвалить. Попробуйте понять, почему у малыша не получается?

А на каллиграфию время есть только в период обучения грамоте (полгода в 1 классе), а далее минутки. Не нами придуманы нормы выставления оценок за письменные работы в начальной школе, и там предлагают учитывать аккуратность выполненной работы. Посмотрите в интернете нормы оценивания в начальной школе.
Спасибо
chernysh8Дата: Вторник, 17.01.2012, 10:17 | Сообщение # 6

Ранг: Доцент (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Сообщений:
1503
Награды: 21
Статус: Offline
Quote (AnnaVian)
невозможностью (для многих учеников) эти требования выполнить. Не все художниками (и т.п.) рождаются...

Если отбросить явные патологии, то научиться красиво писать могут все. Было бы желание. И ещё. Учиться писать надо карандашом и пёрышком №11 ("звёздочка"). В крайнем случае - гелевой ручкой, но не обычной шариковой. Мелкая моторика и большие усилия несовместимы.
ЗЫ
Мне по окончанию школы снизили оценку по русскому за почерк. Кроме меня мало кто мог читать то, что я написал. Зато я читалвсё, даже написанное левой задней ногой. Затем во время службы в СА прошёл ещё раз курс "каллиграфии". Там учат быстро и качественно.
После этого (когда работал в школе) писал плакаты, таблицы, заполнял бланки, подписывал открытки и т.д. Даже пытался ввести в школу кружок каллиграфии. biggrin
Спасибо
AnnaVianДата: Вторник, 17.01.2012, 17:14 | Сообщение # 7

Annna Vian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Должность: Начальная школа
Сообщений:
92
Награды: 0
Статус: Offline
Сhernysh8, идея с кружком по каллиграфии - супер! Я бы поддержала Вас и сама бы пришла со своими учениками в такой кружок:)
А как Вас учили? Расскажите, пжл:) Может быть что-нибудь на своих уроках использую.
У меня сейчас второй класс. Я приложила много усилий (своих, а не детских и родительских) в прошлом году и мои ребята любят выводить буковки:)
Они и сейчас каждый раз к уроку русского языка получают задание на дом - написать две-три строчки "очень красиво". Задания эти не носят обязательный характер. Но почти всегда их все ребята выполняют, и говорят, что такие задания им очень нравятся. Попробуем до пятого класса так делать.
В первом классе первые две четверти я детей каллиграфией не мучила совсем. Мне было достаточно, что они запомнили написание букв. В этом потоке дети и родители без стресса относились к письму. Сначала мои малыши писали так, как могли.
Потом, когда письмо у них пошло легко, мы и начали прописывать буквы. И это для нас - развлечение, творчество, а не "принудиловка".
Юлия Юрьевна, я,как и Вы, вынуждена знать как и когда выставляются отметки, что и как оценивать. Очень не люблю это делать. Знаю требования программы... Вот и пытаюсь в рамках программы научить... Может быть у Вас тоже есть какие-нибудь интересные находки при обучении письму? Поделитесь:) Буду благодарна!
Спасибо
maxi-uchilkaДата: Вторник, 17.01.2012, 19:44 | Сообщение # 8

Юлия Юрьевна Максимова
Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
182
Награды: 1
Статус: Offline
Не думаю, что я делаю нечто необычное при обучении письму. Мы долго пишем в первом классе карандашом, ручку даю тем, кто может чисто работать. Карандаш дает возможность корректировать после соотнесения с образцом. Использую подкладнные листы с частой разлиновкой, ставлю плюсы за отдельные элементы или буквы. Когда веду подготовку к школе, работаем в тетрадях в широкую линейку, где между двумя линейками от строчки до строчки прорисовываем карандашом не буквы и элементы, а всякие фигурки (мячики, шарики, чашки, домики, машинки, собачку и прочее). Смысл работы тот же: добиваемся соответствия образцу, но рисовать интереснее. Потом пробуем давать фигурки, включающие элементы букв в рисунке (зонт, очки и др.) Очень много пальчиковой гимнастики и самомассаж пальцев. Все как у всех. Пробовала работать с калькой (образец, нанесенный на кальку, сопоставляется с содеянным в тетради путем наложения), но в больших классах это работает плохо, а на малых группах и индивидуально помогает.
А потом, вспомните про Тома Сойера: даже нудную работу можно превратить в приключение. biggrin


Сообщение отредактировал maxi-uchilka - Вторник, 17.01.2012, 19:47
Спасибо
alsergastДата: Вторник, 17.01.2012, 20:03 | Сообщение # 9

Алексей Астраханцев
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Аркадак

Сообщений:
4228
Награды: 56
Статус: Offline
Quote (maxi-uchilka)
Мы долго пишем в первом классе карандашом

Я тоже предпочитаю писать карандашом - и удобнее, и пишет в любой позиции (хоть вверх ногами))). Жаль только, планы нельзя писать карандашом.
Писать по эталону всех не научишь, да и почерк зачастую зависит даже от настроения, но обучать правильному написанию нужно обязательно, т.к. именно это и есть основа не только безотрывного (а значит - более скорого), но каллиграфического письма. Научишься писать правильно - сможешь писать хоть с закрытыми глазами (что я и демонстрировал обычно ученикам в доказательство преимущества безотрывного написания).
Quote (maxi-uchilka)
Пробовала работать с калькой (образец, нанесенный на кальку, сопоставляется с содеянным в тетради путем наложения

Я в случае затруднений обычно писал в тетради образец карандашом с лёгким нажатием, чтобы ручка по следу могла писать. Например, несколько образцов подряд, а потом - через одну (можно сделать и заготовку заранее, набрав подходящим шрифтом или отсканировав написанное). И рука "запоминает" начертание, и образец перед глазами, и полностью самостоятельная работа есть.
Когда в классе появилась ИД, добавилось ещё одно средство (для детей очень интересное) - функция распознавания текста. Правильное написание - правильное распознавание smile


Сообщение отредактировал alsergast - Вторник, 17.01.2012, 20:16
Спасибо
green9806Дата: Среда, 18.01.2012, 15:25 | Сообщение # 10

Татьяна Травкина
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Санкт-Петербург

Сообщений:
1
Награды: 0
Статус: Offline
Не согласна, что все могут научиться писать красиво. К сожалению, логопед в школу приходит один раз в году. Родители могут не иметь возможности заниматься проблемами дисграфии. Всё остаётся на учителе начальной школы.
Конечно, когда человек печатает и пишет, мозг работает по-разному. На уроках английского все пишут печатными буквами. Ведь компьютер не разбирает письменный текст. Сохранится ли каллиграфия в России или перейдём на печатные буквы? Никто не знает.
Спасибо
chernysh8Дата: Среда, 18.01.2012, 15:47 | Сообщение # 11

Ранг: Доцент (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Сообщений:
1503
Награды: 21
Статус: Offline
Quote (AnnaVian)
А как Вас учили? Расскажите, пжл:) Может быть что-нибудь на своих уроках использую.

Армейские способы повышения мотивации в школе непригодны biggrin
А методика несложная.
Карандаш. Бумага в линейку. Но расстояние между линиями не 8 мм, а 15. Это для освновных элементов. "Хвостики" на другую строку. Т.е высота букв около 30 мм. Для начальной школы можно и наклонные начертить.
Скорость письма не более 20 букв в минуту. Это на начальном этапе. Причём сначала буквы попроще. Затем скорость постепенно повышается, высота букв уменьшается.
Три месяца. Народ взрослый. Научили всех.

За скоростью следили сержанты с "хорошими" указками. За превышение по пальцам.

Добавлено (18.01.2012, 15:44)
---------------------------------------------

Quote (alsergast)
Научишься писать правильно - сможешь писать хоть с закрытыми глазами (что я и демонстрировал обычно ученикам в доказательство преимущества безотрывного написания).

Я в мастерской показывал результат правильного обучения ещё наглядней.
Заготовка в тисках, зубило, молоток. Бью по зубилу, одновременно рассказываю, как это делается, смотрю по сторонам, на потолок... biggrin
Челюсти на полу biggrin
На вопрос:"А если по пальцам?", ответ: "Зачем? Пальцы же свои, а не чужие!".

Добавлено (18.01.2012, 15:47)
---------------------------------------------

Quote (maxi-uchilka)
где между двумя линейками от строчки до строчки прорисовываем карандашом не буквы и элементы, а всякие фигурки (мячики, шарики, чашки, домики, машинки, собачку и прочее). Смысл работы тот же: добиваемся соответствия образцу, но рисовать интереснее.

Букварь Ушакова видели?
Спасибо
AnnaVianДата: Пятница, 20.01.2012, 14:22 | Сообщение # 12

Annna Vian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Должность: Начальная школа
Сообщений:
92
Награды: 0
Статус: Offline
Quote (chernysh8)
А методика несложная.

Как просто, оказывается, научиться красиво писать:) Но с класса 5, наверное... Когда уже можешь полностью контролировать ручку в руке. Да?
Quote (chernysh8)
Букварь Ушакова видели?
Это букварь составителя словаря? - нет, не видела. Расскажите, на что Вы там обратили внимание. Я поискала этот букварь в интернете и не нашла.

Добавлено (20.01.2012, 14:22)
---------------------------------------------

Quote (chernysh8)
Я в мастерской показывал результат правильного обучения ещё наглядней.

Как же в школах нужны мужчины!!!! Другой подход к обучению, другое отношение к жизни... Ученики к мужчинам-педагогам иначе относятся.
Спасибо
chernysh8Дата: Суббота, 21.01.2012, 05:03 | Сообщение # 13

Ранг: Доцент (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Сообщений:
1503
Награды: 21
Статус: Offline
Прошу прощения за очепятку!

Букварь не Ушакова, а Ушинского.

Сейчас скачиваю по ссылке http://www.archive.org/details/rodnoeslovodlade00ushi
Бумажное издание есть, но электронное не помешает.

Ещё раз ппрошу прощения, скачалось с ошибкой.
http://www.box.com/shared/trf9bp38qt Здесь нормально. Формат .djvu


Сообщение отредактировал chernysh8 - Суббота, 21.01.2012, 06:53
Спасибо
SocolДата: Суббота, 21.01.2012, 08:32 | Сообщение # 14

Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Киров

Должность: начальные классы
Сообщений:
179
Награды: 4
Статус: Offline
Давно использую в работе методику Илюхиной. Важно, что дети видят не только общий образ буквы - вот тут слабое пространственное восприятие и подводит первоклашек при написании. Дети видят каждый элемент буквы в отдельности и то, как они соединены - "собираем буквы из конструктора". Выучив меньше половины букв на уроках, можно понять, как писать любую из незнакомых букв! Что практически ежедневно и демонстрируют мои ученики - приходят и заявляют: "А я могу написать букву ..." (пишут на доске букву, до изучения которой дойдём ещё не скоро - сами разобрались по образцу буквы). Кстати, доска всегда доступна детям на переменах - так же как и при письме карандашом, написанное мелом легко поправить. А уроки письма - самые любимые ( по тестам психолога).
С помощью методики Илюхиной можно исправить почерк в любом возрасте, нужно только в первое время себя контролировать и не торопиться. Я сама свой почерк так улучшила, познакомившись с этой методикой.
Спасибо
AnnaVianДата: Суббота, 21.01.2012, 14:24 | Сообщение # 15

Annna Vian
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Должность: Начальная школа
Сообщений:
92
Награды: 0
Статус: Offline
Давно присматриваюсь к этой методике. Слышала много положительных отзывов.
Одно смущает, как-то буквы "на любителя" получаются - вытянутые. Я больше кругленькие люблю.
А давно по этой методике работаете? Какой почерк ко второму-пятому классу получается?
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей начальных классов » Каллиграфия в начальной школе (Необходимость такой трудоемкой и непосильной работы для 1кл)
Страница 1 из 3123»
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить