Страница 1 из 3123»
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей истории, обществознания и т.п. » 2012 год-ГОД ИСТОРИИ (Что сулит учителю истории Год отечественной истории?)
2012 год-ГОД ИСТОРИИ
MarijaVaguДата: Вторник, 24.01.2012, 17:40 | Сообщение # 1

Мария Вагу
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Санкт-Петербург

Сообщений:
1
Награды: 0
Статус: Offline
"С новым Годом Истории! Он может оказаться пострашнее Года Учителя" (Московский Комсомолец, № 25842 от 14.01.2012



Не успели мы передохнуть от 2010-го — Года учителя, отмеченного в СМИ беспрецедентным черным пиаром отдельных представителей этой профессии и школы в целом, как накатил новый, 2012 год, объявленный Годом отечественной истории, призванным высветить ее роль в мировом историческом процессе.

Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на информационную хулу, заработную плату педагогам повсеместно подтянули, дав возможность учителям с благодарностью отнестись к государству в соответствии с известной поэтической формулой: «от тебя и хула — похвала». Правда, если придерживаться фактологической точности, прибавка к жалованию произошла годом позже, в преддверии других исторических событий.

И вот теперь наступил новый, судя по всему, исторический год. Что сулит он всем нам?

Понять прагматические основания новой президентской инициативы нетрудно. Мой добрый знакомый, питерский писатель А.Мелихов, искренне убежден в том, что «потребность чувствовать себя красивым и значительным — базовая черта всякого народа, а потому склонить какой угодно народ отказаться от какой угодно части его национального достояния совершенно невозможно без целых океанов лести. Обличать же и стыдить его — дело не только бесполезное, но и просто опасное, ничего, кроме озлобленности, оно не приносит. Либеральные обличители национализма тоже бывают сеятелями или, по крайней мере, катализаторами фашизма. Отнестись рационально к своим землям, к своим преданиям для народа означало бы рассыпаться при первом же испытании (выделено мной. — Е.Я.) — ни один рациональный аргумент ничего не может сказать о том, почему одна территория предпочтительней другой, один язык предпочтительней другого, один эпос предпочтительнее десятка других».

Звучит достаточно убедительно, если вспомнить обличительный пафос 90-х и его последствия. Все без исключения народы живут грезами и коллективными фантомами. Тронь одну иллюзию — посыплются все остальные. Следовательно, людям, облеченным властью, осознающим свою ответственность за державу, ничего другого не остается, кроме как поддерживать мифопоэтическое коллективное сознание.

Отсюда нашумевший проект «Имя России» и другие подобные ему, подчеркиваю — педагогические, а не исторические передачи. Что с того, что замечательный русский историк В.О.Ключевский пришел к выводу: жития святых так же похожи на биографию, как икона на портрет? Поэтому, когда во время рассмотрения фигуры Александра Невского один из немногих профессиональных историков робко заметил, что мы обсуждаем золотой миф русского средневековья, государственник Н.С.Михалков резонно его одернул: «А что же мы еще должны обсуждать?..»

Известный режиссер — не первый и не единственный из тех, кто стоит на страже отечественных преданий. В своей статье «Запоздалая тень победы» («Новаягазета», № 75, 2010 г.) философ Г.Померанц, прошедший фронт, раненный под Сталинградом, вспоминает, как после войны в концлагере его соседом по бараку оказался историк Альшиц. Листая летописи, он натолкнулся на приписку, сделанную мелким почерком, о боярском заговоре. Экспертиза установила авторство Ивана Грозного. Так и продержался этот мнимый заговор четыре века. На следствии Альшица обвинили в пародии на процессы тридцатых годов. Вот уж воистину — на ворах и шапки горят.

Впрочем, и раньше ситуация с оценкой прошлого была не лучше. В середине XIX века Сенковский опубликовал перевод саги, в которой убийцы, нанятые Ярославом, рассказывали, как они прикончили Бориса и Глеба. Нашелся только один историк Погодин, который считал необходимым отредактировать житие Бориса и Глеба. Церковь же настояла на незыблемости памятника, запечатленного в сердцах, а стало быть — на незыблемости ложного обвинения Святополка.

Если средневековые сюжеты вызывают такую охранительную реакцию, то что говорить о событиях, близких нам по времени! Боязнь, что рациональное отношение к своим преданиям приведет к утрате идентичности, издавна пронизывала государственную воспитательную политику.

Таковы прагматические основания огосударствления прошлого в школьных учебниках. Авторы воспитательного проекта испытывают страх перед дезинтеграцией России. В силу многих внутренних и внешних причин такая опасность действительно существует. Но именно она заставляет внимательно прислушаться к аргументам противоположной стороны.

Английский историк Пол Томсон справедливо заметил, что для политиков прошлое — рудник для добычи символов в собственную поддержку, как то: имперских побед, мучеников, викторианских ценностей, голодных маршей. Такова специфика их профессии. Так что наши политики не хуже и не лучше других. Проблема в другом. В наших обстоятельствах хаоса в головах, смуты в сердцах, высокого градуса взаимного неприятия и агрессии, когда у каждого своя история, а точнее — эмоционально окрашенные представления о ней, прошлое перестает быть исключительно золотоносным рудником для правящей элиты и превращается в ящик Пандоры. По меткому наблюдению Ю.Трифонова, история — провод многожильный. Потянешь за одну жилу — неизбежно зацепишь другую.

Конечно, в целях сохранения единства державы соблазнительно опереться на укорененное в историческом сознании поколений обожествление государства и опыт святой борьбы с любыми «чужаками» (не важно какими: национальными, классовыми, идейными) вплоть до полного уничтожения противника. Четырехсотлетний юбилей изгнания поляков из Москвы и двухсотлетний — изгнания французов, казалось бы, дают прекрасный повод для сплочения. Но тогда как быть с другой, не менее укорененной в нашей ментальности традиции: потребности в ритуальном поругании (осквернении тела поверженного противника)? Нелишним будет напомнить, что Дмитрий с презрительной приставкой «лже» был не просто растерзан толпой, но прах Самозванца был выстрелен из пушки, обращенной в сторону Польши. Не пощадили и Воренка — больного шестилетнего ребенка, на руках отнесенного палачами к виселице. Выходит, что у государственников своя история, а у охлоса — своя, опирающаяся на не менее укорененные в сознании анархические архетипы.

В галерее героев войны 1812 года мы не найдем портрета генерал-губернатора Москвы Ростопчина. Представления о дворянской чести не позволили императору Александру увековечить дельного (действительно так!) администратора, отметившегося такими «подвигами», как поджог Москвы, осуществленный специальными агентами полиции (во время пожара погибли многие раненые русские солдаты, которых в сумятице отступления не удалось вывести из госпиталей), и отдание на растерзание толпы мнимых французских шпионов.

Вот и получается, что заигрывать с историей опасно. Не ровен час, вызовешь к жизни дремлющих демонов, чудовищ, рожденных сном разума. В русском языке издревле существует выражение «чур меня!». (Ни тени намека на современную персону.) Чур — бог межи, рубежа, границы у древних индоевропейцев. Все живущие за Чуром — враждебные и низшие существа. Для древнего человека и народа древности его отечество — центр мира, свое племя неизмеримо выше всех других, земля лучше других и т.д.

Так вот.

«Чур нас всех!» от доставшегося в наследство от обезьяньих предков, воспроизводимого под любыми благовидными предлогами первозданного инстинкта деления особей на «своих» и «чужих». Похоже, что инстинктивное стремление людей объединяться в группы, сцементированные чувством ненависти к общему врагу, нарастает сегодня во многих точках планеты. Тем более в хрупкой конструкции отечества нашего честный прагматизм, очищенный от инстинктов корысти и властолюбия, диктует по вопросу воспитания историей вполне внятную позицию. Воспитание народа не имеет ничего общего с потаканием национальному нарциссизму. В этой трудной неблагодарной работе ключевая роль принадлежит школе.
Спасибо
СагванаДата: Суббота, 24.03.2012, 05:18 | Сообщение # 2

Надежда Яковлева
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Амга

Сообщений:
6
Награды: 0
Статус: Offline
Я думаю, ничего особого не сулит.
Спасибо
МамочкаДата: Суббота, 24.03.2012, 12:26 | Сообщение # 3

B,hfubvjdf Uekmyfhf
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Уфа

Сообщений:
1998
Награды: 22
Статус: Offline
вообще не понимаю эту нашу любовь к акциям внимания.

Я бы предложила поговорить на тему "История - наука?" и "Можно ли жить не зная дат?" )) "Для чего нужно знать историю?" ))
Спасибо
ИванычДата: Суббота, 24.03.2012, 17:26 | Сообщение # 4

Иван
Ранг: Академик (?)
Член метод. совета учителей истории и общест-ния
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Сообщений:
6014
Награды: 70
Статус: Offline
Прочитал название темы так: "2012 год - год истерии". smile
Спасибо
МамочкаДата: Суббота, 24.03.2012, 17:27 | Сообщение # 5

B,hfubvjdf Uekmyfhf
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Уфа

Сообщений:
1998
Награды: 22
Статус: Offline
Иваныч, ну где-то близко ))
Спасибо
ЭсмеральдаДата: Четверг, 12.04.2012, 18:52 | Сообщение # 6

Ирина Лимонова
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Бондари

Сообщений:
2
Награды: 0
Статус: Offline
А я думаю, что пора возвращаться к патриотическому воспитанию наших детей, делая упор на героическое прошлое нашей великой Родины.
Спасибо
МамочкаДата: Четверг, 12.04.2012, 19:10 | Сообщение # 7

B,hfubvjdf Uekmyfhf
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Уфа

Сообщений:
1998
Награды: 22
Статус: Offline
Quote
Россия обречена на вечную триаду – вороватую власть, безмолвствующий народ и прекраснодушную интеллигенцию.

http://www.gazeta.ru/comments/2012/04/12_a_4343709.shtml
Спасибо
ИванычДата: Четверг, 12.04.2012, 20:42 | Сообщение # 8

Иван
Ранг: Академик (?)
Член метод. совета учителей истории и общест-ния
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Сообщений:
6014
Награды: 70
Статус: Offline
Оттуда же:
Quote
Но при этом общество ... смутно ощущает свою почти врожденную неспособность к систематическим личным усилиям по изменению к лучшему окружающего мира


Quote
все быстро вернется на круги своя, и Россия вновь застынет в сознании своего самобытного величия и своей планетарной миссии.


А почему так?
Спасибо
ЛорисонДата: Пятница, 13.04.2012, 14:15 | Сообщение # 9

Лара Басс
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
874
Награды: 19
Статус: Offline
Quote (Мамочка)
"Можно ли жить не зная дат?" ))

Конечно, можно. Многие существа живут без этого...
Quote (Мамочка)
"Для чего нужно знать историю?" ))

История учит думать, адекватно оценивать настоящее и будущее.
Спасибо
МамочкаДата: Пятница, 13.04.2012, 20:08 | Сообщение # 10

B,hfubvjdf Uekmyfhf
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Уфа

Сообщений:
1998
Награды: 22
Статус: Offline
Quote (Лорисон)
Конечно, можно. Многие существа живут без этого...

ОК, ОК )) намек ваш понятен, не понятно другое, вот к примеру Иваныч, хорошо знает историю, но не очень с математикой-физикой дружен - он кто? Или Миклухо. Миклухо, вы знаете день восстания рабов на галерах? Вот он кто? Вот к примеру Медведев - президент наш, вот он чтоб поступить на юрфак сдавал историю, а ведет себя будто ее не знает - он кто?
Quote (Лорисон)
История учит думать, адекватно оценивать настоящее и будущее.
ну-ну, ну-ну, учит думать, ну-ну, оценивать мало того что адекватно, да еще настоящее, но и на будущее покушаетесь? ну-ну, ну-ну
Спасибо
ИванычДата: Пятница, 13.04.2012, 20:57 | Сообщение # 11

Иван
Ранг: Академик (?)
Член метод. совета учителей истории и общест-ния
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Сообщений:
6014
Награды: 70
Статус: Offline
Quote (Мамочка)
Иваныч, хорошо знает историю, но не очень с математикой-физикой дружен - он кто?
А я еще и программировать умею... shy

Quote (Лорисон)
История учит думать, адекватно оценивать настоящее и будущее.
Хорошо бы было, конечно.
Спасибо
ЛорисонДата: Пятница, 13.04.2012, 22:19 | Сообщение # 12

Лара Басс
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
874
Награды: 19
Статус: Offline
Quote (Мамочка)
ОК, ОК )) намек ваш понятен, не понятно другое, вот к примеру Иваныч, хорошо знает историю, но не очень с математикой-физикой дружен - он кто? Или Миклухо. Миклухо, вы знаете день восстания рабов на галерах? Вот он кто?

Я так и думала, что вы начнете переплетать всё с другими предметами. Но мы здесь говорим о целесообразности изучения, а не о дружбе с предметами. Дружить или не дружить - это уже каждый решает сам.
Quote (Мамочка)
день восстания рабов на галерах?

Я против таких подробностей, но некоторые даты знать всё же нужно для соотнесения событий и выяснения причинно-следственных связей, ну и вообще, для тренировки памяти. smile
Quote (Мамочка)
и на будущее покушаетесь? ну-ну, ну-ну

На будущее "покушается" любая наука.
Спасибо
ИванычДата: Пятница, 13.04.2012, 22:21 | Сообщение # 13

Иван
Ранг: Академик (?)
Член метод. совета учителей истории и общест-ния
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Сообщений:
6014
Награды: 70
Статус: Offline
Quote (Лорисон)
На будущее "покушается" любая наука.
История - это наука?
Спасибо
ЛорисонДата: Пятница, 13.04.2012, 22:24 | Сообщение # 14

Лара Басс
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
874
Награды: 19
Статус: Offline
Quote (Иваныч)
История - это наука?

Считается, что - да.
Спасибо
МиклухоДата: Пятница, 13.04.2012, 23:01 | Сообщение # 15

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3430
Награды: 95
Статус: Offline
Quote (Мамочка)
Миклухо, вы знаете день восстания рабов на галерах?

Не знаю, но не люблю предводителя восставших. smile
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей истории, обществознания и т.п. » 2012 год-ГОД ИСТОРИИ (Что сулит учителю истории Год отечественной истории?)
Страница 1 из 3123»
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить