Татьяна Куппа, 09.07.2016 154 0

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии с неслышащими детьми


На современном этапе развития образования основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их самостоятельно, и это было бы для него увлекательно и интересно. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. И в обучении детей с нарушениями слуха информационные технологии играют важную роль.

Существует три основные формы работы с информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) на уроках географии:

  • непосредственное применение в учебном процессе;
  • применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий;
  • применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Мой опыт работы показывает, что целесообразно использование интерактивных технологий на следующих уроках и мероприятиях:

  • традиционный урок;
  • урок-практикум;
  • школьная конференция;
  • урок проверки знаний, умений, навыков;
  • урок защиты проектов, рефератов;
  • урок-викторина;
  • урок КВН;
  • классный час и т.д.

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.

В своей практике так же использую следующие виды компьютерных программ:

  • учебные;
  • тренажеры;
  • контролирующие;
  • демонстрационные;
  • имитационные;
  • справочно-информационные;
  • мультимедиа-учебники.

Надо сказать, не все программы для массовой школы применимы для обучения детей с нарушениями слуха. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся, и поэтому необходимо дополнительное объяснение учителя.

При изучении нового материала использую демонстрационную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и объяснение изучаемого материала одновременно, «лучше один раз увидеть, чем много раз услышать».

Образовательные программы имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.

На уроке закрепления использую программу-контролер или чаще тесты, кроссворды по географии, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.

Все современные электронные учебники предоставляют учителю возможность организации тестирования. Это один из видов контроля знаний, который в последнее время все больше входит в жизнь современной школы. Кроме того, они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Применение компьютерного тестирования по географии развивает интеллектуальные способности учащихся, т.к. они один и тот же тест могут проходить по несколько раз, пока не будет получен положительный результат. Все эти тесты соответствуют минимуму требований по географии. За короткое время можно раскрыть, объяснить, подтвердить экспериментом наиболее трудные вопросы программы.

Обобщающие уроки чаще всего провожу в нетрадиционной форме. Их можно умело сочетать с углублением изучаемого материала, ведь путешествие у детей ассоциируется с новыми открытиями, или использованием уже изученного — путешествие по родным местам. При проведении игровых уроков можно использовать известные учащимся виды игр из телевизионных программ. Ведь дети всегда мечтают об участии в такой игре. А использование проектора позволяет сделать игру реальной, настоящей, насыщенной фотографиями, рисунками и видеосюжетами. И учение будет действительно с увлечением.

Коррекционные цели образования глухих и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:

  • преобладание наглядности, особенно при формировании первичных представлений;
  • дозирование учебного материала;
  • адекватный темп подачи материала;
  • использование адаптированных учебных текстов.

И это можно достигнуть с помощью компьютерных технологий.

Одним из важнейших принципов в обучении детей с нарушениями слуха является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.

Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу MS Office PowerPoint. Учебный материал подается в виде последовательности слайдов в темпе и объеме, адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся с нарушениями слуха. По ходу показа веду диалог с учащимися, задаю им вопросы, учащиеся сопряжено и по одному проговаривают текст презентации.

В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. На уроках использую также презентации, созданные учащимися самостоятельно или с помощью учителя информатики на кружке.

Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

Применяя ИКТ на своих уроках, хочу отметить следующее:

  • значительно возросла концентрация внимания учащихся;
  • увеличился темп урока и подачи учебной информации;
  • материал излагается в более доступной и интересной форме;
  • значительно возрастает продуктивность урока;
  • увеличился объем изучаемой информации;
  • значительно легче усваивается изучаемый материал.

Внедрение новых технологий не означает, что они заменяют традиционную методику преподавания предмета. Информационно-коммуникативные технологии применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними.

Что дает использование ИКТ на уроке?

Подводя итоги, можно сказать, что использование информационных технологий:

  • повышает интерес учащихся к предмету;
  • формирует положительную мотивацию учебной деятельности;
  • осуществляет дифференцированный, индивидуальный подход в обучении;
  • оптимизирует и индивидуализирует процесс обучения;
  • создает надежную систему мониторинга усвоения знаний;
  • осуществляет процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика;
  • повышает педагогическую квалификацию, позволяет использовать учителю современные педагогические технологии.

Если использовать компьютер как коммуникативное средство при обучении географии, то профессиональная позиция педагогов заметно меняется. Из носителя готовых знаний и способов работы учитель превращается в руководителя, посредника и помощника учащихся в процессе их совместной творческой работы. Программные средства, обучающие программы, компьютерные среды, компьютерная коммуникация выступают как взаимосвязанные средства для построения учебного процесса. Компьютер превращается в обычный рабочий инструмент, какими сегодня являются книга, тетрадь и карандаш.

Об авторе: Куппа Татьяна Ивановна, учитель-дефектолог, учитель географии, КГКС(К)ОУ "Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I-II вида".

2011 г.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: