Интегрированный урок информатики и географии на тему: "Промышленность Калининградской области"; 9 класс


Промышленность Калининградской области

(Интегрированный урок географии – информатики рассчитан на 2 академических часа)

Авторы:

  • Иваненко Татьяна Васильевна, учитель информатики и ИКТ МАОУ СОШ № 11 г. Калининграда,
  • Левковец Елена Максимовна, учитель географии МАОУ СОШ № 11 г. Калининграда.

Цель: определить отрасли специализации промышленности и основные предприятия Калининградской области; их размещение на территории. Углубить знания, полученные при изучении графического редактора Paint, продолжить изучение языка разметки гипертекста HTML.

Задачи:

  1. создать условия для получения знаний об основных промышленных предприятиях Калининградской области;
  2. способствовать формированию понятия о факторах, определивших специализацию промышленности;
  3. обеспечить условия для отработки навыков работы с картой, перекодировкой информации;
  4. содействовать закреплению знаний, полученных при изучении графического редактора Paint (создание Screen shot и его обработка), продолжение изучения языка разметки гипертекста HTML (создание map-карты, нумерованных списков, ссылок).

Оборудование: компьютерный класс (рабочее место), карта «Калининградская область», справочные материалы в папке "Промышленность Калининградской области» в файле «Табл. справочник по отраслям промышленности Калининградской области», стандартное приложение от MS <Блокнот>, браузер, заготовка map-карты и web-страниц по промышленным центрам и местам добычи полезных ископаемых, таблица для проверки в файле «Проверочная табл. Промышленные предприятия области»;

Урок по информатике: «Язык разметки гипертекста HTML», уже не первый, на предыдущих уроках создавали map-карту и web-страницы (заготовки) по месторождениям и городам Калининградской области, обучались создавать ссылки на другие сайты».

Литература:

  1. Г. М. Фёдоров «Знаете ли вы Калининградскую область?» Изд. РГУ им. Канта; 2006.
  2. А. П. Клемешев, Ю. В. Костяшов, Г. М. Фёдоров «История западной России»: учебник 10 – 11 классы/под редакцией А. П. Клемешева. – М.: ОЛМА Медиа Групп; 2007.
  3. «География Янтарного края России»: учебник по курсу «Региональная география Калининградской области» / Под ред. В. В. Орлёнка. – Калининград: Изд – во «Янтарный сказ», 2004.
  4. Л.Л. Босова, А. Ю. Босова «Информатика и ИКТ». Изд. «Бином»; 2011.
  5. Сайт правительства Калининградской области
  6. Карты Яндекса. [Электронный ресурс]. URL-адрес: http://maps.yandex.ru/?ll=20.501989%2C54.719919&spn=0.322723%2C0.157005&z=12&l=map.  (Дата обращения 11.03.2011)
  7. Постройка.ру. [Электронный ресурс]. URL-адрес: http://www.postroika.ru/html/1step22.html. . (Дата обращения 14.03.2014);

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Информатик. используя возможности языка разметки HTML и ваши навыки создания web-страниц, мы познакомимся с экономикой Калининградской области.

( По вопросам учителя дети определяют тему и задачи урока)

Географ. Какие 3 составные части образуют экономику? (промышленность, с/х, транспорт).

Какая сфера экономики играет ведущую роль в индустриальном обществе?

А в экономике области?

Сформулируйте тему урока.

Тема урока по географии: «Промышленность Калининградской области».

Информатик. Ребята, а как вы думаете, географию возможно ли изучать без карты? Видели ли вы интерактивные карты в Интернете? Что-то подобное мы смогли создать на прошлом уроке?

Карты Яндекс и Гугл.

Map-карту Калининградской области.

А сможем ли мы оформлять списки, если придется перечислять предприятия Калининградской области, аналогично маркированным спискам в приложении MS WORD?

 Да. Используя язык разметки HTML.

Скажите, а для чего нужен HTML?

Для созданияWeb-страниц.

А можно ли объединить web-страницы в единый сайт. С помощью чего?

Да. С помощью ссылок.

Итак, что мы будем делать? Объединять все web-страницы в единый сайт. С помощью нумерованных списков делать выводы о полезных ископаемых и о промышленных предприятиях Калининградской области.

Дети формулируют тему урока по информатике: «Создание карты-сайта «Промышленность Калининградской области».

Определение задач урока.

Географ. Определите, какие вопросы надо рассмотреть, чтобы описать промышленность области? (предположения: какие есть предприятия, где находятся, какие ресурсы используют, что производят).

Задачи урока географии:

Мы начнём изучение экономики с промышленности. Для этого необходимо:

  • познакомиться с промышленными предприятиями городов области;
  • по характеру выпускаемой продукции определить их принадлежность к той или иной отрасли;
  • определить отрасли специализации области и выделить причины, определившие данную специализацию.

Задачи урока информатики:

  • Отработать навыки создания WEB-страниц, а именно работа с навигационной картой, создание списков, работа со структурой документа, создание ссылок.
  • Закрепить знания, полученные при изучении языка разметки гипертекста HTML, осознание функций браузера и структуры сайта.

Промышленность Калининградской области включает следующие виды экономической деятельности:

  • добыча полезных ископаемых
  • обрабатывающие производства
  • производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

В регионе осуществляют деятельность 6206 промышленных предприятий: из них 115 по добыче полезных ископаемых.

Вопр. Какие полезные ископаемые добываются в области? (янтарь, нефть, торф, строительные материалы)

Информ. Исходя из определения готового продукта, с чего мы начнем создание карты?

Скрин шот с яндекс  или гугл карты Калининградской области, нанесение условных обозначений на карту области. Выделение областей с условным изображением на map-карте как область-ссылку.

Работа с картой. Размещение ссылок на готовые файлы, содержащие материал о полезных ископаемых области.

Геогр. В обрабатывающей промышленности существует 5859 предприятий. Большинство из них малые и средние предприятия. Мы остановимся на более крупных предприятиях.

Вопр. Ваши предположения по поводу ведущих отраслей в экономике нашей области? Выполняя следующий вид работы, вам надо определить основные отрасли нашей промышленности, т. е. отрасли специализации.

Работа с картой, таблицей в распечатанном виде.

Географ. Некоторые города имеют в своём хозяйстве несколько промышленных предприятий. Например: Советск, Черняховск и, конечно, Калининград. В Калининграде сосредоточено 80% промышленного производства Калининградской области.

Вопр. Почему в этих городах расположены несколько или даже много предприятий? (географическое положение, транспортное положение, административный центр, есть квалифицированные кадры).

Информ. (Работа с файлами и списками). Теперь систематизированный материал по географии мы разместим на соответствующих web- страницах в виде списка. На web- страницах, посвященных городам, мы разместим перечень предприятий, расположенных в этих центрах, а на web- страницах, посвященных полезным ископаемым, разместим их описание. Свяжем web- страницы с помощью ссылок в единый сайт. Технология изложена в презентациях «HTML – урок карты map» и «HTML список».

Выводы:

Геогр. Задание: по продукции, производимой предприятиями, определите отрасли специализации

В регионе получили развитие следующие отрасли промышленности:

  • рыбодобыча и рыбопереработка;
  • машиностроение;
  • целлюлозно-бумажное производство;
  • пищевая промышленность;
  • добыча полезных ископаемых (янтарь, нефть, торф).

Вопр: Какие причины определили такую специализацию промышленности области?

На протяжении десятилетий экономическая политика в регионе была ориентирована на интеграцию в единое экономическое пространство бывшего СССР. Спецификой производимой в Калининградской области продукции и направленности местных предприятий является их ориентация, прежде всего, на российский рынок.  Около 80% продукции калининградских предприятий вывозится на основную территорию России.

  • приморское положение;
  • ориентация на близость зарубежной Европы (целлюлозно – бумажная промышленность изначально была ориентирована на экспорт);
  • исторические традиции развития промышленности ещё в довоенное время;
  • необходимость восстановления Калининградской области после Великой отечественной войны;
  • наличие ресурсов янтаря, торфа, нефти и др.

Информ. Мы создали готовый продукт Карту-сайт «Промышленность Калининградской области». При этом были созданы отдельные web-страницы, посвященные полезным ископаемым Калининградской области, определили и создали на map-карте районы их залегания, создали области-ссылки на соответствующие web-страницы. Определили специализацию городов области, с помощью маркированных списков внесли эту информацию на web-страницы и объединили их с помощью ссылок в web- сайт. 


Полный текст материала Интегрированный урок информатики и географии на тему: "Промышленность Калининградской области"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иваненко Т.В., Левковец Е.М.  NewTatiana
учитель информатики и ИКТ; учитель географии, МАОУ города Калининграда СОШ № 11
28.08.2015 0 1656 167
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0