Статья "О профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ при изучении географии в коррекционной школе VIII вида"


Работа по профориентации школьников очень важна при подготовке учащихся к сознательному и своевременному выбору массовых профессий после окончания школы. Широкими возможностями для профориентации школьников располагает учебный курс географии VI-IX классов, который является для них начальным этапом экономического образования, дает им богатую информацию о развитии и размещении народного хозяйства нашей страны, содействует формированию чувства уважения к людям труда, готовности работать в сфере материального производства.

На уроках географии учащиеся знакомятся с различными видами умственного и физического труда, с перспективами и динамикой развития промышленных, сельскохозяйственных и непроизводственных профессий. Повседневно – в процессе изучения программного материала, при выполнении практических работ, во время экскурсий – мы направляем свои усилия на расширение профессионального кругозора школьников с ОВЗ, формирование у них познавательного интереса и наклонностей. При этом необходим индивидуальный подход к учащимся, знание способностей, интересов, склонностей, особенностей памяти и внимания, речи и мышления, состояния здоровья – без этого профориентационная работа немыслима. Кроме того важной задачей педагога является умение помочь ученику познать самого себя, правильно оценить свои способности и возможности.

Изучая в программном материале размещение отраслей народного хозяйства, учащиеся знакомятся с трудом металлургов, шахтеров, нефтяников, машиностроителей, текстильщиков, хлеборобов, животноводов, работников транспорта и т. д. Рассмотрение таких тем, как «Население и его занятия», сопровождается краткими сведениями об особенностях ведущих профессий в отраслях народного хозяйства. А во время экскурсий ученики непосредственно знакомятся с людьми разных профессий. В Санкт-Петербурге и его окрестностях есть предприятия производительной (заводы, фабрики, пригородные сельхозпредприятия) и непроизводительной сферы (магазины, ателье, поликлиники и т.п.)

Стремясь к улучшению трудового обучения и воспитания учащихся с ОВЗ, нельзя забывать, что главный труд школьника - это учение. Постоянная работа с учебником и другими источниками географической информации (журналы, газеты, Интернет) формирует привычку к труду. Ознакомить учащихся со всем многообразием профессий трудно. Однако с самыми распространенными профессиями, в первую очередь с теми, в которых нуждаются предприятия данного региона, следует ознакомить обязательно. Например, рассказ о легкой промышленности России сопровождается знакомством с такими рабочими специальностями, как швея, портной, закройщик, обувщик. Экскурсии на швейные фабрики «Большевичка», «Труд», в швейное ателье, на обувную фабрику наглядно дополняют эти сведения. Каждая экскурсия на предприятие тщательно подготавливается и только тогда она помогает учащимся лучше усвоить изученный материал, наглядно убедиться в том, о чем им говорили на уроках.

Как правило, я предварительно бываю на предприятиях, где планируется провести экскурсию. Во время экскурсии организую встречу учащихся с представителями различных профессий, учащиеся задают им много вопросов и получают конкретные ответы, позволяющие им более точно и серьезно подойти к выбору профессии. Экскурсии и встречи показывают учащимся, что у них есть возможности получить различные профессии, укрепляют в них желание учиться. Помимо производственных и организационных вопросов, я узнаю на предприятиях, какие лицеи города обучают выпускников по данным профессиям, вместе с учащимися посещаем дни открытых дверей в лицеях, узнаем условия приема в данные учебные заведения.

Важным звеном профориентационной работы является информация для родителей, сообщающая им новые сведения о профессиях, об особенностях развития и здоровья детей с ОВЗ .Необходимо постоянно привлекать родителей к профориентационной деятельности школы, это делает их активными помощниками школы.

Многолетняя практика показывает, что если работа по профориентации ведется с правильным учетом специфики обучения и воспитания детей с ОВЗ, то сразу же после окончания школы выпускники находят для себя занятия и быстро трудоустраиваются.


Полный текст материала Статья "О профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ при изучении географии в коррекционной школе VIII вида" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Ирина Алексеевна  Публикатор
Учитель географии, Специальная коррекционная школа №37 VIII вида
16.10.2015 0 1052 161

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0