Интегрированный урок (география+физика) "Осадочные и метаморфические горные породы"; 6 класс


Цели урока: 

а) образовательные:  сформировать понятия  «осадочные», «метаморфические» горные породы;

б) метапредметные:

- использовать физические и химические законы при формировании географических знаний; способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и проведении опыта.

- создать условия для развития речи, умений работать в группе; проводить анализ, обобщение, аналогию на основе межпредметных физических опытов.

в) воспитательные:  - поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности; формирование бережного отношения к объектам природы.

г) коррекционно-развивающие:- развивать монологическую речь, обогащать словарный запас, осознано использовать при ответах специальные географические термины, развивать память и внимание.

Планируемые  результаты:

- личностные: осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы; формирование эмоционально -  ценностного отношения к окружающей среде;

- регулятивные: работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-  предметные: сформировать знания о происхождении горных пород, умения описывать и объяснять существенные признаки горных пород; различать осадочные и магматические горные породы по внешним признакам;

- познавательные: извлекать информацию о происхождении горных пород; анализировать и отбирать информацию;

- коммуникативные: формировать умение общаться и взаимодействовать друг с другом; развивать речевую деятельность; взаимопомощь по ходу выполнения практической работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:  репродуктивный с элементами частично-поискового и исследовательского.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуально-групповая.

Средства обучения: физическая карта полушарий, атлас для 6 кл., учебник географии для 6 кл. Т.П.Герасимовой и др., (М.: Просвещение, 2013г); схема «Горные породы», образцы  горных пород (уголь, мел, известняк, гальки), карточки  – термины, стаканы с крупами (заменяющими минералы), компьютер, проектор, мультимедийная игра («Выбери, классифисируй горные породы»).

 

Этапы

уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организацион-

ный момент.

Приветствие учеников,

проверка готовности к уроку.

Подготовка необходимого оборудования

2.Мотивация. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

Целеполагание

 

 

 

 

 

Тема урока:

  1. Мы знаем, что Земля состоит из трёх частей? Каких?
  2. В какой части Земли находится магма? Какая она магма?
  3. Какие виды горных пород мы изучали?  Как образовались магматические горные породы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как пишутся слова, где ошибка:

Литосвера. Зимная кора. Мантья.

 

- Вы хотите больше узнать о горных породах?

 

 

 

- Какую работу мы проводили на прошлом уроке с горными породами?

- Мы сегодня также продолжаем изучение горных пород.

Осадочные и метаморфические горные породы.

Слайды

-  Отвечают на вопросы учителя

  1. Земля состоит из ядра, мантии, земной коры – литосферы.
  2. Магма – это горячее вещество в мантии.
  3. Мы изучали на прошлом уроке магматические горные породы. Они образовались при выходе магмы в земную кору. Магма остывает и затвердевает, превращается в магматическую горную породу.

 

- Исправляют (устно) ошибки:

1.Используя ранее изученные ключевые слова: «литосфера», «мантия».  

2. Подбирают проверочное слово: земли (множ. ч.).

 

- Мы работали с горными породами, сделали описание магматических горных пород.

3. Усвоение нового  учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Практическая работа – простейшее описание горных пород.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Создание проблемной ситуации.

 

 

 

- Поиск решения проблемной ситуации.

(учитель физики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение результата опыта с теорией – с текстом учебника.

(учитель географии)

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Первичное закрепление нового материала

(учитель географии)

Слайд – земная кора.

- Из каких 3 слоев состоит земная кора?

 

Ребята вы уже знаете, что самая верхняя часть земной коры называется?  Осадочные породы. Более 70% материков покрыто осадочными породами. С осадочными породами связана большая часть разрабатываемых месторождений полезных ископаемых. Кроме того, в них хорошо сохранились остатки вымерших организмов, по которым изучают историю развития Земли.

Давайте вы будете на уроке в роли геологов и геофизиков. Сегодня вы будете работать в лабораториях. У нас есть для этого образцы горных пород, материалы для опытов, а учебники будут служить как Книга геолога.

1    открыли Книгу геолога (учебник стр.46- 47).  Найдите 3 группы горных пород.

– обратите внимание на правописание слов.

 2 Как геологи, вы сделаете простейшее описание осадочных горных пород.  По какому плану мы сделали описание на прошлом уроке? ( раздаются осадочные породы: уголь, мел, гальки, известняк и план описания горных пород).

Ответьте на вопросы:

- Какие горные породы более хрупкие? Магматические или осадочные?

- На какую строку вы не смогли ответить?

 

 

 

 

 

 

 У нас проблема такая: Как образовались осадочные горные породы? 

 Как геологи, вы должны определить, как образовались осадочные горные породы, которых вы сейчас изучали. Для этого в «лаборатории» сделаете опыт.

3     Работа в «лаборатории» – Опыт №1.

     Создание модели слоев горных пород. Возьмём одноразовые стаканчики и надо насыпать крупы слоями. Затем заливаем наши слои водой. Поставила я их на мороз. А когда достала замороженный образец – получили вот такую модель осадочных горных пород, на которой наглядно видны разноцветные слои. Потом замороженный слиток заливаем в тазике горячей водой. Наблюдаем.

Следите, что происходит, когда залили горячей водой наш замороженный слиток?

Все природные явления объясняют науки физика и химия.

Вывод: Да. Происходит колебание температуры, есть большая разница температуры, в результате чего слои растрескались.

4. Обращаемся к Книге геолога (уч. стр. 47).   Прочитайте и объясните, на какие три вида делятся осадочные породы?

 

 

  5.   Уважаемые геологи! Сравните ваш опыт сейчас с теорией, т.е. с текстом учебника.  Стр.47. И найдите, с какими осадочными породами совпадает ваш опыт.

 

 

 

Учитель: Под мою команду выполняем упражнения на растягивание позвоночника,

наклоны головы и туловища.

Вдох-выдох

 

 Слайды – оз. Кемпендяй.

Озеро Кемпяндяй находится в Сунтарском улусе, нашей республики. Смотрите, чем озеро известно.

- Что добывают в озере Кемпендяй?

- К какой группе горных пород относится соль? Как они образовались?

- Поваренную соль добывают здесь издавна. По вертикальным трубам из-под земли выливается соленая вода в огромный бассейн. Вода испаряется, а соль кристаллизируется. На слайде видно, как соль собирают в мешки и отправляют.

 

6. Сейчас рассмотрим, как образовались метаморфические горные породы. Ещё раз обращаемся к законам  физики.

Опыт №2

Разложите слоями разные крупы в стаканчике. Это модель осадочных слоев.

- Сколько всего слоев?

- Какому слою труднее всего? Почему труднее?

- Как вы думаете, за миллионы лет, эти слои горных пород останутся в прежнем состоянии или изменятся? Почему так думаете?

На уроках физики вы будете изучать законы давления.

 

7        Геологи сравнивают свои выводы с текстом.

(стр. 48   Читает учитель об образовании метаморфических  г. пород. )

 

 

8.  Проверим, насколько вы можете определить виды горных пород.

Мультимедийная игра: «Классификация горных пород».

Задание: Распределите горные породы по группам.

 

Слайды – земная кора.

Называют слои земной коры: осадочные породы, гранитный, базальтовый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  стр.46 – 47. Отвечают: 3 группы горных пород: магматические, осадочные, метаморфические.

 

 

2    Практическая работа (устно):

- Распределите, кто какую горную породу определяет.

- Когда отвечает один, другой даёт оценку его описания горной породы.

План описания горных пород:

  1. Название.
  2. Цвет.
  3. Блеск
  4. Твердый или хрупкий
  5. Происхождение (образование) не определено.

Вывод: -   Происхождение горных пород не знаем.

-       Осадочные горные породы менее хрупкие,  чем магматические.

 

 

 

 

 

 

 

3. Обсуждают опыт и формулируют выводы:

- Произошли такие явления – трескание, разрушение замёрших  слоев в стаканчике.

- Разрушение слоев произошло, когда вы залили горячей водой холодный лёд. Из-за того, что, то холодно, то горячо, идёт колебание температуры и поэтому разрушилась модель горных пород

 

 

 

 

 

 

 

4    Групповая работа (дополнение, исправление ответов):

- стр.47.   3 вида осадочных пород:

1 группа - обломочные,

2 группа - химические,

3 группа - органические.

 

5. Сравнивают и определяют: мы сделали опыт об обломочных горных породах.

 

 

 

 

Учащиеся выполняют упражения

 

 

 

 

Слайды – оз. Кемпендяй.

Используя слайды и текст учебника отвечают:

- В озере добывают соль. Это химические горные породы. Некоторые озёра бывают солёные. При высыхании озёр на дне озёр оседают соли, затвердевают, превращаются в кристаллы соли.

 

 

 

 

 

 

 

 

6      Обсуждение опыта.

           Делают выводы:

  1. Нижним слоям «труднее» из-за  давления верхних слоев.
  2. Нам кажется, что слои горных пород изменяются, наверное, из- за давления.

 

 

 

 

 

 

7. Сравнивают свои выводы с опытом и текст учебника:

Да, наш опыт совпадает, горные породы нижних слоев изменяются под давлением вышележащих слоев.

 

8 .   Мультимедийная игра: создана на сайте http://www.classtools.ru

Горные породы

Магма

тические

Осадоч

ные

Метамор

фические

Гранит

Железные руды

Медные руды

Пемза

Известн

Мел

Уголь

гальки

Мрамор

Кварцит

 

  1. Контроль усвоения нового материала

 

Учитель раздаёт каждому вопросы для закрепления  (2 варианта).

Ответы - шаблоны на доске, по которому идёт взаимопроверка.

Взаимоконтроль (в паре, устная работа).

     (Задания  в приложении):

- Каждый отвечает на вопросы.

- Взамопроверяют ответы по шаблону, находят ошибки.

- Устно исправляют ошибки.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

 

СЛАЙДЫ - Минералогический Музей Геологического Института ЯНЦ СО РАН, г. Якутск.

- Имеется ли связь между нашим уроком и музеем?

- Вы знали об этом музее?

- Хотите сходить в минералогический музей?

Этот музей наши учащиеся систематически посещают, с целью закрепления полученных знаний о горных породах.

Отвечают

6. Домашнее задание

Стр47 кратко – как образовались осадочные породы, краткая запись.

Стр 47 –рис.

Записывают

 

Приложение                                      Задания для закрепления

1 вариант

Вопросы

Выбрать ответы

  1. Эти горные породы образовались из-за разрушения скал
  2. Уголь образовался из остатков
  3. Медная руда
  4.  Мрамор
  5. Соль
  6.  Известняк образовался из
  1. Химическая горная порода.
  2. Остатков морских животных.
  3. Обломочные.
  4. Деревьев.
  5. Магматическая горная .порода.
  6. Метаморфическая горная порода.

 

Ответы:

№1 – 3.

    2– 4.

    3– 5.

    4- 6.

    5 – 1.

    6 – 2.

  1. вариант

Вопросы

ответы

  1. Железная руда
  2. Известняк образовался
  3. Гальки образовались
  4. При высыхании некоторых озёр образуются
  5. Мрамор
  6. Нефть, газ образовались из остатков
  1. Соли.
  2. При разрушении скал, гор.
  3. Растений и животных.
  4. Из остатков морских животных.
  5. Метаморфическая горная порода.
  6. Магматическая горная порода.

Ответы:

1– 6

2– 4

3– 2

4– 1

5– 5

6- 3


Полный текст материала Интегрированный урок (география+физика) "Осадочные и метаморфические горные породы"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Григорьева М.П., Мартынова А.Н.  Публикатор
учитель математики, учитель географии, Республиканская (коррекционная) школа-интернат 5 вида
17.01.2016 0 706 98

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0