Программа факультативного курса "Страницы истории земли Пермской" для 10-11 классов


Историческое краеведение – обязательная составляющая предмета «История». Современная  Россия столкнулась с так называемым парадоксом этничности, когда по мере углубления интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания народов. Одной из задач образования становится формирование человека,  который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем национальной идеи. Решение этой задачи  напрямую связано с национально – региональной историей.

История родного края – это часть истории России и всемирной истории и содержит реальные события прошлого в их взаимосвязи и взаимозависимости с событиями других регионов. Коми – Пермяцкий округ, теперь в составе Пермского края – регион с древнейшей историей и культурой.

Программа предназначена для 10-11 классов общеобразовательных школ. Программа рассчитана  на 34 часа (0.5 часа в неделю в  10 классе и 1 час в 11 классе). За основу составления данной программы взяты рекомендации по изучению обязательного минимума содержания основного общего образования по истории Коми – Пермяцкого округа.

Цели изучения предмета:

  1. Овладение учащимися основами знаний о прошлом и настоящем родного края, её народов, их социальном, духовном и нравственном опыте; формирование представлений о будущем края;
  2. Обретение ценностной ориентации на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, патриотизма и уважения прав человека;
  3. Содействие формированию культуры исторического мышления учащихся.

Требования к уровню знаний и умений учащихся:

  • основные события истории края, их последовательность и значение;
  • краткие персоналии;
  • характерные черты культуры и быта населения края.

Школьники должны получить представления:

  • о богатой истории своего края;
  • о богатстве культурных традиций народов, населяющих территорию округа;
  • об уникальности культурных традиций коми – пермяков;
  • о взаимосвязи истории коми – пермяков с историей других народов.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться краеведческой литературой, исторической картой, словарём;
  • применять поисковые, исследовательские методы краеведческой работы;
  • выполнять, оформлять рефераты и другие исследовательские задания.

Содержание программы

10 класс

РАЗДЕЛ 1 Наш край в далёком прошлом – 12 часов

Тема 1. Первоначальное заселение Прикамья – 1 час

Процесс формирования человека. Древнейшие люди на Западном Урале. Климат Прикамья эпохи среднего палеолита. Древнейшие стоянки Урала. Следы пребывания неандертальского человека в Прикамье. Прикамье в период позднего палеолита, климатические изменения. Орудие труда эпохи позднего палеолита. Матриархат. Неолитическая революция.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы в нашем крае – 1 час

 Наш край в период ранних металлов. Гаринская и Новоильинская археологические культуры. Турбинские племена. Лесные всадники. Прикамье в эпоху раннего железного века. Ананьинская археологическая культура. Патриархат. Скифский звериный стиль в искусстве. Гляденовская археологическая культура.

Тема 3. Наш край в lV – Xl веках- 1 час

Прикамье в эпоху Великого переселения народов. Полуоседлые племена. Курганный обряд погребения. Курганный могильник у д. ХариноГайнского района. Ломоватовская и неволинская археологические культуры. Выделение обработки железа в ремесло. Духовная культура населения Прикамья в эпоху раннего средневековья. Пермский звериный стиль. Древняя иранская серебряная посуда в Прикамье. Формирование культурного облика финно- угорской (прапермской) языковой общности. География древнего и современного проживания финно-угров.

Тема 4. Наш край в Xl – XlV веках – 1 час

Родановская археологическая культура – культура предков коми-пермяцкого народа. Предание о Кудым-Оше. Традиционный звероловческий уклад и пушной промысел. Экономические связи родановского населения. Костюм, снаряжение охотника и украшения родановских племен. Гончарное ремесло. Духовная культура родановских племен. Смена кровно - родственных отношений соседскими. Разложение родовых отношений и появление неравенства.

Тема 5. Русские в Прикамье – 1 час

Русь и Прикамье в XI – XIII веках. Русские летописи о народе коми. Пути проникновения русских в Прикамье. Разгром Камской Булгарии и набеги татаро-монгол на родановское городище.  Славянские первопроходцы в Прикамье. Пермский поход воеводы Фёдора Пёстрого (1472). Вхождение Прикамья в состав Русского централизованного государства.

Тема 6. Христианство и  язычество в Прикамье – 1 час

Языческие верования коми-пермяков. Пантеон коми-пермяцких богов. Культ Перуна. Миссия Стефана Великопермского. Начало крещения коми-пермяков (1463) и сопротивление христианизации. Синтез христианства и язычества в обычаях и обрядах.

Тема 7. Превращение Перми Великой в наместничество Русского централизованного государства- 1 час

1505 год – прекращение Великопермской династии. Чердынь – уездный центр края.  Стихийная и организованная колонизация Перми Великой. Государевы льготы переселенцам. Перепись Боброва и податное обложение население края. Набеги вогулов и татар. Участие коми-пермяков в защите рубежей русского государства. Фольклор коми о походе Ермака.

 Тема 8. Хозяйственная деятельность населения Прикамья- 1 час

Сельские населенные пункты: деревни, починки и заимки, сёла, погосты. Развитие и система земледелия (подсека, перелог, трёхполье), орудия труда. Скотоводство, бортничество, рыбий и звериный промыслы. Солеварение. «Пермяк – солёные уши». Углежжение, сплав, извоз. Торговля и транспортные пути. Бабиновская (царская) дорога. 

Тема 9. Строгановы - хозяева земель пермских – 1 час

Появление Строгановых в Прикамье. Жалованная грамота Ивана IV. Складывание Строгановской вотчины. Рост земельной собственности Строгановых. Роль Строгановых в хозяйственном и культурном развитии Пермского края. 

Тема 10. История моего села (деревни, поселка, города) – 1 час

Географическое положение, происхождение, население. Основные занятия, жизненный уровень, связи с внешним миром. Культура: традиции и обычаи, зодчество, исторические памятники. 

Тема 11. Быт и культура коми – пермяков – 1 час

Жилища крестьян (изба, клеть, подклеть, матица). Пища и утварь. Одежда (сарафан, дубас, пониток, шабур, зипун, лузан), пояса, головные уборы. Обувь (поршни, лапти, чёботы, черевички). Устное народное творчество. Формирование общин в быту и культуре русского и коми- пермяцкого населения.

Тема 12. Кудымкар центр Иньвенской волости – 1 час

Первое упоминание в книгах Яхонтова (1579). Кудымкар – центр округи, состоящий из 4 деревень (1609). Открытие Строгановского вотчинного правления Иньвенской дачи. Двухклассное мужское училище (1841). 1850 год – 100 дворов (700 человек). Кудымкар – центр культурно – просветительной работы всего Иньвенского края.

Раздел 2 Пермский край – часть Российской империи (Vlll- XlX вв.) – 6 часов

Тема 13. Пермский край в XVlll веке – 1 час

Формирование  Уральского горнопромышленного района. Строительство Пожвинского, Никитинского и других заводов. Волнения приписных и вотчинных крестьян накануне крестьянской войны Пугачева. Волна старообрядческого расселения. Особенности заселения Юрлинского района. Указ Екатерины II об открытии Пермского наместничества в г. Перми.

Тема 14. Развитие промышленности – 1 час

Замедление темпов развития горнозаводской промышленности как следствие крепостнической системы. Пожвинский завод и первые паровые двигатели. Инженеры Соболевский П.Г. и Вологдин В.П. Лесоводство и лесоторговля. Машиностроение. Н.В. Воронцов, Н.Г. Славянов. Жизнь и быт рабочих (первые попытки облегчения труда на Кувинском заводе). Кустарная промышленность.

Тема 15. Отмена крепостного права и развитие сельского хозяйства– 1 час

Иньвенский край – житница соседних уездов. Крестьяне государственные и владельческие. Караванная повинность. Манифест 19 февраля 1861 года. Массовое недовольство крестьян содержанием Манифеста. Военное подавление организованных выступлений. Общественный резонанс по случаю Ёгвинского расстрела. Тяжести выкупных платежей и растущее малоземелье крестьян.

Тема 16. Административные реформы– 1 час

Земская и городская реформы. «Мужицкий» состав Пермского земства. Успехи земской деятельности на коми-пермяцкой земле. Роль С.Т. Строганова, С.В. Строгановой, земских служащих, учителей в просвещении и трудоустройстве народа, благоустройство сёл.

Тема 17. Развитие культуры и общественной мысли. Культура жизни коми-пермяков– 1 час

Интерес учёных к Западному Уралу. Дмитриев А.А., Теплоухов Ф.А., Кривощёков И.Я. Складывание системы народного образования: приходские и народные училища, гимназии. Пермские «якобинцы», «декабристы», «народники». Вопрос о положении «инородцев». Работа над азбукой, грамматикой для коми-пермяцких детей. Народные  татары в Кудымкаре и Куве.

11 класс

Раздел 3 Наш край в первой половине XX века – 9 часов

Тема 1. Революционные бури в Прикамье- 1 час

Традиционный уклад жизни и отсутствие динамики в социально-экономическом развитии в начале XXвека. Экономический кризис 1900- 1903 годов на Урале: депрессия, забастовки. Крестьянские волнения в период революции 1905-1907 годов. Социальный характер требований рабочих Пожвы и Майкора. Первые Советы рабочих депутатов. Деятельность профессиональных революционеров в крае. Февраль 1917 года. Установление советской власти в Перми, Кунгуре, Мотовилихе, на территории Иньвенского края.  

Тема 2. Гражданская война « …и пошёл брат на брата» - 1 час

Создание комбедов, крестьянские восстания против красных в Полве, Юрле. Май 1918 года: Восточный фронт. Третья Красная армия – против частей Белой армии. Пермь в руках белых (декабрь 191 июнь 1919). Белые в Коми крае и их изгнание. Красный и белый террор. Красногвардейские отряды рабочих в Пожве и Майкоре. И.Л. Назукин.

Тема 3. От военного коммунизма – к НЭПу – 1 час

 Состояние экономики и положение населения крае после гражданской войны. Голод 1921-1922 годов. Переход от продразвёрстки к продналогу. Противоречивость НЭПа, его основные результаты. Вопрос об административно- хозяйственной и культурной автономии коми-пермяков. 1925 год – образование Коми-Пермяцкого национального округа. Ф.Г. Тараканов и первые руководители округа. Структура управления и первые руководители окружной администрации. Подготовка специалистов и национальных педагогических кадров. А.Н. Зубов, М.П. Лихачёв. Помощь государства в преодолении экономической и культурной отсталости края. Борьба с медико - социальными заболеваниями. В.А. Коркин

Тема 4. Индустриализация и коллективизация в Прикамье – 1 час

Стройки первых пятилеток: Вишерский и Камский ЦБК, Березниковский химкомбинат, Соликамский калийный. Развитие энергетики, нефте -  и угледобычи. 1929 – год «великого перелома». Создание колхозов и ликвидация кулачества. Голод 1932-1933 годов. Спецпереселенцы на территории округа. Формирование ГУЛАГа. 1037 год в Прикамье.  Аресты среди руководящих кадров и творческой интеллигенции округа. Сухой Лог. Переименование Перми в  Молотов.  1933 год - Кудымкар – посёлок городского типа 1938 год – город Кудымкар.

Тема 5-6. Годы великих испытаний – 2 часа

 Индустриальный рост Западного Урала: эвакуация промышленных предприятий, выпуск военной продукции. Фронтовые здания лесозаготовителей, «красные обозы», сбор средств в фонд обороны, тыловые госпитали. Труд колхозников округа в годы войны  - «в труде как в бою».

Тема 7-8. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны – 2 часа

Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы, участники движения Сопротивления. Легендарные разведчики Н. И.Кузнецов и  Г.И. Братчиков. Боевой путь Уральского добровольческого танкового корпуса. Боевой путь односельчан – участников войны.

Тема 9.Образование и культура военных лет – 1 час

Эвакуация учреждений культуры в город Молотов. Работа старших школьников после уроков: на полях,  фермах, помощь семьям фронтовиков. Тимуровские команды. Сбор средств на строительство танковой колонны «Народный учитель». 5000 выбывших учащихся. Драмтеатр им. Горького в годы войны. Произведения Н.В. Попова в сборниках «Фронтовые стихи» и «Громовые годы».

Раздел 4 Пермская область и Коми – Пермяцкий округ во второй половине XX -   начале XXl века – 8 часов

Тема 10. Послевоенная жизнь.  Округ в середине 40-60-х годов – 1 час   

Экономические последствия войны. Оказание шефской помощи Ростовской области, городам  Донбасса. Производство товаров народного потребления. Строительство ГЭС – Камской и Воткинской. Лесная отрасль в округе. Крупнейшие предприятия округа: Пожвинский завод «Лесосплавмаш», Кудымкарский РМЗ, комбинат «Комипермлес». Развитие сельского хозяйства. Жилищное строительство: бараки, «хрущёвки». Развитие просвещения и культуры.

Тема 11. Округ в середине 60 – начале 80-х годов – 1 час

 Развитие промышленности и сельского хозяйства. Движение за коммунистический труд. Выдающиеся труженики округа: Герои Социалистического труда В.М. Туркин, М.П. Крохалев, В.В. Четин,  Т.Ф. Полуянов. Застойные явления  в социально- экономическом развитии округа.

Тема 12. Духовная сфера – 1 час

Развитие культуры в условиях идеологического монополизма. Клубы, библиотеки, школы, техникумы. Учёные коми- пермяки: Яковкин А.А., Тонков В.Н., Чугаев В.А., Вилесов Ф.И.. Литература: С.И. Караваев, Н.В. Попов, М.Д. Вавилин, И.А. Минин, В.Я. Боталов, А.Д. Баяндин, Ф.С. Истомин, Т.П. Фадеев. Музыка: А.И. Клещин, Н.В. Пахоруков.

Драматический театр – лауреат премии Станиславского. Природа, люди, история Пармы в творчестве живописцев.

Тема 13. Прикамье и реформы (1985-1997) – 1 час

Перестройка. Спад производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Талонная система распределения. Появление новых форм собственности. Приватизация. Отставание округа от средне областных показателей.

Тема 14. Политическая жизнь Прикамья, округа – 1 час

Конституция 1993 года. Коми – Пермяцкий автономный округ – субъект Российской Федерации. Выборы в Государственную Думу. Первые депутаты Государственной Думы: А.П. Власова, М.Ю. Водянов, А.М. Федосеев, А.А. Климов. Многопартийность.

Тема 15. Образование Пермского края – 1 час

«За» и «против» объединения. Референдум 2005 года. Восемь тезисов «за» объединение: инвестиции в окружную экономику; развитие инфраструктуры округа; особое внимание к округу со стороны федерального центра; новые рабочие места для жителей коми-округа; качественное образование для детей; качественное здравоохранение; сохранение и развитие коми-пермяцкой культуры; ответственность власти пред народом. Политические лидеры.

Тема 16. Достижения культуры – 1 час

Развитие связей с финно - угорским миром. Открытие Кудымкарского института – филиала Удмуртского государственного университета. Вклад коми-пермяцких деятелей в развитии культуры Пермского края. Кино А. Балуева и А. Дудина. Творчество Е. Плотниковой. Ансамбль «Шондiбан».

Тема 17. Настоящее и будущее края – 1 час

           Урок по методике «Гражданский форум» или беседа по вопросам:

  1. Как сберечь природу?
  2. Какая судьба ждёт коми-пермяцкий язык?
  3. Какие отрасли промышленности надо развивать?
  4. Как сделать сельское хозяйство рентабельным?
  5. Какова роль малого и среднего бизнеса в нашем регионе?
  6. Сможем ли выжить без железной дороги и АЭС?

Полный текст материала Программа факультативного курса "Страницы истории земли Пермской" для 10-11 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Часовских Людмила Леонидовна  Екатерина_Пашкова
Учитель истории и обществознания, МАОУ "Гуринская СОШ" Кудымкарского муниципального района Пермского края
07.07.2015 0 1638 195
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0