Разработка урока истории по теме "Древнейший Рим"; 5 класс

Разработка урока истории по теме "Древнейший Рим"; 5 класс

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим»

Тема: Древнейший Рим

Задачи:

  1. Сформировать представления учащихся о Древнем Риме (положение, основание, занятия, управление).
  2. Продолжить работу над формированием основных компетенций: получать информацию из различных источников (карта, учебник),
  3. устанавливать причинно - следственные связи, сравнивать народы и государства, делать выводы, оперировать историческими терминами, систематизировать знания по теме.
  4. Давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей.

Основные понятия: 753 г до н.э., плебеи, патриции, весталка, ликтор, сенат.

Оборудование: карта "Древний Рим", учебник Годер, Вигасин «ИДМ 5 кл», презентация.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

 Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие.

Мы с вами покидаем гостеприимную Грецию и отправляемся на запад, (настенная карта или слайд № 1), к берегам Италии.

Нас интересует её главный город - Рим.

Тема урока "Древнейший Рим" (слайд №2). Учащиеся записывают тему.

Как вы думаете, почему на слайде размещена фотография скульптуры волчицы и детей? (Учащиеся высказывают предположения). В процессе урока мы проверим правильность ваших предположений.

  1. Объяснение нового материала

План урока (слайд № 3).

  1. ……..
  2. Основание Рима
  3. ….
  4. Управление Римом

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты.

Дети предлагают свои формулировки.

Учитель демонстрирует Слайд № 4 с полным планом урока.

  1. Где находится Рим (географическое положение), природные условия
  2. Основание Рима
  3. Занятия древних римлян
  4. Управление Римом

1. Географическое положение, природные условия .

Учитель: История Рима насчитывает более 12 веков. Он возник как маленькое поселение, которое затем превратилось в огромную державу.

-Где же возникло поселение Рим?

Для ответа на этот вопрос вам поможет карта в учебнике на стр 213 и карта на слайде №5. Внимательно изучите её и запишите в тетрадях, где находился древний Рим.

Кому трудно может воспользоваться подсказкой на слайде № 6

(Текст с пропусками: Где? – в Европе, на ……. п-ове, на берегу реки …..)

Дети работают с картой и записывают ответ в тетрадь.

Учитель: Где же находится Рим? Заслушиваются ответы 2-3 учеников. Демонстрация слайда с правильным ответом.

Задание : Пойти к доске показать на карте и описать словами где находится Рим. (2-3 ученика).

Беседа по вопросам, дети дают ответы с помощью карты на стр 213.

- Что напоминает Апеннинский полуостров по форме?

- Недалеко от Апеннинского п-ова находится остров, который греки называли «треугольным». Как он называется?

- Какие моря омывают полуостров?

- На севере Апеннинский п-ов отделяют от Европы высокие горы. Как они называются?

- Какой климат будет на территории полуострова?

 Выслушав ответы, учитель добавляет информацию о дождях и плодородных почвах.

- А почему Апеннинский полуостровов так называется?

 Выслушав ответ, учитель добавляет информацию об Апеннинских горах (невысокие, богаты строительным камнем и металлом)

-А часто ли мы в обыденной речи называем эту территорию «Апеннинский полуостров»?

- Какая страна здесь находится?

- Италия – в переводе «страна телят». Почему?

- Сравните природные условия Италии и Греции (климат, реки, ландшафт) и сформулируйте вывод об основных занятиях жителей Италии.

Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7 )

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда №8.

Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии - теплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.

2. Основание Рима.

Учитель:

-Какие племена населяли Италию? (Дети отвечают с помощью карты на стр213)

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. (слайд № 9)

Задание: прочитайте легенду об основании Рима п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова.

Проверка записей (2-3 ученика зачитывают )

Вопрос к классу: Где мы уже встречали подобные события:

А) два брата, младший завидует старшему (Египет - Осирис и Сет)

Б) брошенные в реку дети (ребенок) (Египет - Моисей)

Задание: Глядя на список ключевых слов, давайте по цепочке воспроизведем легенду об основании Рима. (Прием "Продолжи" - каждый ученик говорит только одно предложение).

- Какие новые слова вам встретились при чтении учебника? Что они означают?

Запишите в словарь их расшифровку (Слайд № 10): весталка - жрица богини Весты, ликторы - воины, сопровождающие царя .

- Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой?

Ответить с помощью текста учебника на стр 215 "Почитание Весты и Марса"

3. Занятия древних римлян

Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? (2768)

Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий.......

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной . А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12 или рис на стр216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №13) (прием "Дешифровщик")

Вопросы классу:

-Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне?

-Какие породы скота они разводили?

- Какими ремеслами занимались?

- Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить?

4. Управление Древним Римом.

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №14)

Задание (Слайд № 15) Прочитайте текст на стр 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз и ответьте на вопросы:

- Кто участвовал в управлении Римом?

- Какие органы управления были?

-Кому принадлежала высшая власть?

-Назовите функции Народного собрания.(заменить на тест или задание)

- Чем отличаются патриции от плебеев?

Учитель: По легендам Римом правили семь царей. А как звали первого?

Последнего царя звали Тарквиний Гордый. Но он сам захватил власть, убив своего предшественника. Он был очень жестоким, и римляне восстали и изгнали Тарквиния из города. И решили царей больше не выбирать. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

III. Закрепление:

  1. Греки говорили на греческом, а римляне ?

2. Слайд № 16

-Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима:

а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров

г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По

3. Слайд № 17

-Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима:

а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром

 4. Слайд №18

- Вставьте пропущенные слова .

а) В управлении Римом принимали участие только.....

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......

в) Высшая власть принадлежала .....

г) По легендам, Римом правили .....царей, последнего звали.....

д) Знаками царской власти были .....

IV. Рефлексия (подведение итогов урока):

А) Давайте вспомним начало нашего урока, чьи же предположения насчет волчицы и детей оказались верными или наиболее близкими к истине?

Б) составьте синквейн по теме «Древнейший Рим».

V. Домашнее задание: §44, вопросы к §, рабочая тетрадь зад. 55-57, слова и дата (Слайд19)


Полный текст материала Разработка урока истории по теме "Древнейший Рим"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михайлова Светлана Петровна  Петровна3604
учитель истории и обществознания, МКОУ Еманжелинская СОШ Еткульского района Челябинской области
03.07.2015 0 3454 538
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0