Разработка урока истории по теме "Древнейший Рим"; 5 класс


Михайлова Светлана Петровна

учитель истории и обществознания

МКОУ Еманжелинская СОШ Етульского района Челябинской области


Разработка урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим»

Тема: Древнейший Рим

Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о Древнем Риме (положение,

основание, занятия, управление).

2. Продолжить работу над формированием основных компетенций:

получать информацию из различных источников (карта, учебник),

устанавливать причинно - следственные связи, сравнивать народы и

государства, делать выводы, оперировать историческими терминами,

систематизировать знания по теме.

3. Давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических

нравственных ценностей

Основные понятия: 753 г до н.э., плебеи, патриции, весталка, ликтор, сенат

Оборудование: карта "Древний Рим", учебник Годер, Вигасин «ИДМ 5 кл»,

презентация

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование


Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие.

Мы с вами покидаем гостеприимную Грецию и отправляемся на запад, (настенная карта или слайд № 1), к берегам Италии.

Нас интересует её главный город - Рим.

Тема урока "Древнейший Рим" (слайд №2). Учащиеся записывают тему.


Как вы думаете, почему на слайде размещена фотография скульптуры волчицы и детей? (Учащиеся высказывают предположения). В процессе урока мы проверим правильность ваших предположений.


  1. Объяснение нового материала

План урока (слайд № 3).

  1. ……..

  2. Основание Рима

  3. .

  4. Управление Римом



Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты.

Дети предлагают свои формулировки.

Учитель демонстрирует Слайд № 4 с полным планом урока.

  1. Где находится Рим (географическое положение), природные условия

  2. Основание Рима

  3. Занятия древних римлян

  4. Управление Римом

1. Географическое положение, природные условия .

Учитель: История Рима насчитывает более 12 веков. Он возник как маленькое поселение, которое затем превратилось в огромную державу.

-Где же возникло поселение Рим?

Для ответа на этот вопрос вам поможет карта в учебнике на стр 213 и карта на слайде №5. Внимательно изучите её и запишите в тетрадях, где находился древний Рим.

Кому трудно может воспользоваться подсказкой на слайде № 6

(Текст с пропусками: Где? – в Европе, на ……. п-ове, на берегу реки …..)

Дети работают с картой и записывают ответ в тетрадь.

Учитель: Где же находится Рим? Заслушиваются ответы 2-3 учеников. Демонстрация слайда с правильным ответом.

Задание : Пойти к доске показать на карте и описать словами где находится Рим. (2-3 ученика).

Беседа по вопросам, дети дают ответы с помощью карты на стр 213.

- Что напоминает Апеннинский полуостров по форме?

- Недалеко от Апеннинского п-ова находится остров, который греки называли «треугольным». Как он называется?

- Какие моря омывают полуостров?

- На севере Апеннинский п-ов отделяют от Европы высокие горы. Как они называются?

- Какой климат будет на территории полуострова?

Выслушав ответы, учитель добавляет информацию о дождях и плодородных почвах.

- А почему Апеннинский полуостровов так называется?

Выслушав ответ, учитель добавляет информацию об Апеннинских горах (невысокие, богаты строительным камнем и металлом)

-А часто ли мы в обыденной речи называем эту территорию «Апеннинский полуостров»?

- Какая страна здесь находится?

- Италия – в переводе «страна телят». Почему?

- Сравните природные условия Италии и Греции (климат, реки, ландшафт) и сформулируйте вывод об основных занятиях жителей Италии.


Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7 )

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда №8.

Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии - теплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.


2. Основание Рима.

Учитель:

-Какие племена населяли Италию? (Дети отвечают с помощью карты на стр213)

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. (слайд № 9)

Задание: прочитайте легенду об основании Рима п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова.

Проверка записей (2-3 ученика зачитывают )

Вопрос к классу: Где мы уже встречали подобные события:

А) два брата, младший завидует старшему (Египет - Осирис и Сет)

Б) брошенные в реку дети (ребенок) (Египет - Моисей)

Задание: Глядя на список ключевых слов, давайте по цепочке воспроизведем легенду об основании Рима. (Прием "Продолжи" - каждый ученик говорит только одно предложение).

- Какие новые слова вам встретились при чтении учебника? Что они означают?

Запишите в словарь их расшифровку (Слайд № 10): весталка - жрица богини Весты, ликторы - воины, сопровождающие царя .

- Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой?

Ответить с помощью текста учебника на стр 215 "Почитание Весты и Марса"


3. Занятия древних римлян

Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? (2768)

Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий.......

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной . А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12 или рис на стр216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №13) (прием "Дешифровщик")

Вопросы классу:

-Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне?

-Какие породы скота они разводили?

- Какими ремеслами занимались?

- Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить?


4. Управление Древним Римом.

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №14)

Задание (Слайд № 15) Прочитайте текст на стр 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз и ответьте на вопросы:

- Кто участвовал в управлении Римом?

- Какие органы управления были?

-Кому принадлежала высшая власть?

-Назовите функции Народного собрания.(заменить на тест или задание)

- Чем отличаются патриции от плебеев?


Учитель: По легендам Римом правили семь царей. А как звали первого?

Последнего царя звали Тарквиний Гордый. Но он сам захватил власть, убив своего предшественника. Он был очень жестоким, и римляне восстали и изгнали Тарквиния из города. И решили царей больше не выбирать. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.


III. Закрепление:

  1. Греки говорили на греческом, а римляне ?


2. Слайд № 16

-Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима:

а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров

г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По


3. Слайд № 17

-Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима:

а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром


4. Слайд №18

- Вставьте пропущенные слова .

а) В управлении Римом принимали участие только.....

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......

в) Высшая власть принадлежала .....

г) По легендам, Римом правили .....царей, последнего звали.....

д) Знаками царской власти были .....


IV. Рефлексия (подведение итогов урока):

А) Давайте вспомним начало нашего урока, чьи же предположения насчет волчицы и детей оказались верными или наиболее близкими к истине?

Б) составьте синквейн по теме «Древнейший Рим».


V. Домашнее задание: §44, вопросы к §, рабочая тетрадь зад. 55-57, слова и дата (Слайд19)



Слайд 1
Слайд 2
Подготовила учитель истории МКОУ Еманжелинская СОШ Михайлова С.П.
Слайд 3
1. …….. 2. Основание Рима 3. …. 4. Управление Римом
Слайд 4
1. Где находится Рим (географическое положение), природные условия 2. Основание Рима 3. Занятия древних римлян 4. Управление Римом
Слайд 5
Слайд 6
Где? – в Европе, на ……. полуострове, на берегу реки ….. . Где? – в Европе, на Апеннинском полуострове, на берегу реки Тибр .
Слайд 7
Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество. Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.
Слайд 8
Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии тёплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество. Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.
Слайд 9
Слайд 10
• Весталка – жрица богини Весты. Ликторы – воины, сопровождающие царя.
Слайд 11
Виминал Квиринал Капитолий Палатин Авентин Эсквилин Целий
Слайд 12
Древнейший Рим
Слайд 13
Занятия римлян
Слайд 14
• Патриции – потомки знатных жителей Рима. • Плебеи – потомки переселенцев
Слайд 15
Кто участвовал в управлении Римом? - Какие органы управления были? -Кому принадлежала высшая власть? -Назовите функции Народного собрания. - Чем отличаются патриции от плебеев? -
Слайд 16
Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима: а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По Ответ : а,б,г,д
Слайд 17
Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима: а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром Ответ: б, в, д, ж, з
Слайд 18
Вставьте пропущенные слова . а) В управлении Римом принимали участие только.....патриции. б) Старейшины родов заседали в совете, сенат который назывался...... в) Высшая власть принадлежала … Народному собранию г) По легендам, Римом правили ..... 7 царей, Тарквиний Гордый последнего звали..... д) Знаками царской власти были ..... жезл и одежда с пурпурной полосой.
Слайд 19
•Домашнее задание: §44, вопросы к §, рабочая тетрадь зад. 55-57, слова и дата

Полный текст материала Разработка урока истории по теме "Древнейший Рим"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михайлова Светлана Петровна  Петровна3604
03.07.2015 0 7334 1068

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0