Урок-лекция по истории "Серебряный век русской культуры"


Цель урока: сформировать представление о сущности социо­культурного феномена Серебряного века; на конкретных приме­рах показать достижения русской науки и философии; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направле­ний в искусстве,

Основные понятия: ренессанс; декаданс; импрессионизм; мо­дерн; символизм; акмеизм; футуризм.

Тип урока: лекция.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная установка.

План изучения нового материала.

Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров. Серебряный век русской культуры – социокультурный феномен. Понятие «социокультурный» феномен рассматривает культуру как широ­кий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных политических отношений. Для создания проблемной ситуа­ции учитель предлагает учащимся объяснить, почему период развития русской культуры в начале XX в. назван Серебряным веком.

Достижения науки.  В.И.Вернадский – экология, биология. Нобелевский лауреат И.И.Мечников. Н.Е. Жуковский- самолетостроение. К.Э.Циолковский – космонавтика. Вопрос о достижениях русской науки начала XX в. уча­щиеся изучают самостоятельно. Целесообразно заполнение таблицы с использованием учебника и других источников.

Ученый

Предметная область

Научные открытия

 

 

 

Русская философия в поисках общественного идеала. Марксизм – идеология начала XX века. Идеализм, русская идея - Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве. Возможно  использование

Электронных  учебников  А.А.Данилова «История России XX век» или Кирилл и Мефодий «История Отечества в XIX- XX веках».

Лите­ратура: новые поэтические течения.    

Презентация «Серебряный век русской культуры»

Начиная изложение материала о достижениях русской художественной    культуры, необходимо сформулировать  проблему: определить общие   тенденции, характерные для всех направлений художественной культуры начала XX в., и их принципиальное отличие от художественных традиций XIX века.

  • Критический реализм – критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М.Горьким. Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. На смену им идут И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.А.Горький.
  • Символизм (декаданс) - Земная жизнь лишь "сон", " тень" Реальности противопоставлен мир мечты и творчества - мир, где личность обретает полную свободу.К.Бальмонт, А.Блок, В.Брюсов.
  • Акмеизм («акме» - высшая сила чего-либо).  Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам
  • Футуризм («футурум» - будущее).  В.Маяковский, И.Северянин, В.Хлебников.
  • Имажинизм явился реакцией, как против музыкальности поэзии символизма, так и против вещественности акмеизма и словотворчества футуризма. Он отверг всякое содержание и идеологию в поэзии, поставив во главу угла образ. Он гордился тем, что у него "нет философии" и "логики мыслей".  С.Есенин.

Архитектура.  Модерн, неорусский стиль, неоклассицизм. Музыка, балет, театр, кинематограф. Уча­щиеся самостоятельно готовят презентации по данной теме. Возможно также использование электронных  учебников  А.А.Данилова «История России XX век» или Кирилл и Мефодий «История Отечества в XIX- XX веках».

Задание на дом. Параграф в учебнике. Презентации по заданным темам.  Таблица: «Основные стилевые направления в литературе и живописи серебряного века русской культуры».  Таблица «Достижения науки в начале XX».  Подготовиться к повторительно-обобщающему    уроку.


Полный текст материала Урок-лекция по истории "Серебряный век русской культуры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павлова Лариса Юрьевна  павлор
учитель истории и обществознания, МОБУ средняя общеобразовательная школа №25 г. Сочи
25.08.2015 0 2556 339
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0