Разработка урока по обществознанию "Предпринимательская деятельность. Бизнес"; 8 класс

Разработка урока по обществознанию "Предпринимательская деятельность. Бизнес"; 8 класс

Цели урока:

1. Изучить новый материал в форме деловой игры.

2. Активизировать изучение и закрепление экономических понятий, терминов.

3. Интегрировать знания, полученные на уроках обществознания и истории.

Формировать творческое мышление, реакцию на ситуативность, умение формулировать и конкретизировать ответы на вопросы.

4. Формировать объективную самооценку, воспитывать дух соревновательности, стремление к лидерству, конкурентоспособность на рынке труда.

5. Формировать непредвзятое отношение к предпринимательству, предприимчивости в условиях рыночной экономики.

6. Формировать социально-личностные, коммуникативные компетентности.

7. Формировать умение работать в команде

Оборудование и оснащение: использование ИКТ (компьютер, проектор), бумага, карандаши, конверты с заданиями, карты самоконтроля учащихся. Учащиеся рассаживаются по своим группам.

Межпредметные связи: экономика, психология, право, основы предпринимательства, история, география, литература

Начало игры:

Дорогие лицеисты, уважаемые коллеги, сегодня на уроке вам предлагается поучаствовать в деловой игре. Она предполагает, что вы со всей серьезностью примете правила игры и предлагаемые вам возможные жизненные обстоятельства. Успех игры зависит от вашей способности воплотиться в предлагаемые жизненные роли и принять предлагаемую ситуацию. Сегодня вам представится возможность показать свои предпринимательские, организаторские, коммуникативные и творческие способности.

Но в начале урока попробуем составить образ предпринимателя. Идет работа с ассоциациями. Записываем их на доске (фиксируются как позитивные, так и негативные определения). Присутствующие на уроке учителя задействованы в этом процессе.

Так кто же он, предприниматель? К тому образу, что на доске можно прибавить еще. В русской литературе люди праведные – обязательно бедные. А бизнесмен не иначе как, жадный, бесстыдный (от Плюшкина и Чичикова до Лопахина). Современные писатели: Войнович, Солженицын, Аксенов, Пелевин – ничего принципиально нового не добавили. В ход пошли пародии, стилизация. В общем, предприниматель:

Воротила, делец, аферист, обманщик, махинатор, мошенник, пройдоха, шулер, деляга, карьерист, мафиози.

Его человеческие качества преимущественно негативные:

Хитрый, ловкий¸ жадный, беспринципный, малообразован, склонен к алкоголю.

То есть даже русский язык отразил нелюбовь русского народа к предприимчивости, расчету, коммерческой хватке.

Торговля в русском сознании неуважаемое занятие. Смотрите сами: торговка, барышник, лавочница – сплошные отрицательные эмоциональные интонации. Даже слово «купец»: его внутренняя форма предполагает процесс купли, но не продажи.

Второй элемент – собственность. Без него предприниматель невозможен. В.Даль пишет так: «Это все свое имущество, пожитки, богатство…все дурное, усвоенное по дурным наклонностям, соблазнам, страстям».

А думаете со словом «прибыль» лучше? Это нажива, барыш, куш. Тогда предприниматель «набил карман».

В своей басне Крылов создает  свой образ предпринимателя:

«Поди-ка, брат Андрей!

Куда ты там запал? Поди сюда скорей.

Да подивуйся дяде!

Торгуй по-моему, так будешь не в накладе».

Так в лавке говорил племяннику Купец;

«Ты знаешь польского сукна конец,

Который у меня так долго залежался,

Затем, что он и стар, и подмочен, и гнил:

Ведь это я сукно за английское сбыл!

«Вот видишь, сей лишь час взял за него сотняжку:

Бог олушка послал», -

«Все это, дядя,  так», - племянник отвечал:

«Да в олухи-то, я не знаю, кто попал:

Вглядись-ко: ты ведь взял фальшивую бумажку».

 

Обманут! Обманул Купец: в том дива нет:

Но если кто на свет

Повыше лавок взглянет, -

Увидит, что и там на ту же стать идет;

Почти у всех во всем один расчет:

Кого кто лучше проведет,

И кто кого хитрей обманет.

Последние года не внесли ничего нового. Телевидение нам подкинуло сериалы «Бандитский Петербург», «Бригада». И предприниматель предстал этаким «крутым парнем», который напрямую связан с криминальным миром.

Так что, если бизнесмен – то сразу жулик? Богатый – значит, вор? Предприимчивый – значит, корыстный? Роман Александра Проханова «Господин Гексоген» изображает российского бизнесмена такими метафорами: «его узкий череп покрывал линялый, с плешинами, волос.

Узкие плечи переходили в длинные подвижные руки, удерживающие какой-то плод, то ли крупный орех, то ли сморщенный гриб, большие резцы в ощеренном рту были готовы грызть и точить, а выпуклые, черно-вишневые, почти без белков глаза смотрели настороженно и часто мигали». Вряд ли этот портрет может вызвать симпатию у читателей, не правда ли?

Так вот наша задача (задачу формулируют сами учащиеся) выяснить, так какими же качествами должен обладать бизнесмен? Какой он на самом деле? И что ему нужно знать и уметь?

Но сначала позвольте представить вам историческую справку по истории предпринимательства в России.

Работа с презентацией.

Комментарий к презентации «История предпринимательства в России»:

2 слайд: Еще историк Н.М.Карамзин писал: «Первые сведения о нашем древнем купечестве относятся ко временам варяжских князей, договоры с греками свидетельствуют, что множество россиян жило в Царьграде. Продавали там невольников и покупали всякие ткани. Из Царьграда шли в Россию пурпур, богатые одежды, сукна, сафьян, перец. К сим товарам – добавляет Нестор – можно прибавить вино и плоды».

3 слайд: Нужно понимать, что предпринимательская деятельность включала не только торговлю, но и промыслы, обработку дерева и металла, бортничество.

4 слайд: Способствовало развитию предпринимательства и выгодное геополитическое положение. Русь находилась на пути «из варяг в греки», который связывал Балтийское с Черным морем.

5 слайд: Русские купцы не имели металлических денег, а в качестве эквивалента стоимости использовали шкуры пушных зверей, в частности белок и куниц. И деньги-то сначала на Руси назывались куны. Позже появились гривны.

Первые серебряные монеты появились при Владимире I в X веке. Это уже был признак и суверенного государства. Надписи показательны. На одной стороне: «Владимир и се злато», на другой -  «Владимир на столе (престоле). Своих монет не хватало – использовали восточные динарии.

6 слайд: Кем были первые предприниматели?

Это князья, горожане, крестьяне. С X века активно занялись этим купцы.

7 слайд: Отношения нужно было как-то регулировать. И с этой целью Ярослав Мудрый принимает первый письменный свод законов «Русская правда». Закон содержал статьи по кредитованию, возмещению ущерба, взысканию налогов.

8 слайд: В XIII веке Русь переживала тяжелые времена. Она боролась то с монголо-татарами, то с крестоносцами. Оживление хозяйственной жизни начинается лишь в XIV веке. Русь начинает объединяться, возвышается Москва, восстанавливается монетная система, вводится единая система мер и весов.

9 слайд: XVI век – век Ивана Грозного. Его влияние на предпринимательскую деятельность не однозначно: в 1570 г. в ходе похода на Новгород Великий он полностью подорвал могущество этого торгово-ремесленного центра. А с другой стороны – вы видите – наш торговый флот на Балтике выходит к берегам Голландии, в страны Ганзейского союза.

10 слайд: Но именно при Грозном складываются первые династии предпринимателей: Строгановых, Никитниковых, Шориных и т.д.

11 слайд: В XVII веке складывается Единый Всероссийский рынок. Только из Москвы ведут 6 торговых путей.

12 слайд: Блестящую поддержку предпринимательской  деятельности оказал Петр I своими реформами. Он сделал ставку на использование творческой инициативы и самостоятельности.

13 слайд: Складываются самые известные династии предпринимателей: Бахрушины, Морозовы, Рябушинские…

14 слайд: Много сделала для развития предпринимательской деятельности Екатерина II. Она разрешила заниматься своим делом всем слоям населения. И у нас появился даже особый слой населения «капиталистые крестьяне»: крепостные эксплуатировали себе подобных.

15 слайд: Однако именно Александр II в 1861 году отменил ненавистное крепостное право – и этим способствовал подъему экономического развития в России.

16 слайд: Хотелось бы обратить внимание на эту цифру: более 5 миллионов человек в начале XX века занимались предпринимательской деятельностью.

18 слайд: В современной России предпринимательство начало возрождаться после 1987 года, когда был принят ряд законов: «О кооперации». «О собственности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

 

После показа презентации группы получают задания (у каждой свое).

1 группа

Вопрос: Вы решили открыть свое дело, стать предпринимателем. С чего начнете и что вам для этого нужно? Покажите на конкретных примерах.

2 группа

Вопрос: Вы – предприниматель. Ради чего вы стали заниматься данной деятельностью? Какими путями Вы будете увеличивать прибыль? Как Вы считаете, рискуете ли Вы? Чем?

3 группа

Имела домашнее задание в виде подготовки презентации о своем предприятии.

Вопрос: Вы шоколадная фабрика.

1. Представьте свою фирму по плану: как называется; описание продукции; Какие услуги предоставляете; где реализуется ваша продукция; кадровый состав(то есть что за специалисты работают…); финансово-экономические показатели (например, за прошлый год было произведено….); партнерские связи; ваш СЛОГАН

2. На соседней улице размещается ваш конкурент – такая же шоколадная фабрика. Вы выпускаете аналогичную продукцию. Предложите способы и средства, при помощи которых Вы будете выигрывать соревнование.

4 группа

Имела домашнее задание в виде подготовки презентации о своем предприятии.

Вопрос: Вы шоколадная фабрика.

1. Представьте свою фирму по плану: как называется; описание продукции; Какие услуги предоставляете; где реализуется ваша продукция; кадровый состав(то есть что за специалисты работают…); финансово-экономические показатели (например, за прошлый год было произведено….); партнерские связи; ваш СЛОГАН

2. На соседней улице размещается ваш конкурент – такая же шоколадная фабрика. Вы выпускаете аналогичную продукцию. Предложите способы и средства, при помощи которых Вы будете выигрывать соревнование.

5 группа

Задание: Вы делаете выводы в конце урока. Ваша задача продумать, что нужно знать и уметь предпринимателю? Представьте ваши выводы четко и ясно по пунктам. Старайтесь пополнять их по мере развития урока.

Карта самоконтроля

Фамилия, имя

Что конкретно делал в группе?

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такие карты получает каждая группа.

После подготовки (а во время подготовки целесообразно включить музыку) учащиеся начинают давать ответы на поставленные вопросы. Идет обсуждение. Дети показывают свои организаторские, коммуникативные и творческие способности. Смотрим  подготовленные рекламные ролики. Обсуждаем ответы фирм, как они справились с поставленной задачей. В обсуждении участвуют присутствующие учителя. Из-за этого скованность у детей проходит – все становятся участниками одного процесса. При обсуждении возрастает роль учителя, как координатора, как ведущего. Насколько интересным будет обсуждение напрямую зависит от его поведения и его вопросов аудитории.

Окончание урока: Подводя итоги, хочется отметить, что определений предпринимательства  много. Часто они объективно отражают данный род деятельности:

  • Предпринимательство – это элемент рыночной экономики.
  • Это особый вид хозяйственный деятельности, который помогает преобразовать сознание людей, способствует креативности мышления.
  • Это человек, который берет на себя финансовый, психологический и социальный риск.
  • Предприниматель – это отличный организатор. А его дело приносит ему денежный доход и личное удовлетворение.
  • Предприниматель – это центральная фигура в процессе модернизации. Именно он является творцом гражданского общества.

Успешный бизнесмен обладает особыми интеллектуальными способностями. А именно:

  • гибкостью мышления и аналитическим складом ума;
  • умением генерировать идеи;
  • творческим мышлением;
  • широким мировоззрением;
  • смекалкой;
  • умением находить нестандартные решения.

Психологические качества:

  • восприимчивость к переменам;
  • склонность к новаторству, инновациям и риску;
  • стрессоустойчивость.

Коммуникативные особенности:

  • умение понимать людей и налаживать с ними взаимоотношения;
  • умение слушать и говорить убедительно;
  • умение подбирать компаньонов и исполнителей;
  • умение выстраивать отношения в интересах дела.

Социальные характеристики:

  • организаторский талант;
  • умение осуществлять организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов.

Предприниматель получает шанс самостоятельно управлять своей судьбой, принести реальную пользу обществу, стать материально независимым

В конце урока учащимися заполняются карты самоконтроля.


Полный текст материала Разработка урока по обществознанию "Предпринимательская деятельность. Бизнес"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вяткина Наталья Викторовна  NataliaViktorovna№1
преподаватель истории и обществознания, МАОУ "Ухтинский технический лицей им. Г.В. Рассохина"
08.02.2016 0 2455 266

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0