Валерия Гончарова, 27.05.2015 0

Нетрадиционные формы проектов по истории: как увлечь учеников изучением истории. Опыт учителя


Постичь ценности и идеалы, желания и интересы людей, творивших историю, выстроить изучаемое историческое пространство — для решения этой сложной задачи формата традиционного урока категорически недостаточно. Каждый учитель ищет свои пути решения этой проблемы. И я хочу поделиться теми находками, которые подтверждаются положительным опытом.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Историко-краеведческие игры-странствия по городу

Первая из них — это школьная программа историко-краеведческих игр-странствий по Санкт-Петербургу, которая включает в себя 9 игр за 5 лет обучения (5 – 9 классы).

Игра предполагает "погружение" учащихся в историческое и культурное пространство изучаемого объекта. Ребята работают в творческих группах по 5–6 человек. За месяц до проведения игры команды получают вопросы, чтобы, опираясь на изученный на уроках истории материал, детально исследовать те или иные события, используя реальное пространство нашего города. Начинается теоретический период игры: ребята готовят ответы на вопросы, им приходится привлекать справочную и дополнительную литературу, составлять схемы, прокладывать маршруты, читать "слепую" карту. Обращаться к художественной литературе, заучивать стихи.

Второй этап игры — выезд на место. Во время игры учащиеся должны продемонстрировать все полученные знания, пользоваться картой (команды передвигаются самостоятельно по карте), компасом, быстро ориентироваться. Такая форма приобретения и закрепления знаний очень нравится учащимся (об этом говорят результаты анкетирования после игр), дает прочные знания, реальное представление о городском пространстве, возможность немедленно реализовать полученные знания. Кроме того, ребята учатся работать в команде.

В этой статье я не буду подробно рассказывать о странствиях. Подробно с методикой проведения игр можно познакомиться на моей страничке на сайтах «ProШколу.ru» и «Pedsovet.su». Скажу лишь, что античную мифологию ребята повторяют на аллеях Летнего сада и Павловского парка, об идеях Реформации рассуждают у фасадов храмов различных конфессий на Невском проспекте, эпоха Петра I прекрасно ощущается в Петергофе, а Екатерины II — в Царском Селе, историю XIX века легче понять, побывав в Павловске и Александровском парке Царского Села, а ощутить военную мощь российской империи — в историческом центре города.

Школа занимается проведением игр в течение 15 лет. И за это время нам не раз пришлось наблюдать, как от года к году интерес к играм возрастает, особенно это заметно, когда из игроков ребята переходят в число эмиссаров — организаторов игры (9 – 11 классы).

Не последнюю роль в решении участвовать в эмиссарской работе играет познавательный и творческий моменты. Ребята могут побывать в роли очень разных персонажей, причем они сами активно создают образ своего героя. Для этого им надо много узнать об эпохе не только чисто исторического материала, но и продумать костюм, узнать о манере поведения, речи.

Каждый эмиссар получат перечень заданий, которые он обязан выполнить, а также ряд заданий, где ему предоставляется полный простор для творчества и возможность самостоятельных решений. С каждым эмиссаром работа строится индивидуально.

Программа странствий заканчивается в начале 9-го класса, но опыт исследовательской работы и привычка путешествовать по городу сохраняется. В 9 классе, изучая историю революционных событий XX века, я использую эти навыки. Обобщающий урок проходит у нас по подготовленным ребятами проектам, в которых они не только систематизируют и обобщают полученные знания, но и «накладывают» их на реальное городское пространство. В результате, на уроке мы получаем маршруты событий февральской революции, весны-лета 1917 года, Октябрьского переворота. Следующий этап — прохождение маршрута с обязательным посещением одного из музеев (на выполнение задания дается две недели). Подтверждение выполнения — фотоотчет с описанием увиденного и обсуждение в классе музейных экспозиций. Такая же работа проходит по истории ленинградской блокады. Я считаю, что такая форма познания гораздо эффективнее экскурсии, так как ребята выбирают оптимальное для них время и настроение, находятся в составе небольшой группы друзей, стараются найти и запомнить наиболее интересную, эмоционально их поразившую информацию, так как знают, что впереди — обмен мнениями.

Проекты «История на страницах художественных произведений»

Еще одна удачная находка – это работа над проектами «История на страницах произведений художественной литературы». Идея такой работы родилась в содружестве с учителем литературы, и выполняли ее учащиеся 8-х классов. Темы, которые мы им предложили, касались Кавказской и Крымской войны. Это была исключительно интересная и полезная работа,как для учеников, так и для учителей. Работа над проектами шла три недели. Значительная корректировка работ выполнялась при помощи электронной почты, что позволило каждому ребенку получить рекомендации к доработке или переработке материала. В результате мы получили несколько интереснейших уроков, на которых события рассматривались не только с исторической точки зрения, но получили эмоциональную окраску, философское осмысление и личную оценку. Слушая выступления одноклассников, ребята порой едва сдерживали слезы. А в конце уроков из уст этих очень еще юных людей прозвучал вывод: «Мы часто оцениваем войну с точки зрения государственных интересов, политической пользы и т.д. А война — вот такая: сломанные судьбы людей, горе, смерть, озлобленность. И в тоже время, на войне человек раскрывается в полной мере: хороший человек становится еще лучше. Плохой — еще хуже. Находящийся на распутье — вынужден сделать выбор». Для меня как учителя одним из главных результатов этой работы является ярко выраженный познавательный интерес. Ребята говорили о том, насколько для них было интересно понять, в каких именно исторических условиях происходили события литературного произведения. И при этом, то, что раньше казалось далеким, непонятным и даже надуманным, вдруг обретало смысл, заставляло сопереживать. Литература дала ребятам возможность увидеть исторические события глазами других поколений, понять их систему ценностей и сопоставить с настоящим.

В заключение хочется сказать, что используя возможности культурного наследия — пространственного (город) и временного (литература) — мы можем не только расширить рамки образования, но и в значительной мере способствовать активизации творческой, эмоциональной, интеллектуальной энергии наших учеников.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Темы проекта «История на страницах произведений художественной литературы»

Выбрать из предложенного списка произведение художественной литературы и проанализировать его по плану:

  1. Какое историческое событие лежит в основе сюжета данного произведения?
  2. Краткая историческая справка об историческом событии (очень конкретно, не «оборона Севастополя», а, например, «бои на Малаховом кургане в августе 1855 года»)
  3. Какое отношение имел автор произведения к данным событиям?
  4. Основные сюжетные линии произведения.
  5. Какими художественными средствами выражает автор свое видение этих событий?
  6. Что в данном произведении особенно тебя удивило, взволновало, возмутило или вызвало другие сильные эмоции. Почему?
  7. Стали ли известные события понятнее и ближе после прочтения произведения?

Работа не должна превышать 5 печатных листов А4, набранных Times New Roman, 14. Работа должна быть выполнена самостоятельно, плагиат наказывается неудовлетворительными оценками по литературе и истории.

Защита исследования.

На защите должен прозвучать рассказ о результатах твоего исследования. Рассказ может сопровождаться показом иллюстраций, фотографий, схем и т.д.

В ходе рассказа должны прозвучать цитаты из произведения (если речь о небольшом стихотворении, то лучше прочесть его наизусть).

Возможна работа по два человека.

Критерии оценки: соответствие выбранной теме, грамотный отбор материала, логика изложения, расшифровка используемой терминологии, наглядность, культура речи, способность удерживать внимание аудитории.

Кавказская война в произведениях литературы

Л. Н. Толстого:

  • «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный»
  • «Кавказский пленник»
  • «Хаджи-Мурат»

А.С. Пушкина:

  • «Кавказский пленник»

М.Ю. Лермонтова:

  • «Валерик»
  • «Кавказский пленник»
  • «Измаил-бей»
  • очерк «Кавказец»

А. А. Бестужева-Марлинского:

  • «Аммалат-бек»
  • «Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев»

А.С. Грибоедова :

  • «Хищники на Чегеме»

Крымская война в произведениях литературы

Л. Н. Толстого

  • «Севастопольские рассказы» (выбрать один из рассказов)

К.М. Станюковича:

  • «Маленькие моряки»,
  • «Севастопольский мальчик»

Лорда Алфреда Тениссена

  • «Атака Легкой Бригады»

Уильяма Говарда Рассела

  • «Крымская война. Личные воспоминания» (рекомендую взять очерк о сражении при Балаклаве)

Об авторе: Гончарова Валерия Валентиновна, учитель, ГБОУ СОШ № 292 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?