Денис Гиряев, 31.03.2019 0

Откуда берутся такие учебники?! (Отзыв на учебник «Информатика» Макарова Н.П. и др. для 6 класса)


Несколько дней назад мне под руку случайно попался новенький учебник информатики для 6 класса, используемый в школах Беларуси. 2018 год издания говорит о том, что пособие должно содержать максимально актуальные учебные материалы. После беглого пролистывания я решил проверить, не перепутал ли я год издания — может все же 2008? Оказалось, что все-таки 2018. Тогда я решил изучить этот учебник детальнее. Авторы учебника: Макарова Н.П., Лапо А.И., Войтехович Е.Н. (ISBN: 978-985-03-2928-8)


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Содержание учебного материала

Информация в этом учебнике подается крайне односторонне. И, если в параграфах, посвященных программному обеспечению для работы с изображениями, текстом и презентациями, хотя бы упоминаются сами программы, то в разделе про операционные системы фигурирует лишь название Windows. Авторы считают, что школьникам нет необходимости знать о существовании иных операционных систем? Бесплатная Linux и удобная macOS — не для школьников Беларуси?

Дальнейшее изложение идет исключительно на примере ОС Windows, но преподносится материал так, будто все написанное носит максимально общий характер и не имеет привязки к конкретной операционной системе. Такое изложение вводит учащихся в заблуждение — они могут не осознавать, что это лишь пример. Попытки обобщения в ряде утверждений  приводят к грубым смысловым ошибкам. Например, в разделе про прикладные программы есть такие слова (с. 26): «Современные ОС позволяют открывать одновременно несколько окон программ. Список открытых окон отображается на панели задач в виде кнопок». Первое предложение здесь якобы обобщает повествование обо всех современных операционных системах. При этом утверждение во втором предложении справедливо лишь для Windows, но неверно для macOS, в которой открытые программы отображаются в панели Dock в виде иконок.

Однобокость изложения проявляется даже в параграфах, посвященных устройству компьютера. Например, компьютерная мышь при возможности упоминается (с. 20, 26), а вот про трекпад — ни слова. Хотя в современном мире на использование именно трекпадов все активнее переходят не только пользователи ноутбуков, но и стационарных компьютеров и моноблоков.

Назад в прошлое

Большая часть информации, представленной в учебнике, на 2018 год является устаревшей. Учиться по нему работе с компьютером все равно, что учиться управлять автомобилем по книге о гужевых повозках.

Например, вся 3 глава посвящена обработке растровых изображений. При этом на общие сведения о растровых изображениях выделено менее 1 страницы, а далее 28 страниц (с 33 по 60) посвящено графическому редактору Paint. Да-да, тому самому редактору, который летом 2017 года самой компанией Microsoft был включен в список «устаревших и нежелательных программ». Неактуальность Paint как графического редактора была общепризнанна еще задолго до этого. Примечательно, что авторы решили продемонстрировать иконку Paint для Windows XP (с. 33). Windows XP — операционная система, выпущенная в 2001 году, при этом ее поддержка была полностью прекращена в начале 2014 года. Внимание, вопрос: школьники изучают информатику, чтобы уметь работать на устаревших компьютерах с устаревшим программным обеспечением? Или все-таки чтобы идти в ногу со временем?

И это лишь самый яркий пример. Неактуальностью «пропитаны» практически все параграфы учебника. 

  • Так в примерах окон текстовых редакторов авторы умудрились разместить скриншот Pages для iPad версии старее 2012 года (с. 62).
  • А в главе про подготовку презентаций в списке «наиболее известных программ для создания презентаций», состоящем из пять программ, про четыре мало кто помнит, а вот Keynote (главный конкурент PowerPoint) там даже не упоминается (с. 86). 
  • В список «наиболее известных браузеров» попали Netscape Navigator, поддержка которого прекратилась в далеком 2008-м году (за 10 лет до выхода данного учебника), и Internet Explorer, разработка которого прекратилась еще в 2015-м году (с. 143), а вот Safari в этом списке почему-то отсутствует. 
  • При наличии параграфа, посвященного электронной почте, почему-то полностью игнорируется существование мессенджеров и социальных сетей, хотя именно они являются основными инструментами коммуникаций в наши дни.

Забавно, что при таком подходе в разделе «От авторов» присутствует предложение: «Полученные на уроках информатики знания и навыки пригодятся вам в повседневной жизни и в будущей профессии» (с. 6). Это же какая должна быть повседневная жизнь, чтобы в ней пригодился браузер Netscape Navigator? И какая должна быть будущая профессия, чтобы в ней пригодились навыки работы в Paint?

Интересно, что в первом параграфе учебника авторы, описывая свойства информации, так характеризуют актуальность: «Информация должна быть важной и необходимой в текущий момент времени для принятия правильного решения» (с. 9). И рядом приводят пример: «Петр отправил СМС-сообщение с расписанием уроков на 1 сентября своему другу Ивану. Иван прочитал СМС 2 сентября. Для него полученная информация будет полной, достоверной, ясной, но неактуальной». Хороший пример. Но само данное учебное пособие — идеальный пример достоверной (пусть и не во всем), но при этом неактуальной информации.

***

В качестве рецензентов данного учебного пособия указаны кафедра информатики и методики преподавания информатики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат физико-математических наук, доцент Ю.А. Быкадоров) и учитель информатики высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа №61 г. Минска» О.Н. Лапко. К сожалению, их рецензии в интернете отсутствуют. Конечно, я уверен, что они схожи с моей, но я был бы рад с ними ознакомиться (интересно, какие недостатки этого учебника остались вне моего поля зрения). Уважаемые господин Быкадоров и госпожа Лапко, буду благодарен, если вы вышлете мне свои рецензии на электронную почту denis@giryaev.com. 

Кстати, этот учебник вышел тиражом 118 тысяч экземпляров. 118 тысяч сомнительных книг оплачено из бюджетных средств, выделенных на образование. Это точно лучшее применение такой суммы?

А ведь учебник вышел под грифом «Допущено Министерством образования Республики Беларусь». Так может корень проблемы не в учебнике?

Об авторе: Гиряев Денис.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий: