Конспект занятия по теме "Пандус" (по ФГОС) с презентацией и рабочим бланком; 9-10 лет


Тема занятия: «Пандус»

Тип занятия: комбинированное

Формы обучения: практическое занятие

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский

Цель:

создание грузоподъемного механизма с использованием пандуса из конструктора LEGO «Физика и технология» и программирование в среде WeDo.

Задачи:

  1. Собрать модель пандуса, рамы.
  2. Испытать  и оценить модель, фиксируя результат в рабочем бланке.
  3. Изучить выигрыш от использования пандуса.
  4. Внести изменения в конструкцию.
  5. Создать программу для автоматической работы подъемника.

Продолжительность занятия: 70 минут

Образовательные ресурсы: Конструктор «Физика и технология», двигатель, коммутатор, датчик ультразвука;  карточки со схемой модели; деревянные планки длиной 30 и 60 см или кусок толстого картона; ткани и наждачная бумага, чтобы покрывать пандус; рулетка или «сантиметр»; весы для взвешивания; стопка книг или несколько коробок, чтобы приподнимать планки на разную высоту; компьютеры с программой; проектор для демонстрации видеоролика.

Основные термины и понятия: наклонная плоскость, пандус, лебедка, блок, трение, выигрыш в силе

 

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение, мотивация к учебной деятельности.

(3 мин.)

Проверка наличия и готовности учащихся. «Здравствуйте, рада вас видеть снова на занятии. Сегодня мы работаем в командах по 2 человека. Я приготовила для вас простые и цветные карандаши. Вытянувшие цветные карандаши становятся капитанами и встают справа от меня, а простые – их помощниками, и встают слева. Капитаны, выберите себе помощников и возьмите одну коробку с конструктором»

Подготовка к началу учебной деятельности по предмету.

Принимают участие в игре «Карандаши», которая помогает разделиться сначала на 2 команды, затем выбирают себе помощника из другой команды, садятся парами.

2. Актуализация знаний учащихся. Постановка цели занятия.

(5 мин.)

«Недавно я посмотрела передачу о путешествии в старинный голландский город  Амстердам. Ведущего удивило, что двери в дома там очень узкие, а окна широкие и высокие. Как горожане поднимали на верхние этажи габаритную мебель? Что бы вы предложили, опираясь на знания  о простых машинах и механизмах?

Отлично, мы бы использовали блоки и наклонную плоскость. Представьте, что вы, как инженер, получили заказ на создание такого механизма. Как бы вы сформулировали цель своей работы?»

Отвечают на вопрос, рассуждая о грузоподъемных машинах, которые можно использовать в данном случае, вспоминают изученные ранее наклонную плоскость, лебедку и блок. Ставят цель, предлагают варианты решения.

3. Изучение нового материала.

(27 мин.)

«Посмотрим видео, как  используют наклонную плоскость сегодня. Разобраться с разновидностями наклонной плоскости нам поможет презентация. Пандусы строят с древнейших времен. Пандусы бывают разных форм и размеров в зависимости от целей, которые преследуют их создатели. Вы увидели, как новые автомобили по пандусам въезжают на платформы больших грузовиков-транспортеров. Почему в этом случае применяют пандус?

На карточке найдите модель, которую мы будем конструировать.

Соберите модель пандуса и рамы с блоком. Капитан определит, по какой карточке каждый в паре работает»

Смотрят видео, анализируют работу механизма по подъему машин, отмечая, что пандус делает перемещение машин легче, безопаснее и эффективнее.

Сравнивают различные пандусы в презентации. Собирают модель пандуса и рамы по карточкам  А и В, объединяя 2 половинки в целое.

Физминутка

(3 мин.)

Разминка «Барбарики» (видео)

Повторяют движения за героями видеоразминки.

4. Первичное закрепление.

(10 мин.)

 «Проведем исследование, как затрачиваемое усилие зависит от угла наклона и наличия колес. Используя формулу, вычислите  идеальный выигрыш в силе. В рабочем бланке запишите результат.  Попробуйте предположить, какое усилие потребуется для того, чтобы подтянуть раму A к вершине пандуса. Запишите величину выигрыша и свои предположения в Рабочем бланке. Затем проверьте, какое для этого нужно приложить усилие, прикрепляя к грузу кирпичики ЛЕГО, и вычислите реальный выигрыш в силе. Запишите результаты своих исследований в Рабочем бланке. Проделайте то же самое с рамами B, C и D. Сделайте вывод, от каких условий зависит выигрыш  в силе от применения пандуса».

Проводят исследование, фиксируя результаты в рабочем бланке (идеальный выигрыш в силе от применения короткого пандуса равен 3 (30:10). Реальный выигрыш зависит от того, каким материалом покрыта планка. Идеальный выигрыш в силе, обеспечиваемый длинным пандусом, равен 6 (60:10). Реальный выигрыш зависит от того, каким материалом покрыта планка).

5.Рефлексия.

(22 мин.)

«Как вы думаете, в реальных условиях мы будем использовать груз, чтобы поднять предмет? Подумайте, что можно подключить, чтобы максимально облегчить работу? Какие элементы вам придется заменить?

Запрограммируйте свою модель так, чтобы предмет поднимался до определенной высоты. Какой датчик вы будете использовать?

Сделайте вывод, помогает ли пандус экономить усилие, даже если для поднимания груза вы будете использовать двигатель?»

« Подведем итоги: что вызвало трудности сегодня в работе? Получилось ли усовершенствовать модель?

Отвечают на вопросы, предлагают заменить блок лебедкой и подсоединить двигатель. Создают программу управления грузоподъемной машиной, используя датчик ультразвука.

Делают вывод о целесообразности использования пандуса в грузоподъемной машине.

Отвечают на вопросы


Полный текст материала Конспект занятия по теме "Пандус" (по ФГОС) с презентацией и рабочим бланком; 9-10 лет смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калинина Ольга Анатольевна  Публикатор
педагог дополнительного образования, руководитель об-я «Робототехника LEGO», МАУ ДО «Станция юных техников», г. Новоуральск
05.05.2016 0 398 82

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0