Образовательный маршрут учителя: примеры составления маршрута, образцы, советы и рекомендации по выбору и составлению плана

Часто в методике встречаются два похожих термина: план самообразования учителя и индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ). И это не дань моде, и не стали называть привычное новыми словами. Имеются существенные различия между планом самообразования и ИОМ учителя. Так, прежде всего, план самообразования направлен на повышение квалификации педагога, а ИОМ — на профессионализацию. Читать далее >>>


Материал предназначен для всех педагогов, которым нужно составить свой образовательный маршрут. В данном случае представляю ИОМ учителя истории и обществознания в виде таблицы,где четко видно, что изучал педагог, где, когда, в какой форме и сколько часов.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога  оформлена в виде таблицы, содержащей  основные направления и содержание  деятельности по полугодиям, результаты и формы презентации достижений  заполнена для учителя физики.

Образовательный маршрут учителя: примеры составления маршрута, образцы, советы и рекомендации по выбору и составлению плана

Часто в методике встречаются два похожих термина: план самообразования учителя и индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ). И это не дань моде, и не стали называть привычное новыми словами. Имеются существенные различия между планом самообразования и ИОМ учителя. Так, прежде всего, план самообразования направлен на повышение квалификации педагога, а ИОМ — на профессионализацию.

Таким образом, ИОМ — это совокупность всех образовательных процессов, предполагающих развитие профессиональных качеств, выбор наиболее оптимальных маршрутов собственного развития.

Виды ИОМ учителя

Каждый индивидуальный образовательный маршрут носит сугубо личный характер, и составляется, исходя из опыта учителя, его подготовленности, характера его запросов и интересов, его компетентности, учета сильных и слабых сторон как профессионала. Иом обычно рассчитывается на 1-3 года.

Принято выделять следующие виды ИОМ:

  • Компенсаторный — направлен на восполнение пробелов в какой-либо области;
  • Развивающий — предполагает получение нового знания, опыта.

По характеру деятельности:

  • Теоретический
  • Практический

По месту реализации:

  • Школьный
  • Внешкольный

Алгоритм создания ИОМ педагога

1. Самоопределение. Путем диагностики учитель анализирует свои сильные и слабые стороны как профессионала. На основе данных проведенного исследования происходит самоопределение учителя, самоанализ его работы, намечаются векторы развития.

2. Составление ИОМ. При составлении маршрута удобнее пользоваться технологиями: "Зеркало прогрессивных преобразований", "Образовательная картография", "Деловая игра", "Интеллект-карты", "Портфолио" и т.д.

3. Реализация маршрута. Это этап практического воплощения намеченного маршрута.

4. Рефлексия. Рефлексивный анализ проводится дважды в год. При этом учитель не только анализирует свою деятельность, но и вносит коррективы по мере необходимости.

5. Контрольные срезы — один из важнейших компонентов ИОМ. Срезы удобнее проводить в конце каждой четверти. Форма проведения зависит от выбранной темы. Это могут быть собеседования с руководителем школы или МО, открытые уроки, ведение "дневника", написание статей и методических разработок, публикации в СМИ, участие в семинарах, конкурсах, педсоветах, защита проектов и пр.

В данном разделе мы будем публиковать примеры и образцы индивидуальных образовательных маршрутов учителей по разным предметам и работающих на разных ступенях образования. Здесь вы можете познакомиться не только с шаблонами оформления, но и посмотреть примеры и образцы составления ИОМ.