Беседу вела Екатерина Пашкова, 20.02.2017 0

Интервью с Татьяной Громовой, руководителем видеостудии в школе


Татьяна Громова вот уже несколько лет организует видеостудию в московской школе, в декабре прошлого года Татьяна провела вебинар об организации видеостудии на нашем сайте. Мы поговорили с Татьяной о ее студии, о проблемах и перспективах видеостудий в России вообще.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

— Как у вас зародилась идея организации школьной видеостудии? Как это началось? Кто сподвиг?

 Наша школа изначально была с углубленным изучением информационных технологий, и когда она девять лет назад открылась, у нас уже была оборудована простенькая, но по тем временам неплохая видеостудия. В ней было несколько пленочных камер. Та студия, правда, снимала только два-три фильма в год, но тем не менее она работала. Я же в то время решила вести кружок актерского мастерства. Через некоторое время мои ученики предложили снять фильм: мы всё учимся-учимся, давайте теперь попробуем свои силы в реальном проекте. Поскольку я в то время ещё ничего не умела, стала искать людей, которые мне помогали со съемкой и монтажом. Но потом поняла, что становлюсь слишком зависима от чужой помощи, и пошла на курсы по видеосъемке и видеомонтажу.

— Как часто у вас проходят занятия в группе? Это ненормированная работа?

 По сути, да. Мне только младшую группу удалось закрепить в расписании. А для продвинутой группы мы сделали страницу Вконтакте, где договариваемся, в какой день мы куда-то идем и снимаем, или в какой день у нас коучинговые занятия, мастер-классы. Договариваемся и встречаемся. Это ребята взрослые, 8-11 класс, им удобнее так.

— А в младшей группе дети какого возраста?

 В этом году изъявили желание заниматься видеографией дети из 6-го класса. Потом к ним присоединилась большая группа из 5-го. Для них на таких занятиях, конечно, много нового. Например, мы ходили снимать «Турнир Ломоносова», и дети в полном изумлении узнали, что существует большая разница между съемкой видеокамерой, смартфоном или GoPro.

— Какие ролики вы снимали?

 После нескольких попыток игровых фильмов мы начали снимать выпуски новостей, потом попробовали ролики с социальной рекламой. Преподаватель первой видеостудии тем временем ушел, и наша студия стала основной. Последние пять лет мы снимаем постоянно, в прошлом учебном году у нас вышло порядка 50 фильмов. Деятельность бурная, жизнь кипит.

— В лицее г. Иваново в холлах стоят плазмы, и на них показываются ролики школьной видеостудии. А как вы используете свою продукцию?

 Такая идея у нас была, но в итоге мы пошли по другому пути, возможно, более современному: распространяем видео через социальные сети, публикуем на школьном аккаунте на Youtube, на страницах Вконтакте. Часть фильмов снимается для демонстрации непосредственно на школьных мероприятиях.

Например, к Дню учителя мы снимали несколько проектов: два для показа на концерте (видеопоздравления учителям) и, собственно, репортаж по итогам концерта.

С прошлого года у нас учителя активно включились: был момент, когда ученики сняли видео-номер, очень смешной, очень милый. Учителя плакали от смеха и решили тоже снять ролик в ответ. В этом году учителя подготовили свой видеосюжет, посвященный Году кино: каждый учитель отвечает на вопрос: если бы я был(а) актером(актрисой), кем бы я был(а) и почему. Фильм состоит из их ответов вперемешку с фрагментами из фильмов, которые наиболее точно характеризуют наших учителей.

— Какая продолжительность роликов?

 Видеопоздравление – минуты две, а учительский сюрприз – восемь минут, разбитый на четыре части.

— А сколько времени вы готовили видеосюрприз? Ведь нужно было посмотреть фильмы и найти нужные фрагменты.

 Мы взяли 23 видео-интервью с учителями и пересмотрели 23 фильма. Ушло на это примерно двое суток. Идея родилась достаточно спонтанно, времени до концерта оставалось немного, поэтому пришлось поработать интенсивно.

— Администрация школы поддерживает вашу видеостудию?

 Да, конечно. Директор тоже охотно включается в наши затеи. Работаем мы на своем оборудовании, не на школьном, но это не проблема школы, это проблема системная. Я понимаю, что у школы есть много статей расходов, а оборудование видеостудии – дорогое удовольствие и не самое приоритетное. Деньги непосредственно на студию в школьных бюджетах обычно не выделяются: в типовой школе видеостудия не обязана быть – в этом проблема.

— Есть ли какие-то гранты, проекты, которые позволяли бы оборудовать студию?

 Случаются. Несколько лет назад мы выиграли грант в «Школе новых технологий» (совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы – прим. Е.П.). Однако наши возможности все равно были ограничены списком, из которого мы должны были выбирать, и тот список был, увы, невелик, да и, откровенно говоря, нашим потребностям не соответствовал.

Как я понимаю, сейчас образование идет по другому вектору: ресурсы для обучения предлагает город. Взять тот же проект «Телевизионщики», который организует курсы и мастер-классы по видеосъемке. Это замечательно, когда дети могут поработать на профессиональном оборудовании, но потом они опять возвращаются в школу, в которой опять ничего нет – выездные мероприятия проблемы оборудования в повседневной школьной жизни не решают.

— Но они дают импульс, возможность общения с профессионалами.

 Да. Те же «Телевизионщики» осуществляют как минимум одну важную функцию – они дают пространство для профессионального общения, и время от времени собирают руководителей школьных видеостудий. Мы можем друг на друга посмотреть, озвучить какие-то вопросы, темы и посоветовать друг другу способы решения, потому что в большинстве своем школьные видеостудии находятся в незавидном положении.

— Почему?

 Всем не хватает финансирования, практически у всех проблемы с программным обеспечением.

— Что помогает учителям освоить основы видеосъемки? Курсы?

 Да, во многих городах есть такие курсы, их можно найти. Правда, обычно они недешевы. Или же можно прибегнуть к щедротам интернет-ресурсов.

— Главная проблема сейчас с оборудованием или методическим обеспечением и профессиональным общением?

 Если говорить о нашей студии, то проблема не столько с финансированием, сколько с отсутствием выгодной для всех схемы. Например, если говорить о ПО, профессиональные программы стоят очень дорого. Самая  популярная и удобная программа Adobe Premiere сейчас только арендуется: стоит в районе 900 рублей в месяц на несколько машин, с 9-го февраля стоимость уже поднялась до 1932-х рублей в месяц. Не каждая школа может это себе позволить. Для школы покупка оборудования, его обновление и программное обеспечение – это большие деньги. И здесь стоит выработать какую-то эконом-схему, которая была бы посильна для школы, выгодна производителям и в то же время удобна для детей.

— И как это может быть решено?

 Например, производители могли бы обеспечивать школы более дешевыми программами с упрощенным функционалом или предоставлять оборудование и ПО на каких-то иных спонсорских условиях (не будем забывать, что мы таким образом будем обучать будущих пользователей этих программ, что производителям выгодно). Возможно, школы и производители могли бы организовывать некие общие проекты, интересные и выгодные для всех. Всё только начинается. Нам нужно как минимум встречаться в диалоге, нужно озвучивать проблемы, и постепенно, с годами, мы придем к какому-то решению. Видеосъемка только «залетела» в школы и только-только начинает «гнездоваться», это еще не осознаваемая потребность, нигде не прописанная. Но видесъемка в школе – надолго. И эти проблемы рано или поздно надо будет решать. Сейчас многие школьные видеостудии работают по принципу: «Голь на выдумку хитра». Требования возрастают, и приходится изворачиваться.

— Например?

 Например, несколько лет назад мы могли беспрепятственно брать музыку и вставлять в видеофильмы, а сейчас это не всегда рационально: например, большинство конкурсов и фестивалей требует использования исключительно авторского или свободно распространяемого контента, и музыки в том числе.

— У вас были ситуации, когда прилетали страйки к вашим роликам на Youtube? Удалялась звуковая дорожка, появлялась реклама?

 Да, в прошлом году правообладатель оказался настолько принципиальным, что всю звуковую дорожку из нашего выпуска новостей убрали, хотя спорный музыкальный фрагмент звучал тихим фоном только в начале на протяжении 30 секунд.

Последний случай - видеосъемка детского КВН этой осенью, в котором ребята переозвучивали фрагменты известных фильмов. Поступило пять жалоб от трех правообладателей, видео было заблокировано. Пришлось писать опровержение и объяснять, что спорный контент не являлся основным в данной видеозаписи и использовался только с целью цитирования. Так мы узнали, что жалобы были сгенерированы автоматически: после нашей апелляции все правообладатели отозвали претензии и видео вернулось.

— Копирайт, соблюдение авторских прав – это отдельная проблема, о которой надо говорить. Мы приходим в т.н. цивилизованное общество, и оказывается, что и фотографии, и музыка кому-то принадлежат.

 Да, как и закон о защите персональных данных, с которым в плане видеосъемки еще много непонятных моментов. Здесь все настолько мутно и расплывчато, что я просто жду, когда возникнет какой-нибудь прецедент, когда адвокат выступит против адвоката. Не всегда понятно, когда в школе можно детей снимать, когда нельзя, где еще публичное мероприятие, а где уже требуется разрешение и т.д.. С авторским правом нередко та же история. В теории всё ясно и прописано, а на практике начинаются противоречия и нюансы.

— Где брать музыку? На каких ресурсах скачивать?

 Есть ресурсы, на которых можно брать музыку, и пользоваться ими могут все. Я обычно пользуюсь https://www.jamendo.com Прекрасный поиск по тегам, поисковым словам, по жанрам. Для фона вполне можно использовать.

— На каком оборудовании сейчас работает ваша видеостудия?

 Через несколько лет после открытия школы оборудование, данное школе изначально, технически и морально устарело, а обновлять его никто не стал. Камеры вышли из строя за 6-7 лет, поэтому мы работаем на своей технике.

— На цифровой или пленочной?

 На цифровой, хотя я знаю ретроградов, которые предпочитают работать на пленочной, но все-таки маятно это. Мы работаем на "цифре".

— А каким ПО вы пользуетесь?

 Я приобрела лицензию Adobe Premier СС и ежемесячно плачу 1060 рублей, в конечном итоге для меня это удобнее. Но я не могу сказать детям: "Вот какой хороший редактор, всего-то за 1060 рублей! А с февраля - и все 1932! Покупайте скорее!"  и не каждый родитель скажет: «Ой, всего 1932 рубля? Да запросто!».

— Причем, ежемесячно.

 Я недавно нашла бесплатный редактор DaVinci Resolve. Хотим его попробовать, у него большие возможности по цветокоррекции, по монтажу. На худой конец сойдет и "Киностудия Windows" (которая, собственно, не так уж и плоха).

А еще мы недавно обнаружили, что монтировать видео можно даже на самом YouTube. Функционал, конечно, с профессиональным не сравнить, но на безрыбье это совсем не плохой вариант. Например, на наши школьные машины ни одна программа для видеомонтажа не встаёт, к сожалению. Теперь для простых и коротких роликов попробуем использовать монтаж-онлайн. Для монтажа продолжительных фильмов этот вариант, к сожалению, не подходит.

— А как вы оцениваете, сколько вообще видеостудий и кружков сейчас есть в стране или, скажем, в Москве.

 На последнем совещании нас, руководителей видеостудий, было более сотни. В прошлом году я посещала мастер-класс по теме, там собралось человек 60. То есть учителя и учатся, и занимаются, и эта сфера постоянно растет.

— Как могут в дальнейшем дети использовать свои знания?

 Дети по крайней мере уже обладают навыками видеосъемки. Они умеют видеть событие с точки зрения оператора - и грамотно показывать из зрителю. Даже если ребята не станут профессионалами и будут снимать для себя, они будут снимать хорошо – и это уже согреет мое преподавательское сердце.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?