Беседу вела Екатерина Пашкова, 28.06.2018 0

Интервью с издателем и писателем Александром Богаделиным, автором нескольких разработок для Pedsovet.su 12+


Александр Богаделин, давний пользователь нашего сайта, писатель, автор нескольких разработок по своим материалам. Мы поговорили с Александром о его книге сказок-притч «Кикимора и другие», о славянской мифологии и конкурсах литературного мастерства для детей.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

— Здравствуйте, Александр! Расскажите о себе, почему вы решили написать книгу о славянской мифологии.

— Много лет занимаясь издательским бизнесом, я, все-таки, решился написать собственную книгу. Получился роман в сказках-притчах с героями из славянской мифологии.

Я считаю, что извечные вопросы, волнующие человечество с библейских времен, остались неизменными. Просто каждая эпоха их упаковывает по-своему. И мне показалось, что для нашего времени больше подходит оболочка славянских мифов. В принципе, не такая уж и экзотическая идея. Учитывая современные проблемы экологии, человеку уже давно пора осознать свое место в природе и ощутить «природу внутри себя».

Духи природы — это, по своей сути, сдерживающие факторы. Рубишь лес сверх меры, отравляешь водоемы — готовься к гневу Лешего. Ответной реакцией может быть и гибель урожая, и болезни скота, и даже людей. В результате получается вынужденная гармония: хочешь жить — люби природу.

Ваша деятельность связана со школой, с образованием?

К школьному образовательному процессу я имею только косвенное отношение через разработку Методического пособия для учеников, в которое вошли уроки по главам «Кикиморы…» (хотя и имею педагогическое образование). На сайте «Педсовет.су» представлено восемь разработок из этого пособия: «Живой мир славянской природы», «Любовь истинная и мнимая», «Рыцарство: история и традиции» и другие.

Но в процессе его написания я лично провел несколько уроков в разных классах и учел пожелания, как педагогов, так и учащихся. Например, в разработке «Кикимора-предсказательница» появилось совмещение с уроком рисования, где ученики сразу же пытаются изобразить на бумаге услышанную историю.

Дети, обычно, не воспринимают дидактические наставления, а с помощью образного языка мифологии с ними можно обсуждать очень серьезные темы — ответственность за свои поступки и за  близких людей, предназначение человека, что такое любовь, семейные отношения и множество других.

Вы автор разработки по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет ввели в школьную программу недавно. В связи с этим скажите, пожалуйста, подробнее о своей разработке?  

— Да, я разработал урок «Живой мир славянской природы» для модуля «Основы мировых религиозных культур». Обидно, что славянская мифология, по своему уровню ничем не уступающая греческой или скандинавской, так и не стала в России элементом высокой культуры (за исключением краткого периода начала XX века).

Оказалось, что существует очень мало книг, где в доступной форме приводился бы весь пантеон богов и духов, а также рассказывалось бы о воззрениях древних славян на природу. Я решил восполнить этот пробел.

Современные дети, чаще всего, формируют свое представление о славянской мифологии на основе утрированных образов из популярных мультфильмов и фэнтези, авторы которого не утруждают себя подробными комментариями и разъяснениями. Поэтому, я считаю, что данный урок будет весьма полезен не только в рамках школьной программы, но и для понимания современных культурных реалий.

 — Где вы черпали  информацию для написания разработки?

— В период написания «Кикиморы…» мною была тщательно проработана большая часть доступной литературы, касающейся мифологии наших далеких предков.

В совокупности, первые две части книги и комментарий (в его основе лежат фундаментальные исследования А. Афанасьева, Б. Рыбакова, В. Проппа, А. Веселовского и др.) составляют некий аналог «Легенд и мифов Древней Греции» Н. Куна, но написанных на основе славянской мифологии.

Как вы относитесь к введению нового школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и соответственно к новым предметам? На ваш взгляд, в школе должны этому обучать? Если да, тогда почему? (аргументируйте свой ответ)

— На мой взгляд, в школе однозначно должны изучаться основы всех религий, т.к. это часть мировой культуры и политики. Человеку, не знакомому с принципами религиозного мировосприятия, будет трудно ориентироваться в современном мире.

Весь вопрос, надо ли для этого вводить отдельный курс? Не уверен. Думаю, вполне можно ограничиться рамками стандартного курса истории.

Поговорим о написании литературных произведений. Наш сайт вот уже несколько лет проводит конкурсы литературного мастерства, фестивали, издает сборники произведений авторов. Можно ли научить ребенка писать художественные произведения или это не поддается обучению, с этим даром надо родиться?

— Не только можно, но и нужно. Поэтами и писателями, действительно, становятся единицы, но «квалифицированным» читателем, способным оценить качество текста, должен быть каждый.

Как и любое искусство, поэзия и проза состоят из ремесла и вдохновения. Ученики, на мой взгляд, должны свободно владеть всеми стихотворными размерами, знать влияние на музыку стиха количества стоп, их усечения, т.е. понимать внутреннюю «кухню» поэзии. Так же, как и в прозе — знать основы композиции и стиля, речевые характеристики  героев и т.п.

Все это позволяет не только свободно выражать в любой форме собственные мысли, но и совершенно под иным углом взглянуть на школьную программу по литературе. И тогда Гоголь будет ассоциироваться уже не с увесистым томом «Мертвых душ», который надо осилить за неделю, а с революцией, которую он устроил в «светописи» и описаниях героев.

Что может дать полезного ребенку участие в литературных конкурсах и викторинах?

— На мой взгляд, конкурсы и викторины — это второй этап. На первом — должны идти школы поэтического и прозаического мастерства. И соревноваться должны уже выпускники этих школ, к которым нет никаких претензий относительно соблюдения элементарных стихотворных и прозаических правил.

Участвуя в конкурсе, ученики расширяют географию сравнения, получают возможность выйти за рамки школы или города.

Александр Аркадьевич, на ваш взгляд, зачем детям участвовать в литературных конкурсах? Стоит ли?

—Участвовать стоит всегда. Самооценка и внешняя оценка далеко не тождественны, и взгляд со стороны всегда бывает полезен.

Поддерживаете ли вы инициативу проведения подобных конкурсов?

— Вначале надо ответить на вопрос, а в чем цель конкурса? Ведь ребенку надо не просто знать занял он призовое место или нет. Ему необходимо объяснить, почему это произошло.

Возможно, имеет смысл составлять длинные и короткие списки, как в литературных премиях, и писать развернутые рецензии на каждую работу, попавшую в них. Если, конечно, на это хватит сил у жюри.

Каким образом нужно оценивать детей? Ваши рекомендации организаторам литературных конкурсов для детей.

— Может быть, имеет смысл разделить оценку на две категории.

В первой — оценивать поэтическое или прозаическое мастерство с формальной точки зрения, т.е. соблюдение метра, правильность рифм, стилевое единство и т.д.

А во второй — то неуловимое вдохновение, которое и создает литературу. Я, конечно, понимаю, что второй критерий в достаточной степени субъективен, но здесь уже можно применить принцип большинства. Если мнение нескольких членов жюри совпадает, то, наверное, в конкурсной работе, действительно, есть что-то оригинальное.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?