Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута  школьника (ИОМ) и следование ему. Читать далее >>>


В данном плане представлены  направления деятельности профилактической работы с несовершеннолетним, состоящим на учете в ПДН, КДН и ЗП МО МВД, перечислены мероприятий, проводимые с привлечением данного учащегося, указаны сроки реализации каждого мероприятия, перечислены ответственные лица, прописан результат работы.

“Маршрутный лист” - это своеобразный путеводитель, позволяющий ориентироваться в открытой вариативной предметной среде. В данный маршрут заносятся сведения о всех внеурочных занятиях ребёнка не только в школе, но и вне её стен, например, в учреждениях дополнительного образования. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.

Индивидуальный маршрут успеваемости учащегося

Индивидуальный маршрут успеваемости учащегося - это приложение к журналу по ликвидации пробелов в знаниях. Этот документ выдаётся учащемуся для того, чтобы он мог видеть какие занятия (пропущенные или плохо усвоенные) он посетил и отработал. Кроме того, этот маршрут обязательно должен подписать родитель для того, чтобы знать о "пробелах" в знаниях своего ребенка.

При подготовки к ЕГЭ учителю необходимо вести мониторинг готовности ученика к итоговой аттестации. Цель мониторинга: целостное прогностическое отслеживание качества образовательной подготовки выпускника и его коррекция. 

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с общим недоразвитием речи в логопедической группе в детском дошкольном учреждении. В маршруте расписаны основные направления работы на протяжении всего учебного года. Так же расписаны направления работы  развития познавательной деятельной деятельности.

Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута  школьника (ИОМ) и следование ему.

Определение понятия

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:

Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.  

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, "Ликвидация пробелов по теме "Сложение столбиком"), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).  

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: "Как я буду двигаться к выполнению цели?".

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы

Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.

1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов

Цель: устранение пробелов по теме "Имя существительное". Смотреть пример >>>

Подпись родителей:

Подпись учителя:

2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

ИОМ ученика 5 класса (ФИО). Смотреть пример >>>

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

Фото 2

Подпись родителей:

Подпись куратора:

Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки.