Открытый урок по ИЗО "Русский народный костюм в Смоленской губернии"; 10-11 лет


Материал урока повествует о костюме Смоленской губернии, а именно Бельского уезда, где проживают сами дети. Небольшой экскурс в историю, предназначение костюма, из чего состоял женский русский народный костюм. На уроке были представлены наглядные пособия - таблицы с орнаментами, эскизы костюмов. А также музей "Крестьянский быт" предоставил на время урока экспонаты (две рубахи, два косоклинных сарафана, лапти, кушак и сороку). На практической части урока ученикам было предложено нарисовать свой эскиз костюма. В конце урока были подведены итоги и проведена рефлексия.

Цель урока:  Познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма, его художественной ценностью.

Задачи урока:

1.Воспитательные:

  • Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству, как к художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству.

2.Развивающие:

  • Формирование  знаний об условно-символическом языке народного искусства.
  • Развитие творческого мышления у  детей.
  • Развитие эмоционального восприятия красоты русского народного творчества, его самобытности.

3. Обучающие:

  • Формирование знаний и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности.
  • Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по  созданию  эскизов графическими материалами.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Вводный этап.
  3. Ознакомительный этап
  4. Практическая часть урока
  5. Подведение итогов

Используемая литература:

 Козикова Л.М. Традиционный крестьянский костюм Ельнинского уезда Смоленской губернии I половины XIX века.

Консультация музейного сотрудника «Крестьянский быт», д. Ленино, Холм-Жирковский район Цветковой А.Б.

Наглядные пособия.

Таблицы с вышивками, слайды с изображением русских народных костюмов, одежда из музея «Крестьянский быт»

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Тема нашего урока «Народный костюм в Смоленской губернии» на примере нашего края Бельского уезда. Именно так наш район назывался до начала 20 века и центром Бельского уезда был г. Белый (ныне Тверь). Это самый большой уезд был в губернии.
  3. И сегодня на уроке мы поговорим об одежде, которую носили наши предки. Как вы знаете, одежда вообще в жизни человека имеет большое значение. Во-первых, одежда тепло сохраняет, а в жарких странах спасает от солнечных ожогов. Во-вторых, моральная сторона – скрыть наготу. И, конечно, эстетика, люди стали украшать одежду. В разных странах были свои обычаи в одежде. В Индии – сари, в Японии – кимоно, у народов Америки (индейцев) – набедренные повязки и головные уборы из перьев. На Руси – сарафаны и рубахи. 

Даже на Руси в разных губерниях были свои отличительные особенности.

Но самым главным на Руси элементом одежды простого народа была рубаха. Женская рубаха на Руси была настоящим произведением искусства. Это своеобразное «зеркало» традиционной русской культуру. Особенно много обычаев связано с рубахой. Именно рубаха является самым сильным оберегом. Вышивке и украшению рубахи придавалось особое значение. Мотивами для вышивок являлись сакральные символы – древние знаки защиты и обереги.

Наши предки уделяли внимание не только вышивке символов, но и их расположению на рубахе, традиционным было размещение их по кругу – ворот, пояс, рукава, подол. Это также было не спроста, так как на местах расположения обережных символов, у человека находятся животворящие центры, которым нужна защита, и через которую человек получает Живу – жизненную силу, энергию и благословение Богов.

В основе Смоленских орнаментов лежали геометрические узоры. Самые распространённые – ромб, крест, полосы. Так, например, прямая линия обозначала землю, а волнистая – воду.

Ромб – символизировал женское начало (плодородие) – соотносился с солнечным  диском.

Ромб с крестом символизировал рождающее солнце.

Поверх рубахи девушки одевали сарафан. У нас в уезде был в обиходе косоклинный сарафан чёрного или синего цвета. Косоклинным он назывался, потому что по бокам вшивались треугольные вставки, называемые клиньями. Сарафан также украшался орнаментом по кругу и в центре была полоса от ворота до подола. Этот орнамент уже не вышивался, а нашивали тканые ленты, тесьму. Повседневные сарафаны скромно украшались, праздничные – наоборот – «богатоукрашенные». Сарафаны были всегда длинные, как правило до щиколоток. Из-под сарафана виднелась обувь – лапти или сапоги. Сапоги были выходной обувью (в церковь, на базар, на праздники), а лапти были повседневной обувью.

Большое значение имел головной убор. Он определял статус женщины – замужняя или не замужняя, богатая или из бедной семьи.

Сорока – головной убор замужних женщин. Сшивались из трёх полотнищ. Был хвост и сбоку крылья. Поэтому назывался головной убор – «сорока»

Незамужние девицы могли ходить  с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку.

Также носили «холопку» - красная налобная повязка. Сверху повязывали платок.

Одним из элементов одежды, которое имело не меньшее  значение, был пояс или кушак. Им подпоясывали сарафан.

Практическая часть урока.

Задание: нарисовать эскиз женского русского народного костюма.

1 этап – набросок фигуры человек. Задача – грамотно определить композицию листа. Построение фигуры человека согласно пропорциям.

2 этап – одежда. Задача – исходя из прослушанного материала и увиденного зрительного ряда, создать свою композицию костюма согласно традициям русского народа.

3 этап – эскиз в цвете.

Подведение итогов. Опрос по пройденному материалу. Каждый ученик представляет свой эскиз.

Ребята! Русский народный костюм популярен и в наше время. Он используется в кино, в выступлениях фольклорных ансамблей, на фестивалях народного искусства и т. д.

Рефлексия

- Так какова же тема нашего урока?

- Ответ.

- Цели?

- Ответ.

- Достигли мы цели?

- Ответ.

- Оцените деятельность класса, оцените свою деятельность на уроке:

1. Тот, кто хорошо понял пройденный материал, поднимает красный ромб.

2. Тот, кто затрудняется, - зеленый ромб.

3. Тот, кто не понял, - желтый ромб.


Полный текст материала Открытый урок по ИЗО "Русский народный костюм в Смоленской губернии"; 10-11 лет смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фролова Алеся Петровна  Публикатор
преподаватель, МБУДО "Холм-Жирковская детская школа искусств"
17.11.2015 0 1410 190
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0