Мастер-класс "Командообразование"


Материал предназначен для классных руководителей, педагогов дополнительного образования. В материале изложены принципы работы в команде, расписаны все роли в команде (лидер, авторитет, и т.п.), качества современного лидера, отличия всех ролей, плюсы и минусы. Кроме того, в мастер-классе есть элемент тренинга, который наглядно показывает, какие проблемы могут возникнуть в команде. Содержится инструкция к проведению тренинга,  полный разбор, рассказано. Кроме того, в мастер-классе рассказывается,как преодолеть барьеры в команде, повысить личную и коллективную заинтересованность, как выбрать подходящий стиль управления (авторитарный, демократический или попустительский). Участникам (ученикам 8-11 класса) будет интересно узнать, какую он выполняет роль в команде, преодолеть некоторые трудности в общении. Мастер-класс полезен как для только сформированных коллективов, так и для уже давно существующих команд.

Начало:

Ребята, Я проведу для вас мастер- класс, направленный на создание команды, работы команды, а также взаимодействие членов в команде.

Начнем мы с тренинга. Сейчас я разделю вас по командам. (6 команд, по 5 человек)

Я дам каждому задание, и предметы, которые понадобятся вам при строительстве. После того, как вы получите свой материал, ваша задача построить башню, использую выбранные предметы. Помимо этого каждому я раздам индивидуальные задания, которые нужно выполнить, но рассказывать или показывать его никому нельзя! Использовать нужно все предметы, которые у вас есть, и строительство должно идти в полной тишине. Дается вам на это 15 минут. Поехали!

Через 15 минут меняем местами команды, совершая круг по часовой стрелке.

Команды, минуточку внимания. Сейчас вы все встаете и совершаете круг по часовой стрелке. И продолжаем строительство башни, но также выполняя свое задание. Поехали!

Дается еще 15 минут, на строительство уже новой башни. Следом мы меняем их обратно на свою башню, и они должны будут продолжить свое строительство.

По истечению 8 минут:                                                                

Команды, ваша задача построить самую высокую башню, а также использовать все предметы.

Через 10 минут:

 Команды, ваше время вышло. Все поднимайтесь со своих мест и отойдите от своей работы. Теперь ваша задача презентовать свое творение.

  1. Где вход?
  2. Есть ли там парковка?
  3. Сколько этажей?
  4. Какого цвета башня?
  5. Есть ли у башни лестница наверх?
  6. Долго ли строилась эта башня?
  7. Сколько людей может проживать в башне?
  8. Сколько вражеских нападений выдержала башня?
  9. Сколько человек участвовало в строительстве этой башни?
  10.  Как долго сможет простоять башня?

Индивидуальные задания:

  1. Весь первый этаж должен быть из предметов белого цвета.
  2. Башня должна иметь забор.
  3. Второй этаж должен быть зеленого цвета.
  4. Стоить башню можешь только ты.
  5. Башня должна иметь всего 7 этажей.
  6. Весь первый этаж должен быть из предметов синего цвета.
  7. Верх башни должен быть из карандашей.
  8. Верх башни должен быть из фигуры желтого цвета.
  9. Только ты должен построить весь 1 этаж.
  10. Только ты можешь построить верх башни
  11. В башне не должно быть карандашей.
  12. Использовать только 3 карандаша в строительстве.

Некоторые правила:

  1. Строить башню могут только девушки/ парни.
  2. Строить башню нужно только левой рукой / правой.
  3. Строить башню нужно стоя на ногах.
  4. Строить башню можно после того, как пробежите вокруг нее 2 круга.
  5. Строить башню нужно лежа на спине.
  6. Строить башню может только 1 человек.
  7. Строить башню может 2 человека.

Для чего это задание (Разбор полетов)

  1. Каждый день мы принимаем участие в командах. Но участие в команде предполагает также и личную заинтересованность каждого члена в команде. Ваши индивидуальные задания была «личной заинтересованностью» Без личной заинтересованности, член команды не будет в ней находиться, т.к.это ему не надо. Но помимо этого вы собрались здесь и для решения одной большой цели (построить самую высокую башню).  Из этого следует, что выполнение индивидуального задания было обязательно, потому что без него нет вашего смысла находиться в какой-либо команде.
  2. Работая в команде, мы сталкиваемся с внешними проблемами. Это не успели договориться с человеком, вам отказали в реквизите. Поэтому когда вы лежали на полу, прыгали, бегали. Все сталкиваются с проблемами, но ваша задача научиться их решать, и решать их всем вместе.
  3. Так же главной составляющей является то, что внутри команды вы должны договориться. При помощи молчания, вы могли договориться, и делали это своими действиями. Когда кто-то строил 1,или строили 2 человека. Вы распределили роли в команде при помощи молчания.  Вы смотрели и главное !увидели!, что нужно другому человеку. Это и есть взаимоотношения в каждой команде.
  4. Презентация своей работы, это то, какая была цели в общем. Что вы делали всей командой, к чему стремились помимо высокой башни. Нужно всегда быть в курсе действий всей команды.
  5. Ваши индивидуальные задания. Они у всех были похожи, но в этом и есть суть. Вы должны договориться, что именно будете делать, искать альтернативные решения всей команды.

Барьеры команды

  1. Чрезмерный контроль лидера.(Постоянно активный лидер получает пассивную команду.Активные люди не могут существовать в такой команде: они либо разрушают систему новыми идеями и неосознанными попытками перехвата управления, либо оказываются изгнанными)
  2. Неподходящий стиль управления.
    1. Авторитарный – единоличный (Используется в командах, имеющих общепризнанного талантливого лидера-профессионала.Команда полностью доверяет лидеру, полагая, что никто, кроме него, не предложит более рациональных и продуманных решений. Его распоряжения не подлежат сомнению и критике. Руководитель-лидер осуществляет единоличное управление деятельностью команды, периодически советуясь с членами команды по своему усмотрению.

 Такая команда исключительно эффективна в своей деятельности до тех пор, пока авторитет руководителя-лидера непререкаем и принимается всеми членами команды почти на подсознательном уровне.Форма управления особенно характерна для интеллектуальной сферы: научные школы различных научных авторитетов, театры-студии талантливых режиссеров и т.д.

+ такой системы – когда команда только сформирована, её члены только привыкают друг к другу, сложно услышать голос каждого, здесь важно жёсткое слово руководителя.

  1. демократический-коллегиальное. (Наиболее приемлема для малочисленных команд настоящих профессионалов.

Каждый член команды "закрывает" автономный участок работ, и его мнение является чрезвычайно важным для команды в целом.

Все ответственные решения принимаются коллегиально, реализует их руководитель команды или один из ключевых специалистов команды)

Такая форма организации предпочтительна для творческих команд, управленческих команд, команд каскадеров, узкоспециализированных производственных команд, аварийных команд, команд специалистов-медиков, команд специалистов по рекламе, менеджеров.

Подходит также для творческих коллективов. Команда сильна как своими членами, так и руководителем. Такой стиль управления должен проявляться наиболее часто.

  1. делегирующий – стиль, при котором лидер фактически передаёт свою власть команде. Подходит, когда команда сильна своими членами. + каждый член команды может стать лидером. Категорически не подходит, если команда не слишком сплоченная, или новая.
  1. Борьба за власть.(Конфликт индивидуума и лидера группы чисто мотивационный - борьбы за власть. Диссидент вовсе не рвется к власти, но он ее своим поведением расшатывает. Ребята, вышедшие из под контроля лидера в результате действий индивидуала могут выбрать себе другого лидера (диссидент скорее всего откажется быть их новым вожаком) или попасть под влияние совсем постороннего - а лидеру нужна свита для собственной реализации)
  2. Недостаточная поддержка друг друга.
  3. Рамки. (Давать создавать что-то разного жанра, эгоизм – желание выполнять только свое задание, не учитывая другие.)
  4. Нерешенные конфликты.(Нерешенные проблемы приведут к уходу лучших членов команды) Необходимо устраивать «разборы полётов», «рефлексии» - давать возможность высказаться каждому члену команды в присутствии всех других, чтобы это не переросло в сплетни.
  5. Неудачное количество народа. ( В одной команде 40 человек, которые не могут договориться)

Команда -это небольшая группа людей, стремящихся к достижению общей цели, постоянно взаимодействующих свои усилия.

Роли в команде:

Лидер

Лидер, это тот, кто собрал себе команду, и чьи цели выполняет команда.

Кто такой Лидер - лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Лидер группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

(вопросы для детей: кто такой лидер? качества лидера. Каким должен быть лидер? Провокационные вопросы: лидер – это тот, кто всегда во всём участвует?

«необязательно, лидер, этот тот,кто ведёт за собой и т.д.) здесь можно добавить формы управления,стили лидерства: авторитарный, демократический, попустительский)

Так какими качествами должен обладать современный лидер? Роберт Дилтс в своей книге "Альфа-лидерство" выделяет следующие ключевые качества лидера.

  1. Видение. Настоящий лидер умеет смотреть вперёд. Он умеет предвидеть будущее, видеть перспективы и, исходя из своего видения, направлять свою команду вперёд к цели.
  2. Мотивация. Лидер умеет стимулировать себя и свою команду. В любой, даже самой безвыходной ситуации лидер верит в то, что выход существует. Лидер должен уметь вдохновлять и побуждать других к действию.
  3. Распознавание слабых сигналов (высокая чувствительность). Современный мир — мир перемен. Эффективный лидер внимателен к изменениям, происходящим во внешнем мире, в его команде, в нём самом. Умение получать обратную связь и быстро реагировать на изменения- значит быть на полшага впереди всех.
  4. Гибкость в поведении. Лидер умеет быстро реагировать, кроме того он обладает различными стратегиями поведения. К каждому человеку он имеет свой подход и старается взаимодействовать с ним из позиции выигрыш-выигрыш, где обе стороны получают взаимную выгоду.
  5. Кроме того, для лидера важно обладать такими качествами как целеустремлённость, системность мышления, смелость, амбициозность, активность, любознательность, организованность.

Обсуждение этих качеств: должен ли лидер быть харизматичным? Лидер – тот кто всем нравится или тот кого все бояться? Дети должны вспомнить о стилях управления + должны прозвучать такие ответы, как «не бояться, а уважать» и т.п.

Авторитет

Лидер, это тот, кто собрал себе команду, и чьи цели выполняет команда, а авторитетная личность, это тот, кто солидарен с лидером и имеет часть "веса" в команде.

После лидера по твоей схеме идёт авторитет. Авторитет – это неформальный, ситуативный лидер. К примеру, в классе лидер – староста, в школе – президент самоуправления и т.д. но члены команды опираются не только на его мнения, существуют ещё и неформальные лидеры (разобрать, кто это) если кратко: за неформальным лидером официально никакая ответственность не закреплена, это инициативный человек, который с помощью своей харизмы управляет коллективом вместе с лидером.

Исполнители

Генератор идей- Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, намечает пути и средства реализации идей

Эрудит- Привносит в работу энциклопедические сведения по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем

Эксперт- Обладает способностью оценить целесообразность той инк иной идеи и дать правильный совет в ходе обсуждения. Отличается от критиков тем, что не так яро доказывает свою правоту, может затеряться в толпе, за этим должен следить лидер.

Энтузиаст- Личным примером и обаянием влияет на группу, вселяя веру в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно

Критик- Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей, может быть полезен для оценки рисков командной деятельности, хорошо просчитывает всевозможные шаги и пути к отступлению.

Делопроизводитель – выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы.

Связной – связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы. Такой человек очень полезен при накале страстей в команде.

Шут- весёлый, харизматичный член команды. Часто является одним из лидеров, но не всегда. Он не обязательно пытается перетащить команду на свою сторону. И шут – не всегда плохо. Шутки могут быть к месту, но когда их в меру.

Болото

По статистике: почти половина группы являются так называемым, болтом. Это не значит, что такие люди тянут команду ко дну, это значит лишь, что у них нет чётко выраженных функций, они несклонны доказывать свою точку зрения, проявлять инициативу. Нужно помнить, что любое болото может превратиться в неплохих исполнителей, если их правильно замотивировать. Давать задания, делать поощрения за работу, «вдохнуть мотивацию».

Антилидер

Революционный настрой антилидера - это один из самых ярких способов привлекать внимание к своей персоне. К тому же критиковать проще, чем создавать. В личных отношениях антилидер постоянно сеет сомнения, разъединяет, оставаясь при этом на вторых ролях. Хочет все сделать наоборот, доказать, что он тут главный. Необходимо понимать, что антилидер – это в первую очередь – лидер. Подавить его качества может быть крайне сложно. Да и зачем? Гораздо эффективнее будет, если вы попытаетесь найти компромисс с таким человеком. Антилидер, как и любой член команды, скорее всего будет действовать не только в своих интересах, но и в интересах команды. Используйте это. Если такой лидер не идёт на компромисс и думает исключительно о своей выгоде, постарайтесь воздействовать на него с помощью других членов команды. 


Полный текст материала Мастер-класс "Командообразование" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хамидулина Анастасия Дмитриевна  Flame7673
Педагог дополнительного образования, МБУДО г. Иркутска Дом детского творчества №2
07.04.2016 0 453 63

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0