Классный час на тему: "Подвиг Ленинграда. Ленинградский ломтик хлеба"




Борисенкова Нина Ивановна, МБОУ СОШ №30 г.Озерска Челябинской области, учитель истории и обществознания

Тема: Подвиг Ленинграда. Ленинградский ломтик хлеба.

Предварительная работа:

приглашение ветерана – участника событий, выставка книг о блокаде Ленинграда, просмотр видеофильма, презентация, устный журнал.

Цели и задачи классного часа:

  • организовать встречу с ветеранами ВОВ, формируя нравственно-патриотические качества;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;

  • развития у молодежи  готовности к выполнению гражданского долга; проявление заботы о ветеранах Великой Отечественной войны.

  • участвовать в обсуждении вопроса о том, какие черты характера, моральные качества помогли людям выстоять.

Содержание:

Учитель:

Сегодня я приготовила каждому из вас по черному кусочку хлеба, "Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”
(Ольга Берггольц). Это не случайно.

Учитель:

В этом году наша страна отметила важную дату - ровно 70 лет назад советская армия одержала победу над фашисткой Германией. Эта победа далась нашему народу огромными усилиями. Одна из них – была одержана 27 января 1944 года, когда Красная армия полностью сняла блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда длилась ровно 872 дня. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества.

В Санкт-Петербурге этот день считают вторым рождением города, и каждый год проводят памятные мероприятия. Согласно действующему закону "О днях воинской славы и памятных датах России", 27 января отмечается как День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год).

Это было трагическое и героическое время, которому в мировой истории невозможно найти аналогов. Сегодня мы постараемся ответить на вопросы:

  • что происходило в осажденном городе,

  • каким образом люди остались живы,

  • что давало силы советскому народу для свершения этого подвига.

Учитель: Стратегические задачи армий.

Захват Ленинграда был одной из важнейших стратегических и политических задач немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

В 41-м году в известном плане Барбароссы были три стратегических направления. Под командованием фон Рундштедта, это южное направление. Центр — под командованием фон Клюге — это Московское направление, и третье направление Север - на Ленинград под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Генерал-фельдмаршалу фон Леебу поручалось уничтожить части Советской Армии, расположенные в Прибалтике, и развивать наступление через Двинск, Псков, Лугу, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля 1941 года овладеть Ленинградом.

Через несколько дней войска фон Лееба, захватив Литву и Латвию, вступили в пределы РСФСР. Моторизованные части устремились к Пскову. Действия вражеских полевых войск активно поддерживал 1-й воздушный флот. С севера на Ленинград наступали через Карельский перешеек финские войска в составе 7 пехотных дивизий. Одновременно основные танковые силы противника были направлены на Порхов и Псков. И в результате ночного боя с 7-го на 8-е июля немцам удалось прорваться по шоссе и выйти к южной окраине Пскова в районе Крестов.

Немецкие войска приближались к Ленинграду. Захватив станцию Мга, противник перерезал последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Пал Шлиссельбург (Петрокрепость).

У Ладожского озера немецкие войска 8 сентября сомкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. Через два дня после этого в командование Ленинградским фронтом вступил генерал армии Г. К. Жуков. В сложившейся критической ситуации он принимает меры для мобилизации сил на отпор соединениям группы армий "Север", рвущимся к Ленинграду. На наиболее угрожающие участки фронта перебрасывается часть войск с Карельского перешейка. Ценой больших потерь немцы взяли Красное Село, Пушкин, Лигово, Новый Петергоф. Бои шли у поселков Володарский и Урицк, на Пулковских высотах. Немецкое командование бросило в наступление все свои силы, но они не сумели больше продвинуться, ни на шаг. Немецкие части повсюду встречали отпор, преодолеть который они так и не сумели.

Учитель:

А почему настолько важным было Ленинградское направление, как вы думаете?

(Гитлер полагал, что захват Ленинграда даст не только контроль над всем балтийским побережьем и позволит уничтожить Балтийский флот, но и будет иметь особый смысл, так как Советский Союз потеряет город, который является колыбелью Октябрьской революции).

Учитель: Блокада

Город оказался отрезанным от Большой земли 8 сентября 1941 года. Началась блокада, длившаяся 871 день - до 27 января 1944 года. Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).

Постепенно в Ленинграде иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. С осени 1941 года начался голод. Хлеб в блокадном городе стал главной ценностью, наглядным символом самого понятия «жизнь». Да и для того, чтобы прорвать блокаду и спасти город от вражеского окружения, защитникам города одних снарядов и патронов было недостаточно. Нужен был хлеб – и для двух с половиной миллионов оставшихся в городе жителей, и для тех, кто сдерживал натиск врага на подступах к Ленинграду. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих опускались до 250 г в день, а для остального населения - до 125 г.

Учитель: Много это или мало, как вы считаете?

Хлеб выпекали с примесью мучной и рисовой пыли, жмыхов, отрубей, сметок овсяного солода.

Понимали это и фашистские оккупанты. Поэтому для них цеха по выпечке хлеба и армейских сухарей стали объектами, подлежащими уничтожению в первую очередь. Только в один из осенних дней 1941 года на завод было сброшено 7 фугасных бомб и более 200 фосфорных зажигательных. И только зимой 1942 года хлебозавод сумел полностью наладить производство в нелегких условиях блокады города. Кроме того, на территории завода с 1941 года работал Хлебопекарный техникум, который готовил новые кадры для ленинградских предприятий.

Устный журнал: Дети блокадного Ленинграда

Ученик:

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить им, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?

Ученик: Самым пронзительным из блокадных документов стал дневник 12-летней Тани Савичевой. О нем хорошо знают послевоенные поколения, но и сейчас читать его вновь невозможно без содрогания.

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.»

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год»

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Обессиленную девочку удалось вывезти в эвакуацию. А спасти ей жизнь – нет…

Ученик:

Нам уже удалось встретиться с председателем военно-патриотической комиссии Совета ветеранов ПО «Маяк», инициатором объединения «Блокадного братства» в нашем городе Озерске – Матюшенко Зинаидой Алексеевной. Когда была война, ей было 6 лет. Она жила с родителями и бабушкой. Испытания выпали не только на взрослых, но и на детей блокадного Ленинграда.

Ученик:

Деревянный дом, в котором они жили, сгорел от зажигательной бомбы. Зинаида Алексеевна рассказала, чтобы выжить ее укутывали всем, что было в доме. Хлеб, который они получали по карточкам, нужно было растянуть на целый день и бабушка сушила его так, чтобы его не возможно было разгрызть. И это спасало от голода. Хлеб можно есть по-разному. И каждый находил для себя самый «сытный» способ. Смерть и лютый холод – это картина зимы 1941 года.

Ученик:

Город подвергался постоянным бомбежкам. За время блокады вражеские самолеты сбросили на Ленинград более 107 тысяч авиационных бомб и свыше 150 тысяч артиллерийских снарядов. Были разрушены около 10 тысяч домов и строений. У защитников Ленинграда не было выбора - только выстоять и победить. Это понимали все, включая детей, которые подолгу стояли у станков и с риском для жизни тушили зажигательные бомбы.

Ученик:

Блокадница Мирра Александровна Пестова вспоминает: «Продовольствия было мало, и еда плохая. До войны мама готовила нам чечевицу, и мы ели ее с неохотой. Но когда начался голод, мы быстро доели и ее. Люди ели студень из мертвечины, крыс, кошек. У нас была большая собака. Братья зарезали ее, и мы этим некоторое время кормились».

Ученик:

Сколько было подобных историй, подобных той, о которых рассказал в этом году и Даниил Гранин на заседании в бундестаге ФРГ в январе 2014 года. Писатель-фронтовик шел к трибуне рассказать о великом событии 70-летней давности. Силой своего слова, воспоминаний ленинградец Даниил Гранин приблизил участников европейского часа Памяти к той незабываемой правде о блокаде его родного города.

Ученик:

Снабжение осажденного Ленинграда было налажено по Ладожскому озеру в конце ноября 1941 года. По "Дороге жизни" подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, эвакуировали больных и раненых. В 1941-1942 гг. – ледовая дорога работала 152 дня  (за это время из города было эвакуировано 550 тысяч ленинградцев); навигация 1942 года – эвакуировано 540 тысяч человек; 1942-1943 гг. – ледовая дорога работала 101 день (эвакуировано 89 тысяч человек). Всего за период блокады из города были эвакуированы 1,3 миллиона человек.

Учитель или Ветеран (если пригласили): Прорыв Блокады

Немецкие войска стремились задушить защитников Ленинграда в тисках блокады, разрушая город ударами авиации и огнем тяжелой артиллерии. Советское командование с самого начала немецкой блокады предпринимало попытки деблокировать город. Войска Ленинградского и Волховского фронтов вели ожесточенные бои в январе—апреле 1942 года на любанском и в августе—октябре — на синявинском направлениях с целью прорыва блокады, но успеха не добились.

К концу 1942 года положение Ленинграда продолжалось оставаться тяжелым. По-прежнему очень остро стояла проблема коммуникаций со страной. 8 декабря 1942 года Ставка ВГК специальной директивой определила задачи войск Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л.А. Говоров) и Волховского (командующий генерал-армии К.А. Мерецков) фронтов по прорыву блокады Ленинграда. Общий замысел операции ("Искра") сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока, при поддержке Краснознаменного Балтийского фронта и Ладожской флотилии, разгромить немецкие войска, оборонявшие Шлиссельбургско-Синявинский выступ, разделявший войска двух фронтов, глубины которого не превышала 16 км.

12 января 1943 года после мощной артиллерийской подготовки 67- я и 2-я ударная армии устремились навстречу друг другу и уже в первый день прорвали главную полосу обороны немцев между Шлиссельбургом и Синявином. 18 января войска фронтов соединились, очистив от противника коридор шириной 8—11 км между Ладожским озером и линией фронта, через который была проложена железная дорога, названная "Дорогой победы". Прорыв блокады стал поворотным пунктом в битве за Ленинград.

Окончательный разгром немецких войск под Ленинградом и полное снятие блокады города произошло в январе 1944 года.

В ходе наступательных боев советские войска нанесли тяжелое поражение группе армий "Север", полностью сняли блокаду Ленинграда, освободили почти всю Ленинградскую, Новгородскую области, часть Калининской области и вступили на территорию Эстонии.

Учитель: Заключение

Сражения за Ленинград не дал фашистам желаемого результата, цель не была достигнута, а время безвозвратно потеряно.

  • каким образом люди остались живы,

  • что давало силы советскому народу для свершения этого подвига?

Солдаты и жители города показали образцы героизма и самоотверженной преданности Родине. Многие части и соединения были преобразованы в гвардейские или стали орденоносными. Сотни тысяч воинов удостоились правительственных наград, сотни получили звание Героя Советского Союза. 26 января 1945 Президиум Верховного Совета СССР наградил Ленинград орденом Ленина, а 8 мая 1965 в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–45 присвоил Ленинграду почётное звание города-героя.

Мы преклоняемся перед защитниками города, их высоким нравственным принципам, благодаря которым они выстояли и победили.

Слайд 1
Составила: Борисенкова Нина Ивановна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №30 г.Озерска Челябинской области П О Д В И Г Л ЕН И Н ГР А Д А Л ЕН И Н ГР А Д С К И Й Л О М ТИ К Х Л ЕБ А
Слайд 2
Ц ел и и зад ачи кл ассного часа:  воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;  развития у молодежи  готовности к выполнению гражданского долга;  участвовать в обсуждении вопроса о том, какие черты характера, моральные качества помогли людям выстоять.
Слайд 3
ВО П РО СЫ  что происходило в осажденном городе?  каким образом люди остались живы?  что давало силы советскому народу для свершения этого подвига?
Слайд 4
А почему настолько важным было Ленинградское направление?
Слайд 5
125 г хл еба - м ного это ил и м ал о, как вы считаете?  Мука ржаная      дефектная  45%, жмых 10%, соевая мука 5%, отруби 10%, целлюлоза  15%, обойная пыль 5%,
Слайд 6
Д невник Тани Савичевой
Слайд 7
Д ети бл окад ного Л енинград а
Слайд 8
"Д орога ж изни" Снабжение осажденного Ленинграда было налажено по Ладожскому озеру в конце ноября 1941 года. 95-летнего Гранина, опиравшегося на палку, под руку ввел в зал парламентских заседаний председатель бундестага Норберт Ламмерт (Norbert Lammert).
Слайд 9
О перация ("И скра") Общий замысел сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока, при поддержке Краснознаменно го Балтийского фронта и Ладожской флотилии, разгромить немецкие войска
Слайд 10
ВО П РО СЫ  что происходило в осажденном городе?  каким образом люди остались живы?  что давало силы советскому народу для свершения этого подвига?
Слайд 11
И стория войн не знала такого прим ера м ассового героизм а, м уж ества труд овой и боевой д облести, какую проявили защ итники Л енинград а. Г.К .Ж уков Мы преклоняемся перед защитниками города, их высоким нравственным принципам, благодаря которым они выстояли и победили. Мемориал на Пискаревском кладбище
Слайд 12
Реком ендуем ая литература 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Блокадная тетрадь : сборник / сост. А. Полякова [и др.] ; рук. работы И. Н. Великанова ; конс. З. А. Матющенко. Озерск: ФГУП "ПО "Маяк", 2009. Великая Отечественная война. 1941-1945: Книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1 / ред. Ю. А. Никифоров, сост. И. А. Дамаскин, П. А. Кошель, Ю. А. Никифоров. - М.: ОлмаПресс, 2005. Вербловская И. С. Горькой любовью любимый: Петербург Анны Ахматовой : биография отдельного лица / И. С. Вербловская. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Журнал "Нева", 2003. История Санкт-Петербурга: школьный путеводитель / С. А. Прохватилова ; худож. С. В. Смирнова. - СПб.: БКК, 2011. Ничто не забыто. 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда. 1941-1944: историческая литература / сост. Д. Колпакова. - СПб.: ДЕТГИЗ-Лицей, 2005 «Известия» газета 29 января 2014 года 900 героических дней: Сб. документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941— 1944 гг. M.-JL, 1966.

Полный текст материала Классный час на тему: "Подвиг Ленинграда. Ленинградский ломтик хлеба" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисенкова Нина Ивановна  Публикатор
10.09.2015 0 18542 1380

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК