Классный час для учеников и родителей "Мы сохраним тебя, русская речь?.."; 7-11 класс


Подготовительная работа:

  1. Провести анкетирование среди родителей и учащихся (анкеты прилагаются).
  2. Всем учащимся дома подсчитать, сколько в среднем слов-паразитов в час говорят их родителями.
  3. Дать группе учащихся задание: подсчитать количество слов-паразитов, употребляемых на уроке учениками и учителями, а также сотрудниками школы в течение часа.
  4. Предложить учителям русского языка оценить уровень развития речи в классе и в целом по школе.
  5. Подготовить плакаты для оформления класса и проведения акции «Скажи по-русски!».
  6. Вместе с учителями русского языка провести акцию «Скажи по-русски!».
  7. Обработать результаты опросов и анкет, подготовить электронное сопровождение классного часа.

 

Форма проведения:

Круглый стол.

 

Цель: обсудить проблемы современного русского  языка, создать условия для осознания школьниками необходимости соблюдать нормы нашего родного русского языка, следить за своей речью, избавляться от слов-паразитов и сленга, способствовать воспитанию любви к родному языку, утверждению в сознании и чувствах учащихся социально значимых ценностей, взглядов и убеждений; формированию  активной жизненной позиции, высоконравственных норм поведения, ответственности.

 

Кл. руководитель: Сегодня мы обсудим проблемы «великого, могучего, правдивого и свободного» русского  языка.  В продолжение тысячелетий народ создавал наш язык. Это один из совершеннейших языков мира. Каждое его слово –  результат мыслей и чувств многих поколений.

«Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!», -

писала в суровые годы Великой Отечественной войны Анна  Андреевна Ахматова. А как сегодня обстоят дела с русской речью, с «великим русским словом»?

(Ответы учащихся и родителей)

Кл. руководитель: О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой -

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

"ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил".

Ну, ладно б жулик, или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!..

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

"ОсУжденный и инциНдент,

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят".

Ну, ладно б только бюрократ -

Кувшинное тупое рыло.

Но журналист, но депутат

Язык недавно исказили.

Вот так актер Евгений Весник поделился своей тревогой в «Оде русскому языку». К сожалению, в последние годы строгие нормы нашего родного русского языка игнорируются не только на бытовом уровне, но и в средствах массовой информации, и в государственных учреждениях. На каждом шагу пестрят грамматическими ошибками объявления, афиши и даже статьи в газетах. Нередко по телевизору и  радио звучат сленговые, просторечные, вульгарные выражения. Все это не могло не сказаться и на  школе, на нас  с вами. На каком языке говорим мы сегодня? На каком языке говорят 14 миллионов школьников России?

(Ответы учащихся и родителей)

Безусловно, вы можете возразить, что коверканье языка и употребление сленговых словечек в школьном возрасте – это явление возрастное. C тех пок, как дети стали учиться в школе, они придумывают «свой» школьный язык. Достаточно открыть «Очерки бурсы» Глеба Успенского или «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля, чтобы убедиться — использованием словечек-кодов грешили в школьном возрасте еще прапрабабушки и прапрадедушки. Но этот «особый» язык, уместный в определенной среде и при определенных обстоятельствах, представлял собой элемент игры и не отражался на общем уровне речевой культуры его создателей. А как сейчас? За ответом я обратились к учителям русского языка. Выяснилось, что у 17 % учащихся нашего класса низкий уровень развития речи, у 41 % — достаточный,  у 25 % — оптимальный и лишь у 17 % —  высокий:

Результат в целом по школе еще более неутешительный: у 30 % учащихся низкий уровень развития речи, у 28 % — достаточный,  у 26 % — оптимальный и лишь у 16 % —  высокий.

 Практически 1/3 учащихся школы не может связно выразить свои мысли. А ведь язык и речь напрямую связаны с мышлением и интеллектом. «Заговори, чтоб я тебя увидел», — сказал Сократ. По тому, как человек говорит, легко определить  его умственное развитие, уровень культуры, моральный облик, характер. Деградация языка неизбежно приведет и к деградации личности. Вот почему так важно сегодня  защитить свой язык от нахрапистой безграмотности, словарного убожества и штампов. Неслучайно 2007 год объявлен годом русского языка — это проблема государственного значения.

Давайте перечислим негативные явления, которые присутствуют сегодня в речи?

(Ответы учащихся и родителей)

 

Словарному  запасу Эллочки-людоедочки сегодня некоторые могут даже позавидовать, обходясь еще меньшим количеством слов. Вряд ли ее «мрак» и «жуть» кого-то шокируют, если   с экрана телевизора постоянно звучит «пи-и-и», заглушая ругательства. Иногда, если «вырезать» из речи человека всю ненормативную лексику, останется пара куцых предложений. «А мне прикольно», «Чашка кофею», — напеваем мы вслед за любимыми артистами и хотим быть такими же клеевыми и офигенными,  мечтаем    о навороченных тачках, носим модный прикид… этот список можно  продолжать до бесконечности. Коверканье слов, изменение их смысла уже не редкость не только в молодежной среде, этим «страдает» и язык взрослых. На лавочках продвинутые бабушки-пенсионерки обсуждают крутых соседей. Англоязычные словечки вперемешку со словами-паразитами, междометиями, клише так прочно вошли в нашу речь, что теперь подозрение вызывает человек, который их не употребляет.

На словах-паразитах, этих настырных вредителях русского языка, остановимся подробнее. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию Наряду с курением, привычками грызть ногти, теребить пуговицы, хрустеть пальцами, закатывать глаза и сутулиться, в числе вредных привычек многие назовут употребление в речи слов-паразитов. «Слова-паразиты» — лингвистическое явление,      выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

(Э.Мошковская)

Чья речь напоминает это стихотворение? А кто из вас может похвастаться, что не употребляет в речи слова-паразиты?

(Ответы учащихся и родителей)

Сейчас я познакомлю вас с результатами эксперимента, в котором вы все приняли участие. Я просила вас подсчитать количество слов-паразитов, сказанных дома вашими родителями в течение часа, параллельно с этим, группа ребят вела подсчет слов-паразитов, сказанных за урок учителем и учениками, а также сотрудниками школы. Средние арифметические значения перед вами:

Употребление слов-паразитов в школе № 38 (1 человек за 1 час)

Но не все так печально, когда подсчет слов-паразитов ребята вели, заранее предупредив о нем, количество сказанных слов-паразитов у всех уменьшалось почти вдвое! Что это значит?

(Ответы учащихся и родителей)

Да, действительно, как только мы начинаем следить за тем, что говорим, наша речь становится чище и грамотнее.

Как правило, слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок в речи, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их используют и люди, не имеющие проблем с речью. «Паразитировать» могут начать даже на первый взгляд безобидные и, казалось бы, нужные слова: частица «вот», глагол  «понимаешь», вводный оборот «на самом деле». В роли слов-паразитов нередко выступают и, служащие смягчающей заменой, цензурные аналоги непристойных слов на ту же букву. Филологи считают, что нынешние слова-паразиты не только засоряют русский язык, они сродни шапке-невидимке — их используют, чтобы остальные не заметили некомпетентности, а порой и элементарного вранья. Новомодная частица «как бы» — своеобразная лазейка, несущая заряд двусмысленности, неопределенности, снимающая ответственность говорящего   за сказанное: как бы да и как бы нет одновременно. К подобным «уклончивым штампам» относятся и словосочетания «на самом деле», «в принципе».

Из устной речи слова-паразиты переходят в письменную. И вот уже создается такое впечатление, что прекрасные  слова Ломоносова и Тургенева — это  не о нас, не про наш русский язык. Кстати, кто может напомнить эти слова?

(Ответы учащихся и родителей)

 Высказывание М. В. Ломоносова: «Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка».

Иван Сергеевич Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

А какие еще высказывания о русском языке вы знаете?

 (Ответы учащихся и родителей)

Кл. руководитель Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

К. Д. Бальмонт. "Русский язык"

 Вместе с нашей школьной газетой «Антирутин» мы приняли участие в акции «Скажи по-русски!», предлагая жителям нашего города высказать свое отношение к проблеме русского языка, а до этого самостоятельно ответили на вопросы анкеты. Вы стали свидетелями того,  насколько тема оказалась близкой и актуальной: число желающих высказать свое мнение и заполнить анкеты значительно превысило количество самих анкет, и бланки оказались исписанными с обеих сторон.

С итогами акции я вас сейчас познакомлю.

Итоги акции «Скажи по-русски!»

Всего в акции «Скажи по-русски!» приняли участие 179 человек разного возраста: от школьников до пенсионеров. 55 % опрошенных признались, что употребляют в своей речи слова-паразиты, 45 % дали отрицательный ответ на этот вопрос. Самые популярные слова-паразиты в порядке убывания: ну, короче, значит, вот, как бы, типа, на самом деле, так сказать, ага,  в общем, абзац, кино, понимаешь, это тема, слышишь. Но, к сожалению, избавиться от них мечтает только 60 %, респондентов, в то время как 30 % они вполне устраивают, 7 % — ответили: «50/50», а 3 % вообще не верит, что    от  слов-паразитов можно избавиться.

Интересно, что 45 % тех, кто употребляет в своей речи слова-паразиты, очень раздражает, когда эти слова произносят другие (в чужом глазу соринка видна, а в своем…) Среди тех, кто слова-паразиты сам не употребляет (или считает, что не употребляет), нетерпимых значительно больше — 79 %.

Отношение к молодежному сленгу:

36,4 % — отрицательно.

22,7 % — положительно (как же мы без него любимого?!)

36,3 % — равнодушно.

4,5 % — ровно, если эти сленговые слова не являются ругательствами.

Проблему загрязнения русского языка считают серьезной 87,3% опрошенных, остальные 12,7% не видят в этом «ничего страшного». (И правда, что за беда — будем дружно мычать и жестикулировать!)

 Методы борьбы за чистоту родного языка (в порядке убывания):

«Ремень и розги».

«Больше читать, смотреть полезные передачи».

«Штрафы».

«Борьба на государственном уровне, принятие необходимых законов».

«Правильно воспитывать детей».

«Учить в школе русский язык».

«Ограничить бранные слова на телевидении».

«Следить за собственной речью, думать, прежде чем что-то сказать».

«Больше общаться».

Какой способ борьбы за чистоту родного языка ему ближе – каждый решит самостоятельно. Несомненно одно: пришла пора объявить войну речевому беспределу, всем этим словам-паразитам, сленговым и нецензурным выражениям.  Уважающий себя человек должен  следить за тем, что и как он говорит. Пусть каждый из нас начнет с себя, проведя дезинфекцию собственной речи.  А для начала я хочу предложить вам мини-словарик, который напомнит истинное значение слов:

«Что есть что?»

Блин — тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке.

Прикол — свая, кол, укреплённые           в земле (для причала, привязи).

Абзац — красная строка, отступ в начале строки или текст между двумя такими отступами.

Фишка — фигурка, кружок или кубик для счёта очков, ходов.

Коронка —  наружная часть зуба или металлический колпачок, надеваемый на зуб с целью предохранения его от порчи или     для укрепления протеза.

Жесть — очень тонкая листовая сталь.

Тема – предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Тачка – ручная тележка (первонач. на одном переднем колесе с двумя длинными ручками).

Баклан - родственная пеликану водоплавающая птица, обычно с чёрным оперением.

Как бы — частица со значением условно-предположительного сравнения.

Типа — производное от тип: форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.

В натуре — то, что существует в действительности.

В принципе — то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки.

На самом деле —- в действительности.

Тащиться —  идти или ехать медленно, с трудом.

Парить – подвергать действию пара (для обработки, очистки).

Наш разговор сегодня я закончу словами «Оды русскому языку» Евгения Весника:

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не нАчать, а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной -

Его для внуков сохраните!


Полный текст материала Классный час для учеников и родителей "Мы сохраним тебя, русская речь?.."; 7-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боброва Лариса Витальевна  Публикатор
заместитель директора, учитель, ГКОУ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РОСТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №38»
10.11.2015 0 1503 250
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0