Классный час-урок Памяти "Сохраним в сердцах своих память светлую о них!"; 5-7 класс


Цель: воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;  учителях и выпускниках нашей школы, которые ушли на фронт и не вернулись.
  • воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы;
  • сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.

Форма проведения: музейный урок.

Возрастная категория: 5-7 классы.

Предварительная подготовка: подбор стихотворений, учащиеся учат стихотворения, готовят рассказ о прадедушках, подготовка экспозиций в музее.

Оборудование: выставка плакатов, фотографий на военную тематику, экспозиции музея, альбомы выпускников, письма, ноутбук, проектор, экран, презентация.

Содержание

Звучит музыка: «О войне я знаю понаслышке» (слайд-1)

Ученик:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Учитель:

Сегодня, накануне 69-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войны, мы отдаем дань памяти и уважения людям, которые работали и учились в нашей школе, а с началом войны ушли на фронт и не вернулись.

Ученик: (слайд-2)

Я - Память.

Мне время подвластно.

От самого светлого дня

До самого горького часа

Я - Память.

Вглядитесь в меня.

Учитель:

Течёт река времени. Минуло уже много десятков лет с того  незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто  как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих  дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Ученик. (слайд-3) 22 июня 1941 года… Многие люди помнят эту дату. В мирную жизнь нашего народа вошла война ненавистным воем, разрушенными городами и сёлами, миллионами убитых на фронтах. Война оставила след почти в каждой семье . 27 миллионов советских людей погибло в этой войне.

Было разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сёл и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, более 80 тысяч школ.  Немцы причинили нашей стране огромный материальный ущерб, уничтожив бесценные богатства народа,

Великая Отечественная война была самой жестокой в истории нашей страны.   

Ученик: 69 лет  прошло со дня окончания войны, но память о ней неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она будет жить века… Память о войне – это, прежде всего – память о людях. Пройдут года, десятилетия, немало ярких и важных событий произойдет в жизни народа, но легендарный подвиг – Победа в Великой Отечественной войне – навсегда останется в нашей памяти.

Учитель:

Так,  давайте пройдем дорогами войны и вспомним, какой вклад в Победу внесли наши учителя и ученики, которые с первых дней войны ушли на фронт. Многие не вернулись в той войны и мы должны помнить и знать их имена…               

Всё дальше в прошлое уходит от нас война, всё меньше остаётся людей, которые участвовали в войне, видели её страшное лицо… А интерес к тому, что они пережили в те тяжёлые годы не иссяк. Патриотизм, любовь к Родине одно из самых глубоких чувств, присущих нашему народу и проявление патриотизма являются героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войне.

Наш классный час мы проводим в школьном музее.

Экскурсовод музея. (слайд-4)

История нашей школы, как история нашего села, края неразрывно связана с историей всей страны. В нашем музее истории школы представлены экспозиции, посвященные истории школы, ее выпускникам и учителям. Среди этих экспозиций обратим внимание на одну из них: «Шагнули твердо по-солдатски от школьной двери прямо в бой».

В тяжелые годы Великой Отечественной войны, жители села  Соколовского вместе со всем советским народом героически боролись против немецко-фашистских захватчиков, которые подняли руку на свободу и независимость нашей Родины.

За оккупационный период с 22 июня 1941 г. до конца Великой Отечественной войны  были мобилизованы мужчины в возрасте 16-50 лет для борьбы с фашистами. Всего ушло на фронт свыше 1000 односельчан. Их имена написаны на плитах мемориала в центре села.

(показ альбома, где собран материал об учителях и учениках, ушедших на фронт. Исследовательская  работа «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны»)

Ученик:

Не забудем тех  героев,     

Что лежат в земле сырой       

 Жизнь отдав на поле боя     

За народ – за нас с тобой.                                  

Экскурсовод. (слайд-5)

В суровые годы Великой Отечественной войны школа продолжала работать, кроме короткого времени оккупации в августе 1942- январе 1943 г. Многие выпускники первых выпусков  и ученики школы  ушли защищать Родину. Это Антонцев Петр, Вандина Ксения, Запара Максим, Коваленко Кирилл, Рогов Иван, Рыбалко Григорий, Остапенко Федор. Ушли на фронт и не вернулись с полей войны директор школы Михайлов Никифор Иванович, учителя Докукин Дмитрий Дмитриевич, Лобачевский Алексей Михайлович, Татарченко Михаил Петрович.  Сорок четыре ученика и учителя нашей школы не вернулись с фронтов Великой Отечественной.  Имена их – на одной из экспозиций музея.

(слайд-6) Учащимися школы разных лет собирались материалы о выпускниках – участниках  Великой Отечественной войны, сохранились письма от ветеранов войны школьникам, в которых они рассказывали о своей жизни, о боевом пути, о послевоенной жизни, есть несколько писем  от родственников погибших выпускников школы.

Племянница выпускника 1939 года, Рогова Ивана Васильевича, пропавшего без вести в 1943 году, Спиридонова Л.М. прислала его фотографию и дубликат извещения  о том, что Рогов И.В. пропал без вести из военкомата.  После окончания школы, Рогов И.В. был призван в армию, служить начал в танковых войсках в г. Брест-Литовске, а накануне войны он служил под Минском в Красном Урочище.

(слайд-7) В музее есть копии фотографий  еще одного выпускника, не вернувшегося с фронта – Антонцева Петра, погибшего уже в конце войны.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду -
На всех. На все четыре года.
Она такой вдавила след,
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких.
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет.
И ставит, ставит обелиски

(слайд-7) Выпускники 1941 года школы №4(такой был тогда номер нашей школы), перешагнув за школьный порог, оказались сразу в войне, кто-то был сразу призван в армию, кто-то оставался в тылу, работали  как и весь народ под лозунгом «Все для фронта – все для победы!».   (слайд-8) Выпускник 1941 года Бойко Павел Филимонович рассказывал: «за неделю до начала войны 18 человек 10 класса Соколовской средней школы №4 разъехались в разных направлениях по направлениям в интересах защиты нашей Родины. В 1941 году, кто еще не был призван в Красную Армию, были на строительстве оборонительных сооружений под городом Кропоткин». В 1942 году  Бойко П.Ф. в составе Краснодарского пехотного училища, пешим порядком через Апшеронскую станицу и Туапсе до Сухуми был направлен для защиты горных перевалов и стратегических объектов военного аэродрома в составе 41 стрелковой дивизии. В 1943 году дивизия участвовала в освобождении Кубани. Под Крымском  П.Ф.  Бойко был ранен и вернулся на фронт в начале 1944 года, участвовал в боях за освобождение Украины и Белоруссии, а затем в ликвидации банд украинских и белорусских националистов.  До 1949 года Павел Филимонович служил в армии, а уже затем начал гражданскую жизнь, когда ему понадобился аттестат об окончании средней школы, который во время оккупации Кубани полгода был зарыт в земле. 

(слайд-9) Киричкова Любовь Ивановна,  выпускница того же 1941 года, была секретарем комсомольской организации колхоза имени Красина, членом райкома ВЛКСМ.   Работали в страшное военное время все – и стар, и мал. Косили, пахали, работали везде, где было нужно в колхозе,  рыли противотанковые рвы, ночью дежурили, вылавливали парашютистов, дезертиров. Собирали среди мирных жителей теплые вещи, продукты, обувь для армии, деньги для строительства танковой колонны.  Когда на Кубань пришли фашисты, пришлось скрываться, так как почти все комсомольцы сельсовета были в списках на расстрел у фашистов. После окончания оккупации снова помогали армии, собирали теплые вещи, вязали носки, отдавали последнее, но так хотелось всем, чтобы Победа пришла скорее! В январе 1943 года Любовь Ивановна с такими посылками в составе делегации от сельсовета поехала в воинскую часть в Гулькевичи. Но передав посылки, Люба Киричкова решила остаться в части, на фронтах войны воевали семеро ее родственников, от которых с ноября 1942 года не было известий.  Так Киричкова Л.И. добровольно оказалась в составе Северо-Кавказской оперативной минометной части, связисткой.

После ранения в 1944 году была демобилизована и снова продолжала трудиться ради победы. Ее сестра Киричкова Вера Ивановна тоже была на фронте,  вернулась домой после победы.

(слайд-10) Выпускники военного 1942 года оказались сразу после окончания школы в самой гуще военных событий. Война подошла к нашему краю. Юношей сразу призвали в армию после выпуска, многие были участниками боев за Кубань, прошли военными дорогами через Украину, Крым, Восточную Пруссию, Чехословакию, дошли до Берлина– Борисенко В., Сугак Н.П. и другие. Многие девушки трудились в тылу, в колхозе, в Соколовской МТС. 

(слайд-11, 12, 13) Можно назвать еще много имен наших выпускников – участников Великой Отечественной войны, вернувшихся с фронтов и сохранявших связь со школой еще долгие годы, приезжавших и приходивших на наши праздники - юбилеи.

(слайд-14) К 30 - летию победы в 1975 году во дворе школы был сооружен обелиск и посажена аллея из 44 туй, как символ вечной славы и памяти ученикам и учителям школы,  отдавшим жизнь за родную землю. Обелиск был изготовлен по эскизу учителя начальной военной подготовки школы, участника Великой Отечественной войны – Атрошенко Геннадия Леонидовича. К 80-летию школы – в 2008 году обелиск был обновлен.

Чтец 4.

Мы вспоминаем о войне

Проверив временем все чувства:

И горечь самых первых дней,

И славу ратного искусства

Не зарастёт на поле след

К солдатским фронтовым могилам,

Мы помним тех, которых нет,

Мы о героях не забыли.

Чтец. 5.

В сердцах наших жить будут вечно

 Герои минувшей войны

 Нам память о них дорога бесконечно

 И ею с тобой мы сильны.

Рядом с нами живут ветераны,

Что прошли по дорогам войны.

Пусть болят у них старые раны,

Но духом они, как и прежде сильны.

Экскурсовод.

Победа… она пришла к нам 9 мая 1945 года. И если сейчас смеются дети, растёт хлеб на полях, то это потому, что была Победа.

Победой кончилась война,                              

Те годы позади.  

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Ученик:

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной

Победителю-солдату

Сотни раз поклон земной

Никогда мы не забудем

Их геройские дела.

Честь и слава этим людям

И великая хвала!

Учитель:

Сегодня  мы с вами познакомились с героическим прошлым нашего народа, с беспримерной стойкостью его в годы Великой Отечественной войны, с самоотверженностью советских воинов, смело защищавших свою родную землю от ненавистного врага. (слайд-14)

Среди героев были и ваши деды и прадеды. Они сделали всё, чтобы мы жили на родной нам земле, любовались чистым мирным небом.
Гордитесь ими, берите с них пример. (слайд-15) Памяти сражавшихся за свободу и независимость нашей Родины - будьте достойны!

Ученик: (слайд-16)

У Дня Победы памяти родник,

Неиссякаемый родник, неугомонный,

Он бьёт, не умолкая ни на миг,

И помнит всех ушедших поимённо.

Учитель:

Ребята, а сейчас мы отправимся к обелиску, чтобы почтить память погибших выпускников школы  и возложить цветы.

Ученик: (слайд-17)

 Куда б ни шел, ни ехал ты,

 Но здесь остановись.

 Могиле этой дорогой

 Всем сердцем поклонись.

 Кто б ни был ты: рыбак, шахтер,

 Рабочий, иль пастух,

 Навек запомни: здесь лежит

 Твой самый лучший друг.

 И для тебя, и для меня

 Он сделал все, что мог.

 Себя в бою не пожалел,

 А Родину сберег!

Учитель:

объявляется минута молчания.

Дети возлагают цветы.


Полный текст материала Классный час-урок Памяти "Сохраним в сердцах своих память светлую о них!"; 5-7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ткачева Татьяна Геннадьевна  Публикатор
учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 14 села Соколовского
13.04.2016 0 2758 360
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0