Классный час на тему: "Сила слова, или Яд сквернословия"; 5-7 класс


Цель: содействовать речевой культуре подростков, культуре поведения.

Задачи:

  • ознакомление подростков с понятием «сквернословие»;
  • развитие навыков сопротивления сквернословию;
  • выработка практических рекомендаций по борьбе со сквернословием;
  • расширение кругозора и эрудиции.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Прежде чем начать сегодняшнее наше мероприятие, я хотела бы прочитать вам одно стихотворение:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

  • Человеку в жизни приходится испытывать много эмоций, какие эмоции вам знакомы? (ответы школьников: интерес, радость, горе, страх, стыд)
  • Правильно, сегодня я хотела поговорить о стыде. Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человеку необходимо испытывать стыд, и много стыда. Что же такое стыд? Вот какое определение дает толковый словарь: стыд – 1.чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка, вины; 2.позор, бесчестие.
  • Чего же может стыдиться человек? (ответы школьников). Как вы думаете можно ли стыдиться слов?

Обсуждение…

  • Вот сегодня я и хочу с вами поговорить о стыде перед словом. Чем больше стыда, тем лучше речь. А каких слов мы должны стыдиться, как вы думаете?

Обсуждение…

  • Правильно, мы должны стыдиться бранных слов, т.е. сквернословия. О таких словах мы сегодня и будем говорить.

Поэтому тема сегодняшнего мероприятия: «Сила слова или яд сквернословия», как вы понимаете эти слова?

Обсуждение…

Выступление учеников:

Как жаль, что мы не знаем цену слов,
Их редкий дар, божественную силу.
Они ведут то в рай, а то в могилу.
Мы все в плену их силы и оков.
И потому, не видя в том греха,
Мы каждый раз бросаемся словами
И в суете своими же устами
Порочим суть верховного стиха.
Чем объяснить такую власть над нами?
Неосязаемы, без пуль и лезвий
И точно в цель! Стрельба в людей словами –
Доступней нет оружия для действий.
Земная жизнь и без того сурова,
Не будем сеять зло мы и печали.
Не забывайте впредь о силе слова.
- "Молчанье – золото" не зря сказали.

Вы заполняли анкеты, где отвечали на вопрос «встречаются ли в вашей речи слова сквернословия?» Изучая ваши ответы, я поняла, что у вас случаются ситуации, в которых вы плохо сдерживаете свои эмоции. На вопрос «Как часто ты произносишь бранные слова, вы отвечали, что иногда – 32 и никогда - 14. Это очень похвально, что встречаются дети, которые никогда не произносят бранных слов, но хотелось бы, чтобы их число было как можно больше. Чтобы это был не маленький сегмент, а целый круг, чтобы все ученики школы сказали, что не употребляют бранных слов, к этому нужно стремиться. Следующим был вопрос: «В каких ситуациях ты произносишь бранные слова?» Когда кто-то раздражает – ответили большинство - 23, никогда - те же 14 учеников.

И что радует, на вопрос что ты испытываешь, когда произносишь эти слова, многие ответили, что стыд – 22 ученика, никогда – те же ученики.

Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть чистые, алмазные,  а есть бесстыдно – грязные. Одни помогут выправить, другие – душу вытравить. Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая. Слова высокой доблести, и самой низкой подлости.

Что же такое сквернословие?

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Но мало кто их вас догадывается, что сквернословие, как и хамство – это оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань – это не только набор непристойностей, подобная речь говорит о духовной   болезни человека. Слово – это не только набор звуков, выражающих эмоции, оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии.

Сократ еще говорил: Каков человек, такова его и речь.

В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятия.

Все знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбиться водяной.

Выступление 5 учеников:

В словах сокрыты сила, власть,
Любовь, тепло, боль и отчаянье,
Всё можно ими описать,
Но чаще ценим мы, молчанье....

"Словами можно смерть предотвратить,
Словами можно мертвых оживить."
А можно словом и убить...

Словесной пулей бьющей в цель
Мир защитим от злых людей!
Убить... мы словом,- не убьём,
Но раним зло... в борьбе с добром!

Язык, что Бог однажды дал,
Он хоть, не меч, а убивает наповал
И поднимает тех, кто насмерть пал.

Слово, оно не воробей,
И выпустишь, то точно не поймаешь,
Обидеть человека так легко,
Ну а потом уже
Всю жизнь свою страдаешь!

А сейчас давайте посмотрим притчу «Все оставляет свой след». Притча – это поучительный рассказ.

  • Что вы поняли из этого поучительного рассказа?

Обсуждение…

Да, правильно, даже если ты потом и извинишься, но рана в душе останется навсегда, эти раны не заживут на сердце человека.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество, вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

А сейчас посмотрим эксперимент ученого Мото с рисом.

Что же вы поняли из этого эксперимента? (ответы учеников)

- Правильно, если произносить только хорошие слова, даже рис начинает цвести и благоухать, если же произносить плохие слова – даже рис почернел, но и то, что не обращаешь внимание тоже да действует отрицательно, что даже рис требует к себе хорошего отношения.

Не употребляй нецензурных и вообще никаких грязных, ругательных слов. Проходя через твое сознание, твой язык, они загрязняют тебя, твой ум, твою душу. Употребляя грязные слова, ты сразу становишься сам грязнее. Углов

Что же такое сквернословие – это порок, т.е. недостаток, плохое поведение или болезнь?

Сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести сквернословие, безусловно, это плохая привычка, т.е. порок, но постепенно оно становится болезнью, человек уже не может построить простое предложение, не употребив плохих слов.

Существуют 3 стадии развития болезни:

  1. Человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость, т.е. ему неприятно, неудобно;
  2. Человек впервые употребляет нецензурное слово за компанию, для порядка или ради напускной удали;
  3. Человек привыкает к этим словам и ему уже не стыдно употреблять бранные слова.

Вот уже развивается болезнь, когда не стыдно произносить такие слова.

- Наши предки уже давно знали, что злые слова убивают, ведь не случайно проклятия поражали насмерть, а добрым словом исцеляли больных.

Вероятно, если бы человек мог бы видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, то он никогда бы не произносил эти слова.

Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения каждого человека к самому себя, т.е. ты должен начать изменения с самого себя.

А теперь давайте немного поработаем, прочитаем пословицы, на слайде будет выходить начало пословицы, а вам необходимо сказать ее конец:

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Доброе слово может исцелить, а злое – покалечить.
  • Пустые речи и слушать нечего.
  • Слово не воробей, вылетишь – не поймаешь.
  • От сабли рана заживет, от слова – нет.
  • Ласковое слово слаще меда.

Давайте задумаемся о словах, которые произносим!

Как же избавиться от сквернословия?

Главное не говорить плохих слов самому, т.е. принять решение не сквернословить, т.е. не надо бояться быть белой вороной, значит человек должен сказать себе, что все говорят, а я не буду таким, как все. Конечно для этого понадобятся мужество, скорее всего, что над вами могут шутить, смеяться, говорить вот ты и не куришь и не ругаешься матом, но нужно попробовать избежать этих усмешек и устоять в такой ситуации.

Уметь противостоять влиянию людей, конечно мы не можем изменить все общество в целом, но начав со своего класса, со своей группы, со своей семьи, школы, мы можем изменить ситуацию вокруг себя. Всегда есть люди, к которым грязь не пристает.

Необходимо использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний, это значит хороших, положительных, которые несут радость. Постарайтесь думать о хорошем, помните, что наши слова и мысли осуществляются, реализуются, старайтесь в своей речи использовать как можно больше хороших слов, позитивных, это поощрение, высказывание добрых чувств, мыслей, делайте ежедневно как можно больше комплиментов друг другу, например, вы сегодня очень хорошо выглядите, рад тебя видеть или как ты потрясающе здорово отвечал на уроке, со временем вы увидите, что комплименты со временем становятся вашей привычкой, которая вам и окружающим очень нравится.

А теперь давайте поиграем в эстафету добрых слов. Давайте попробуем подарить доброе слово по цепочке своему соседу. Можно пожелать что-то доброго, сказать что-то приятное.

И я хочу в свою очередь сказать вам, что вы все молодцы, что вы все очень внимательные, я вами очень довольна.

Сквернословие – это не способ расслабления, есть немало более приятных занятий - это занятия спортом, увлечение музыкой, рисованием, занятия плаванием, можно также сажать деревья, цветы.

Давайте попробуем с вами вместе посадить наше дерево доброты. Мы должны с вами получить на этом дереве большие и сочные плоды, в виде добрых и хороших поступков. Что же нам необходимо сделать для этого, как вы думаете, что мы должны сделать с землей, чтобы на нем вырастить дерево? Правильно, удобрять ее, поливать, а удобрять мы ее будем чем, как вы думаете? Для того, чтобы получить плоды в виде добрых поступков мы и должны ее удобрять добрыми, хорошими, чистыми словами. Какие вы знаете добрые слова?

- радость; - добро; - мир; - забота; - счастье; - успех; - здоровье; - красота;

- жизнь; - любовь.

Если мы будем любить всех, относиться ко всем с уважением и тогда мы получим большое дерево доброты с вкусными плодами, которые вернутся к нам в ответ на наши хорошие поступки в виде хороших слов и добрых поступков.

У того, кто сквернословит есть 2 пути:

Первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, и тем самым включить программу самоуничтожения, т.е. убить себя изнутри.

Второй – это путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

Закон свободной воли дает нам возможность свободно выбрать по какому пути идти, по первому или по второму. Попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно посмотрите, что же будет происходить в вашей жизни. Вы увидите, что все-таки отказавшись от дурного матерного языка, вы обретете счастье, везение, здоровья, ясность мысли, поступков и любовь ваших близких.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Скажите, вот после сегодняшнего нашего урока вы измените свое отношение к сквернословию? Трудно ли вам будет отказаться от этой вредной привычки?

Сегодня в моде здоровый образ жизни, вся страна, известные люди пропагандируют, призывают всех не курить, не употреблять спиртные напитки, не выражаться нецензурно, для того, чтобы иметь здоровое поколение, не болеть и всегда быть в хорошем настроении. Все люди следят за своим весом, делают физкультуру, выполняют режим дня.

Как вы думаете могут ли совмещаться сквернословие и здоровый образ жизни?

Конечно - нет.

Сквернословие – это вредная привычка, но если с ней не бороться она превратится в болезнь. А какие мы еще знаем вредные привычки? Правильно, курение, пьянство.

Все эти привычки вызывают зависимость, скажите мне, а сквернословие вызывает зависимость? Конечно да, и с ней необходимо бороться, как и с остальными вредными привычками.

А теперь давайте прочитаем все вместе вслух плакаты, которые вы видите на слайде.

Во мне все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

Все вместе: С меня начинается честь и культура России.

Т.е. язык – это наше оружие, наше средство общения, убеждения, им необходимо руководить, и это очень трудно сделать, если речь заполнена мусором, грязью.

И помните, что сквернословить- это тоже самое, что плевать в небо, потому что все возвращается обратно плохим.

3.Рефлексия.

  1. Сегодня я понял….
  2. Своей работой на классном часу я….
  3. Занятие показалось мне….
  4. Урок мне…

Я хотела бы спросить у вас, что вам больше всего запомнилось.

Включить видеоролик «Дорогою добра».

Я от всей души желаю вам стать по настоящему прекрасными людьми, пусть будет у вас все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

 Спасибо вам всем!


Полный текст материала Классный час на тему: "Сила слова, или Яд сквернословия"; 5-7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абдрахманова Гульнара Гумеровна  Гуля9945
социальный педагог, ГБС(К)ОУ "Нурлатская С(К)О школа-интернат VIII вида"
29.04.2015 0 5014 786
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0