Классный час "Заповеди семейного счастья"; 2 класс


Класс: 2 класс

Предварительная работа: составление своего генеалогического древа (конкурс «Моя родословная»); определение данных: сколько всего человек в семьях класса, сколько в них пап, мам, девочек, мальчиков, сколько многодетных семей, сколь популярных (редких) имён; перед началом мероприятия в классе парты расставлены так, чтобы могли работать 4 команды. Необходимо подготовить следующее оборудование: музыка (по выбору), табуретки, карамель, полиэтиленовые пакеты (непрозрачные), зеркало, клубок ниток, газета, карандаш, мел, верёвка, сердечки, на которых написаны заповеди по результатам игр.

Цель: развитие навыков позитивного общения.

Задачи:

  1. учить чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким;
  2. учить анализировать своё поведение, свои поступки;
  3. развивать воображение.

Используемые методы и приемы: практические упражнения, игра, обсуждение, рефлексия.

Ход занятия:

Учитель:

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра

Весна нам дарит звонкий праздник

И главный гость на нём семья!

15 мая в нашей стране отмечается праздник Международный день семьи.

Каждому слово «семья» родное

Даже в слове том много тепла

Оно словно солнце большое

Полное  и надежд, и добра

Дети: В нашей большой семье 75 человек - это папы, мамы и дети. Из них мам - 26, пап - 25, девочек - 14, мальчиков - 11. Многодетных семей - 6. Самые популярные имена среди мам – Светлана, Наталья, Мария, Елена. Самые популярные имена среди пап – Александр, Олег. Самые популярные имена среди девочек – Дарья, Полина, Арина. Самые популярные имена среди мальчиков – Данила, Андрей. Самые редкие имена среди мам – Алевтина, Лилия, Эвелина, Галина, Марина, Ольга.  Самые редкие имена среди пап – Николай, Эльхан, Роман, Рифат, Максим, Дмитрий. Самые редкие имена среди девочек – Анна, Кристина,  Александра, Елизавета, Екатерина, Галина. Самые редкие имена среди мальчиков – Николай,  Илья, Никита, Игорь, Семён, Александр.

Учитель:

Молоды пока,

Ищут счастье люди

В деньгах, в славе,

В преданных друзьях.

Но во все века

Была, есть и будет

Главной составляющей семья.

Каждый человек  вне зависимости от возраста   мечтает о счастливой семье. Но что нужно сделать, чтобы семья была счастливой? Сегодня мы вместе с вами попробуем составить заповеди семейного счастья. Нам нужно разделиться на 4 команды (ученики становятся участниками команд). Каждой команде присваивается своё игровое имя: «Папы», «Мамы»,  «Дети», «Бабушки и дедушки».

1 игра «Кто во что горазд» (В этой игре участвуют ученики из команды «Папы»):

Папа  – глава семьи, кормилец и защитник. Он много работает и не так часто видит своих детей, как мама. Но если уж папа сказал что-то сделать, без пререканий обязательно сделаешь. А сам думаешь: «Взрослым то хорошо, только и могут, что приказывать. Вот вырасту большим, никто мне приказывать не будет». Так зачем же ждать? Вам сейчас представляется такая возможность.

Задание: прикажите ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание.

Мини-рефлексия: Легко ли было придумать приказание? Почему никто из вас сам не смог выполнить свой приказ? Как вы думаете, а легко ли будет этот приказ выполнить ведущему? С какими трудностями он столкнётся? В данной ситуации уместен ли такой приказ? Как вы думаете, в своём приказе вы руководствовались только своими желаниями или учитывали возможности ведущего? Если бы ваше приказание было выполнено, кому оно принесло бы пользу. Только вам или и исполнителю?

Вывод: Оказывается, не такая уж эта и простая обязанность: приказывая, подумай, легко ли это выполнить. У папы с мамой такой опыт есть, они никогда не попросят  вас сделать что-то, что вам не по силам. Вам нужно только всецело доверять им, с детства учиться послушанию. Заповедь 1. Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить.

Учитель: Мама – хранительница очага и дома.

     2 игра «Мамочка» (В этой игре участвуют все желающие, вне зависимости от того, в какой  команде он находится):

- Кто пришёл ко мне с утра? (мамочка)

- Кто сказал: «Вставать пора?» (мамочка)

- Кашу кто успел сварить? (мамочка)

- Чаю в чашку кто налил? (мамочка)

- Кто косички мне заплёл? (мамочка)

- Целый дом один подмёл? (мамочка)

- Кто меня поцеловал? (мамочка)

- Кто ребячий любит смех? (мамочка)

- Кто на свете лучше всех? (мамочка)

     А когда-то ваши мамы тоже были маленькими и мечтали стать принцессами.

3 игра «Принцесса на горошине» (В этой игре участвуют ученики из команды «Мамы»):

Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме - маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее). Например, на первую табуретку - 3 конфеты, на вторую - 2, на третью - 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня "Подвигай попой". И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет. Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.

Обсуждение: Что требуется от вас, чтобы мамы ваши чувствовали себя принцессами (помогать, быть внимательными, меньше доставлять огорчений, радовать хорошими отметками, поступками).

Вывод: Заповедь 2. Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Учитель: В народе говорят: пожилой – значит мудрый.

4 игра «Мы идем гулять в лес» (В этой игре участвуют ученики из команды «Бабушки и дедушки». Они отправляют внуков на прогулку.):

Задание: Пусть каждый скажет «внукам» (из команды «Дети»), что ему нужно взять с собой (зеркало, клубок, газета, карандаш), и объяснит, почему именно эта вещь понадобится на лесной прогулке (Далее ведущий называет каждому предмет, который нужно взять. Лучше, если эта вещь не подходит для лесной прогулки, так игра получится интереснее).

Если играющий просто сообщает, что нужно взять, но не может подробно объяснить причину, его на прогулку не берут. Если же играющий старается убедить в необходимости захватить тот или иной предмет и придумывает невероятные причины, приводит различные доводы, его непременно надо взять.

Далее ведущий объясняет, почему он одних взял, а других – нет. «Штрафники» исправляются, и все вместе идут гулять.

Мини-рефлексия: Просто ли придумать объяснение? Что чувствует человек, если  настаивают  взять эту вещь, без каких либо аргументов? Что чувствует человек, если  ему советуют, объясняют, почему необходимо взять эту вещь? Нужно ли этому учиться?

Вывод: очень важно учиться убеждать, а не навязывать собственного мнения, тем самым мы проявляем уважение к собеседнику, развиваем в себе чуткость, внимание к ближнему.

Учитель:

Дом, как известно всем давно,

Это не стены и не окно,

Даже не стулья за столом –

Это не дом.

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом!

Заповедь 3. Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

Учитель:  5 игра  «Тень» (В этой игре участвуют ученики из команды «Дети»):

Дети идут в паре: один – путник (представляет что, идёт через поле, заросли, кочки, пенёчки),  другой – тень (старается точь-в-точь скопировать движения путника).

Мини-рефлексия: Легко ли было быть «тенью»? Какие качества нужно проявить, чтобы точно выполнить движения «путника»?

Вывод: развивать наблюдательность, быть внимательным. Зачем? В жизни много соблазнов. … Каждый из вас уже может различить, что  делать хорошо, а что плохо. Нужно не ждать, когда тебе об этом скажут взрослые, а самому быть бдительным. Если, конечно,  ты стремишься вырасти хорошим человеком. Заповедь 4. Жизнь - это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Учитель:  6 игра «Взаимодействие» (участвуют все команды):

На стол для каждой команды кладётся несколько кусочков мела и несколько свёрнутых отрезков верёвки. Ведущий не подсказывает участникам, что им можно воспользоваться верёвкой, - они должны догадаться сами.

Задание: У вас полторы минуты, чтобы нарисовать на доске окружность. Обязательное условие: вы должны работать вместе. Всё, что необходимо для работы, здесь есть. Время пошло.

Мини-рефлексия: Почему при выполнении многие команды проигнорировали условие: работать вместе (некоторые участники команд бездействовали)? Почему некоторые использовали не все предметы? Расскажите, как вам (обращаются к команде, которая выполнила все условия) удалось справиться с заданием?

Вывод: У каждого должны быть свои обязанности, кто-то организует работу, кто-то – выполняет. Задание удастся выполнить, если каждый будет прислушиваться к мнению другого, чётко выполнять обязанности, которые ему поручили. Так и наше счастье зависит от того, насколько мы будем проявлять истинную учтивость друг к другу, терпение. Заповедь 5. Уважай других, учись терпению.

Учитель: 7 игра «Автомобиль» (В этой игре участвуют все желающие, вне зависимости от того, в какой  команде он находится):

Что такое автомобиль? (машина, где все детали слажено работают. Если сломается хотя бы одна деталь, она уже не сдвинется с места)

Задание: Каждый игрок придумывает звук. Далее все двигаются по кругу, каждый при этом произносит свой звук.

Мини-рефлексия: Похоже ли было на работающую машину? Почему вы улыбались? (вопросы к зрителям) Что вы сейчас чувствуете? Какие эмоции испытываете? (вопросы к участникам игры)

Вывод: У вас всё получилось, потому что каждый из вас чётко выполнял свою роль. Вы все сейчас работали слажено. Повеселили и себя, и других. Пусть пока только в игре. Но надеюсь, вы когда-нибудь поймёте, что ещё большую радость можно получить, если сообща делать трудную работу. Можете проверить хоть завтра, на уроках, ведь учёба – это нелёгкий труд. Заповедь 6. Дари радость.

Учитель: Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Сегодня хочется особо отметить детей, которые откликнулись на просьбу составить своё генеалогическое древо. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Ваши предки, ваши корни, ваша родословная. Родители и вы – часть, причём верхняя часть, чудесного родословного древа. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей,  и внуки будут гордиться такими предками, как вы. А мы уже сегодня гордимся такими учениками, как … (перечисляются участники, принявшие участие в конкурсе «Моя родословная»), потому что эти дети помнят своих предков. Заповедь 7. Помни своих предков.

Всё, о чём мы сегодня с вами говорили, легко запомнить, если в сердце вашем царит любовь (ведущий раздаёт ученикам сердечки, на которых записаны эти заповеди).


Полный текст материала Классный час "Заповеди семейного счастья"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шестернёва Наталья Юрьевна  Наталья7875
учитель начальных классов, МОУ СОШ им. Г. И. Марчука р. п. Духовницкое
26.11.2015 0 1427 186
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0