Логопедическое индивидуальное занятие "Звук и буква А"; 1 класс с УУО


Коррекционно-образовательные задачи:

  • формировать умение правильно произносить звук «а»;
  • вырабатывать умение удерживать язык в спокойном состоянии;
  • закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «А»;
  • автоматизировать звук «А» изолированно, в слогах и в словах;
  • учить соотносить  звук «А» с буквой «А».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематические процессы (игры «Кто лучше слышит?», «Поймай звук»);
  • развивать внимание и память посредством заучивания чистоговорки;
  • развивать мелкую моторику рук, выполняя штриховку;
  • развивать силу голоса и интонационную выразительность речи, пропевая гласные звуки;
  • развивать речевое дыхание, выполняя дыхательную гимнастику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;
  • воспитывать активность и внимательность на занятии.

Оборудование: кукла, зеркало, ленточка, большой красный круг, цветок, трубочка для коктейля, картинка с буквой А, касса букв,  картинки (арбуз, Айболит, ананас).

Ход занятия

1. Организационный момент.

- К нам сегодня в гости пришла кукла Аня. Она хочет посмотреть, как ты занимаешься, и приготовила для тебя несколько заданий.

Какой первый звук в имени нашей гостьи? («А»). Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук «А».

2. Массаж.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

б) от переносицы к околоушной впадине,

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м .

3. Мимическая гимнастика.

- Наша гостья загрустила, давай ей улыбнемся и подмигнем.

4. Артикуляционная гимнастика.

- А теперь давай расскажем Ане интересную сказку. Возьми зеркало, посмотри на себя, улыбнись, начинаем нашу сказку о Веселом Язычке.

Жил-был Веселый Язычок. Жил он в своем домике, открыл он дверь вот так (показ) – рот открыть и закрыть. Потом он вышел на улицу, посмотрел вниз, посмотрел вверх – язык тянуть к носу, к подбородку (упр. «Качели»). Решил он построить около дома «заборчик» (зубы обнажены, губы растянуты) и смастерить дудочку (упр. «Трубочка»). Потом захотел немного отдохнуть и покататься на качелях (упр. «Качели»). Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Сладко зевнул (рот широко открыт) и уснул.

5. Автоматизация звука в изолированном виде.

- Заболело горло у Веселого Язычка, пошел он к врачу. Попросил врач широко открыть рот и сказать: "А–А–А! ”

- Запомни чистоговорку на звук «А»:

А–А–А - высокая гора,

А–А–А – на горе идет игра.

6. Анализ артикуляции и характеристика звука

- Посмотри, губки в спокойном состоянии, ротик широко открыт, язычок спокойно лежит во рту, горлышко «работает» (рука лежит на горлышке). Звук «А» гласный, его можно петь, потому что ни губы, ни зубы не мешают свободно проходить воздуху.  Мы будем обозначать звук «А» большим красным кружком.

7. Дыхательная гимнастика.

- А еще Аня принесла тебе трубочку, покажи, как с помощью нее ты умеешь делать бурю в стакане воды (упр. «Буря в стакане») .

- Давай и мы сделаем подарок куколке, посмотри какой красивый цветочек. Понюхай, как он пахнет (упр. «Нюхаем цветочки»)

8. Работа над голосом.

- Аня принесла тебе волшебную ленточку, которая очень любит петь. Намотай ленточку на палец и пропой звук «А»

- Сделай короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

9. Развитие фонематического слуха.

- Давай поиграем в игру "Кто лучше слышит? ”  Я буду называть звуки. Когда услышишь звук «А», хлопни в ладошки:

А, У, О, А, Ы, И, А, Э, Е, О, А.

11. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук».

- Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, если в них услышишь звук «А», то подними красный кружок:

Ананас, кот, Аня, утка, дом, стол, карандаш, автобус.

12. Физкультминутка.

- А теперь давай немного передохнем.

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

 (Ребенок должен стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

13. Знакомство с буквой А.

- Посмотри, на что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок!

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А. (показ картинки)

Букву А мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «А» услышать и произнести.

- Найди среди букв букву «А».

14. Развитие мелкой моторики.

- Обведи и заштрихуй букву А.

15. Автоматизация звука «А» в словах

- Наша гостья хочет загадать тебе загадки. Давай попробуем их отгадать.

• Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны

Так приятен он на вкус,

И зовут его … (Арбуз) .

• Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит) .

• Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий. (Ананас)

16. Итог занятия.

-Теперь узнаем тебя мы всегда

Наш новый знакомый, звук «А»!

-Ты очень хорошо занималась, нашей гостье очень понравилось у тебя в гостях. 


Полный текст материала Логопедическое индивидуальное занятие "Звук и буква А"; 1 класс с УУО смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Выдрина Елена Михайловна  Публикатор
учитель-логопед, Дмитровская (С)КО школа-интернат VIII вида
15.12.2015 0 1111 182
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0