Внеклассное занятие "Удивительное растение одуванчик"; 5 класс


Цель.  Познакомить учащихся с лечебными свойствами растения одуванчик.

Задачи: Закреплять у детей элементарные представления о ценности природы и ответственности человека за её сохранение. Развивать интерес к окружающей природе. Расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о лекарственном растении. Развивать познавательную активность, речь, мышление, сравнение, воображение, творческие способности. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрация «Одуванчик», пластилин, ватные палочки, заготовка полянки.

Словарная работа: лучина, засветила, образа, заговор, пустодуй, светик, молочник, пушица, пухлянка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2.  Рассказ-загадка.

Воспитатель: Пробудился цветок, потянулся, улыбнулся, огляделся вокруг и увидел яркое, веселое солнце. Солнце то же заметило цветок и в знак приветствия, послало ему свой теплый лучик. Этому цветочку так приглянулось солнце, что с этой минуты он не отводил от него своих восторженных глаз. Утром солнце всходит на востоке, и цветок смотрит на восток, поднимется в зенит и цветок поднимает головку вверх. Ну а к вечеру, когда солнце приближается к закату, цветок тоже смотрит на запад и … засыпает, недаром в народе эти цветы называют часами. Но наступает момент, когда вдруг тот, же цветок, да не тот. И форма цветка другая, и цвет совсем другой. О каком цветке идет речь? (Об одуванчике)

-Да, это о таком известном сорняке и таком незнакомом лечебном растении -  одуванчике. Иллюстрация – одуванчик.

Учащийся: Одуванчик - это многолетнее растение с крупными ярко-жёлтыми соцветиями-корзинками. Неприхотливое, плодовитое. У него много названий: пустодуй, светик, молочник, пушица, пухлянка. Все знают эти скромные цветы.

Одуванчик - жёлтое чудо.  Эти цветы первыми несут нам лето, тепло и красоту. Желтый цвет символизирует солнце, белый пушистый шар – луну, а семена – звёзды.

«Одуванчик»

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет. /О. Высоцкая/

3. Сообщение темы, цели и плана занятия.

Тема нашего занятия звучит как «Удивительное растение - одуванчик». Как вы думаете, какова цель нашего занятия? (Узнать о целебных свойствах растения одуванчик.) Правильно! Каков же план нашего занятия: 1. Знакомство с целебными, лекарственными свойствами одуванчика, о них вы узнаете посмотрев познавательную сценку-легенду об одуванчике; 2. Я расскажу вам несколько интересных фактов об одуванчике; 3. мы попробуем сочинить загадку; 4. Физкультминутка, 5. а в конце занятия все вместе сделаем красивую полянку из одуванчиков.

4. Эмпатия

Семечко сидело глубоко под мерзлой землёй, вот так (обхватить руками согнутые колени и спрятать голову,)

-Что вы чувствуете, сидя под землёй? (темно, одиноко, холодно…).

-Но вот теплые лучи солнца начали, прогревает землю, семечко пустило корни (дети выпрямляют ноги-встают, попеременно двигая стопами).

-А затем, стал пробиваться росток (все вместе приподнимаются, руки согнуты в локтях перед грудью, ладошки вместе).

-У ростка появились первые листочки (Встали, плавные взмахи руками через стороны вверх).

-Листочки поворачивались к солнышку и трепетали от дуновения ветерка (поднять руки вверх, слегка встряхнуть кистями).

-Появился стебель с бутоном (покачивание головой)

-И наконец-то распустился первый цветок! (Руки в стороны, кистями вращаем, голову наклонить назад, улыбнуться)

Вырос он сегодня

Прямо на дорожке-

Желтый одуванчик,

Солнышко на ножке!

Скоро нарядился

В новые одежки:

Белым стал, воздушным-

Облако на ножке!

Ветерок развеял

Все пушинки-крошки.

Облысел он, бедный,

Кнопочка на ножке...

Одуванчики цветы
Ослепительно желты!
И горит лужайка наша
Словно сказочная чаша,
Где  на круглом донце
Расплескалось солнце!

Около канавки,

Во зеленой травке

Одуванчик приуныл,

Белый свет ему не мил.

Удержать не просто

Пышную прическу

Шейке тонкой, нету сил!

Одуванчик загрустил.

Слез наплакал море.

Ветер спас от горя -

Дунул раз и в один миг

Одуванчика постриг!

Одуванчик придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

Ты лети над тёплым лугом

И над тихою рекой.

Буду я тебе, как другу,

Долго вслед махать рукой.

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

5. Легенда о целебных свойствах одуванчика.

Автор: Шла девица по лесу. Увидела избушку. Зашла. В избушке темно, и кто-то стонет.

Девица: -Кто здесь? Отзовись! - говорит девушка и слышит голос:

Бабушка: -Засвети лучину. Увидишь!

Автор: Засветила лучину девица-краса, перекрестилась на образа и видит — лежит на печи старушка, плачет.

Бабушка: - Спасибо тебе, что зашла ко мне— говорит старушка. — Тебя Господь послал, чтоб я не умерла и с собой мудрость жизни не унесла. Паутину смахни, печь затопи, водицы принеси, меня напои. У забора травы нарви с золотой головкой, листья в воду положи да меня накорми. Корешки два раза отвари да мне подай. У меня боль в груди пройдет, сердце успокоится. Соком ноги помажь, опухоль сгони.

Автор: Сделала все девушка-красавица так, как велела старушка: напоила ее отваром корней, отмоченными в воде листьями, смазала соком опухшие ноги. И старушка ожила, повеселела и ей запомнить велела: эту травку знать, по роду передавать и этот заговор читать:

Бабушка: «Бабушкина трава, ясного солнца голова

Спаси меня от живота болящего,

От ног болящих, опухолей вселящих.

Бегайте мои ноги за божьей травой,

Собирайте корни осенью, весной»

Девица: А я вам расскажу, как необходимо заготавливать одуванчик. Листья одуванчика заготавливают ранней весной, рано утром, когда спадет роса. Для их просушки используют навесы, чердаки домов, а для хранения - берестяные и картонные коробки. Корни одуванчика заготавливают в сентябре-октябре и просушивают на солнце до тех пор, пока перестанет выделяться сок. После измельчения просушивают в печках или духовках и хранят в стеклянных банках.

Автор: Спасибо, бабушка, спасибо, девица! (конец инсценировки)

6. Рассказ воспитателя. Сообщение нового материала.

В некоторых странах (например, во Франции) одуванчик выращивают в огородах как салатную культуру. Листья его появляются рано весной. Они нежны и, главное, богаты витаминами, в которых наш организм особенно нуждается в это время. Правда, листья имеют горьковатый вкус, но от этого можно избавиться, если выдержать их 30 минут перед приготовлением в холодной соленой воде.

А ещё люди называют одуванчик природным барометром и умеют предсказывать погоду. Ещё до рассвета чувствует цветок, какой будет день, если хмурая и дождливая погода, то цветок не раскроется, если солнечная, то цветки раскроются в 6 часов утра и до обеда золотятся его головки. А ещё одуванчики складывают перед дождём свои пушистые шарики.

Так же в народе одуванчикам приписывали и охранительные свойства. Например, их раскладывали у детских кроваток от сглаза. Ещё наши бабушки и дедушки верили, что этот желтый цветок способен охранять и оберегать дом от злых и чёрных сил.

Связывали с этим цветком и некоторые приметы. Так, например, считалось, что цветущие одуванчики в зеленой траве, увиденные во сне, то это к большому счастью. Также из них делали травяные талисманы. Считалось, что они помогают достичь в делах больших успехов, исполняют заветные желания и помогают преодолевать препятствия. А какие красивые венки можно плести!  Считалось, что по плетенному венку добрые молодцы определяли: «Хороша ли будет мастерица». Девушки гадали на венках, сплетенных из одуванчиков и пущенных по реке. Чей венок не утонет, ту и ждет в ближайшее время свадьба.

Ребята, а может кто-то из вас знает народные приметы связанные с одуванчиком?

Дети: - Одуванчик сжимает шар — к скорому дождю.

- Если за один раз Вам удастся сдуть все семена одуванчика, - то загаданное желание сбудется, при условии, что из сдутых семян вырастет хоть один цветок.

-А теперь давайте пофантазируем, и сами придумаем загадку про одуванчик?

                Какой?                                                                       На что похож?

                желтый                                                                              желток

              пушистый                                                                         цыпленок

                седой                                                                                 дедушка

-Что получилось?

Желтый, но не желток,

Пушистый, но не цыпленок

Седой, а не дедушка.

7.Физминутка

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

8. Практическая работа.

Мы пришли на полянку давайте украсить её одуванчиками. Их мы изготовим, используя пластилин и ватные палочки жёлтого и белого цвета. Почему палочки желтого и белого цвета? Давайте составим план выполнения нашей работы. (Ответ детей: 1-из пластилина скатаем шарики, 2-ватными палочками его украсим, 3- сделаем ножку, 4- украсим полянку.) Правильно!

Дети выполняют работу, по мере выполнения оформляется полянка.

Ребята, посмотрите какая красивая, весёлая, яркая, нарядная полянка у нас получилась. Вам нравится? Скажите, одинаковые ли у вас получились одуванчики? Почему?

Одуванчиков полянка

Одуванчиков полянка мне попалась на пути,

Желтизной своей кивают, как же мимо мне пройти?

Я поляночкой любуюсь, даже рвать цветы боюсь,
Если их чуть-чуть помяла, я возьму и извинюсь.

Одуванчики родные, очень очень вас люблю,
И на вашей, на полянке, я гулять не устаю.
И срывать я вас не стану, вы растите только здесь,
Украшайте вы полянку, украшайте рядом лес!
/Наталья Шурмель/

9. Рефлексия.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам украсить нашу полянку. У вас на столах лежат тучки, вы должны выбрать одну тучку. Если тучка улыбается, значит занятие понравилось, если тучка грустная, то занятие не понравилось. Я очень рада, что вам всем понравилось наше занятие. Ребята, а как вы считаете, мы достигли поставленной нами цели? Да! А как вы можете оценить свою работу на занятии? (Дети озвучивают положительные оценки за работу на занятии.) Я с вами согласна, все на занятии были активны и внимательны.

10. Итог занятия.

Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней. Скоро будет весна. Мы ждем её с ярким солнцем и веселыми дождями. С говором дубрав и ароматами цветов. Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это будет. А пока… Если каждый посадит или сохранит хотя бы один цветок – земля превратится в цветущий дивный сад.

Не рвите цветы

Не рвите цветы, это дети природы,
Далекие от толкотни, суеты.
Не рвите цветы и в жаркие годы,
И когда лишь едва полетят лепестки.
Не рвите цветы, им очень больно,
Не могут ни спрятаться, ни убежать!
Не рвите цветы, не наша ведь воля -
Умирать существам или не умирать.
Не рвите цветы, им лучше не станет
От ловких, жестоких, безжалостных рук.
Не рвите цветы, в букете завянут,
Хоть очень красивы и много вокруг.
Не рвите цветы, ведь листья их руки,
Не бросайте горшки на лютый мороз.
Не рвите цветы, их жизнь не топчите...
Им тоже нужна человека любовь. /Анастасия Баталова/

Я надеюсь вам было интересно и вы для себя узнали много нового и полезного. На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо!


Полный текст материала Внеклассное занятие "Удивительное растение одуванчик"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белова Ольга Геннадьевна  Публикатор
воспитатель, ОГКОУ "Вичугская коррекционная школа-интернат № 1"
29.12.2015 0 842 86
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0