Статья: "Система этико-правового воспитания как условие успешной социализации в подростковом возрасте воспитанников детского центра"


 Я работаю воспитателем коррекционного детского центра с группой мальчиков подросткового и раннего юношеского возраста. Для этого возраста важно мнение ровесников, возможность самоутверждения. В подростковом возрасте осваиваются свои честь и достоинство, а также других людей. Этот период жизни  Л. С. Выгодский рассматривал, как  «врастание в человеческую культуру». Этот возраст важен для вхождения ребенка в мир социальных отношений, его социализации.

Разными путями попадают дети в детский центр, но у всех одна примета: они из трудных, неблагополучных семей. В нашем детском центре дети живут и воспитываются не один год, имеют идеальные условия для учебы, отдыха, полноценного развития. Здесь они получают опыт перехода к самостоятельной жизни.

Особенность нашего времени – плюрализм мнений. Как разобраться в таком разнообразии различных жизненных установок? Что принять за веру, а что отвергнуть? Не всякий взрослый человек может найти ответ на эти вопросы, а что происходит в душе ребенка в детском центре? Поэтому ведущим направлением моей работы является «этика и основы коммуникации». От уровня владения навыками общения зависит успех профессиональной деятельности, активность в социальной сфере, личное счастье человека. Как сказал Антуан де Сент – Экзюпери: «Единственная роскошь – это роскошь человеческого общения».

Первичная диагностика, проведенная в начале 2012-2013

учебного года, показала низкий уровень положительного общения детей друг с другом. Лишь у 30% воспитанников были сформированы стабильные доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми. На осознание ребенком своих отношений со сверстниками влияет опыт общения, контактность ребенка и уровень развития интеллекта.

Самокритичную оценку себе дали 20% детей. С отрицательной стороны охарактеризовали себя 10%. Рассказы детей о себе представляют перечисление тех качеств и поступков, за которые их хвалят окружающие, а не ценных для них. Дети, имеющие сложность в общении и новички выбирают либо «звезд», отличающихся физической привлекательностью, либо таких же неудачников, как они сами или детей младшего возраста.    Среди качеств, вызывающих симпатию на первое место выходит внешность и доброта. Дети, имеющие сложность в общении и «новички» выбирают в качестве симпатии взрослых. Однако, таких выборов немного. Одной из причин небольшого количества выбора взрослых в качестве симпатии может служить отсутствие способности соотносить себя настоящего с собой будущим.

Рассказы о симпатиях сопровождаются эмоциональным оживлением и интересом. Среди рассказов о людях, на которых дети не хотят быть похожими, основное количество антипатий приходится на одногруппников. Аргументами таких отношений выступают агрессивное поведение в отношении окружающих «дерется, обзывается» непривлекательная внешность, неудачи в учебе.

Высокое оценивание себя является проявлением не завышенной самооценки, а неспособности оценивать себя самостоятельно. Дети воспроизводят в своих оценках оценки взрослого, что образно можно назвать «эффектом зеркала». Древнегреческий философ Аристотель считал, что «труднее всего познать самого себя».

Я проводила организацию экспериментальных ситуаций, в которых каждый ребенок должен был осуществлять выбор по принципу предпочтения в следующих заданиях:

1.      Подарить открытку.

2.      Выбор соседа по столу.

3.      С кем бы ты хотел дежурить?

4.      Как ты думаешь, кто подарит тебе открытку?

5.      Как ты думаешь, кто захочет с тобой дружить?

6.      С кем в комнате ты бы хотел жить?

Проводила анкетирование по методике А. В. Байбородовой. По полученным данным подсчитала статус испытуемого по формуле: m=P/N, где m - статус испытуемого, Р – общее число полученных им выборов, N – число членов группы.

Были определены статусные группы:

  1. «Звезды» - дети, получившие 6 и более выборов.
  2. «Предпочитаемые» - получившие 3-5 выборов.
  3. «Пренебрегаемые» - получившие 1-2 выбора.
  4. «Изолированные» - не имеющие ни одного выбора.

Наибольшее количество детей вошло в группы 1 и 2 - 70-90%. Дети, составившие группу 2 отличаются дружелюбием, физической привлекательностью, успешностью в учебе. Среди личных качеств детей 3 группы выделяется слабая успеваемость, физическая непривлекательность, неумение вступать в контакт, агрессивность. В 4 группу не вошло ни одного ребенка.

В процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, мини-конкурсов, обсуждений литературных произведений, конференций, викторин, диспутов, тестовых занятий дети усваивают понятия «хорошо-плохо», «добро-зло», «правда-ложь», «друг», «дружба», учатся понимать значения слов, знакомятся с правилами общения и поведения, учатся находить решения в конфликтных ситуациях.

 Как известно, воспитанники детского центра испытывают такие трудности социальной адаптации, как нереализованная потребность в любви и признании, эмоциональная нестабильность, ограниченность жизненного опыта и социального влияния, навыков продуктивного общения, необходимость адаптироваться к большому количеству людей и так далее. Я изначально понимала, что дети должны научиться доверять мне. Это и стало моим педагогическим кредо: «Мое отношение и любовь к каждому ребенку должны создавать атмосферу полного доверия и взаимопонимания». К кому прийти после урока? Кому рассказать о своих секретах и переживаниях? Кто подскажет. Как лучше поступить, если оказался не прав? А кто похвалит за успехи? С такими и многими другими вопросами приходят воспитанники. Основным методом работы является индивидуальная нравственно-доверительная беседа, способствующая установлению отношений с детьми на основе взаимного доверия. А. С. Макаренко неоднократно писал, что работа с детьми, оставшимися без родителей, небезрезультатна. А. С. Макаренко говорил: «Хорошо сказанное детям деловое слово имеет громадное значение... Нужно уметь сказать так, чтобы они почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться». Поэтому я по-прежнему учусь вместе с теми, кого воспитываю. Во взрослом человеке много детского, а в детях – много взрослого.

Главное, что необходимо детям детского центра – быть компетентными в социальной жизни, справляться с трудностями и решать проблемы максимально самостоятельно.

Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

  • Какова наша цель? Саморазвитие, самовоспитание и самореализация каждого ребенка.
  • Что это дает ребенку? Помогает ему стать успешным, найти себя.
  • Как этого добиться? С помощью соответствующей воспитательной программы, социального развития и творческой деятельности.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано, что стратегическим средством совершенствования образования  является  программа.

В нашем детском центре реализуется воспитательная программа «Я учусь быть самостоятельным», составленная заместителем директора по учебно-воспитательной работе Григорьевой В. П. Эта программа направлена в первую очередь на социализацию воспитанников в обществе.

Мною составлены программы «Этика и основы коммуникации»  и «Петербурговедение». Обе программы получили положительный отзыв зав. кафедрой социально-педагогического образования АППО к. п. н.  Барышниковым Е. Н. и директора Центра развития «Анима» к. п. н. Ивановым А. А., рекомендованы к реализации в образовательном процессе.

В ходе занятий дети изучают ведущие человекообразующие ценности: добро и зло, совесть, стыд, вина, правда, честность, доверие, справедливость, достоинство, счастье, гордость, отношение к женщине, как показатель нравственного уровня личности, семейные ценности и традиции. Основным источником познавательной деятельности воспитанников являются афоризмы, притчи, жизненные ситуации. На занятиях использую народные пословицы, поговорки о природе, дружбе, семье, труде, Родине. Например:

  • «сломать дерево недолго, вырастить – годы»,
  • «дружба крепка не лестью, а правдой и честью»,
  • «труд – дело чести, будь в труде на первом месте»,
  • «жить – Родине служить».

Использование пословиц и поговорок помогает детям глубже осознать представленные в них эмоции, обогащает язык, делая его ярче, выразительнее.

Использую технологию проектного обучения в формировании культуры поведения воспитанников детского центра. В работе по проектам я учитываю психолого-педагогические особенности  подросткового возраста: стремление к самостоятельности и началом сознательного  самовоспитания. Социальный опрос по методике «Незаконченное предложение»: «Я считаю, что в нашей группе надо обязательно обсудить такую проблему как…», выявил желание всех воспитанников группы обсудить проблему общения между собой и другими людьми: взрослыми, девушками. Мы не всегда бываем дружными, понимающими друг друга. Мы задумались над нашими взаимоотношениями. Решили лучше узнать себя и своих друзей. Были выбраны направления работы:

В процессе реализации проекта через понимание смысла народной мудрости, притч, художественных произведений, прочувствования своего опыта воспитанники подходят к пониманию этических категорий так:

  • Совесть - умение отвечать за свои поступки.
  • Мораль - система оценок поведения человека.
  • Нравственность - оценка человеком своего поведения.

Цель проекта достигнута, подростки сориентированы на основное правило поведения: уметь брать на себя ответственность за свои слова, дела, поступки. Решили проводить:

  • «Этические пятиминутки» - коллективный поиск выхода из уже создавшихся конфликтных ситуаций и определение способов их преодоления.
  • «Этическую зарядку» - каждодневная установка на доброжелательность, уважение в отношениях с другими.
  • Беседы на этические темы с включением художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций.
  • Этический диалог.

Создан «Музей трудных вопросов» - коллекция из интересных игр, тренингов, («Тумба честности», «Волшебный стул», «Панорама поступков», «Я среди людей», «Оцени ситуацию», «Законы коллектива».)

Программа «Петербурговедение» направлена на воспитание социальных навыков жизни в мегополисе, формирование эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира», представляющего значимость для него при взаимодействии с объектами городской среды и людьми.

Владение основами безопасного поведения в мегаполисе облегчит «выход в большой мир», способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной жизни. Полезными для детей были занятия: «Место моей прописки», «Чей район лучше?», «Приезжайте в гости в мой район», «Как добраться от… и до...», «Какие профессии нужны нашему городу?». Каждому хотелось узнать о том месте, где он живет. Я принесла в группу несколько карт города, мы разделились на подгруппы,  каждая получала свое задание. Карты стелили прямо на ковёр, 2-3 человека ложились около своей карты, искали место откуда должны выехать и куда должны добраться и … отправлялись в путь. Один едет по маршруту, другой записывает по каким улицам едет, какие реки пересекает и т.д. Так мы изучали свой город, задания усложнялись с возрастом.  Старшеклассники пользуются справочником «Жёлтые страницы». Они должны найти в своём районе необходимые службы: ЗАГС, ЖЭК, суд и т.п. Я участвовала в международном конкурсе «Открытое занятие в соответствии с ФГОС» с работой «Петербург времён». Заняла второе место.

Мы каждый вечер с ребятами собираемся для общения на «вечерние посиделки». Начинаем всегда по-разному: «что сегодня у меня было хорошего?», «Кому я сегодня хотел сказать спасибо?», «Кто сегодня мне мог бы сказать спасибо?» и т.д. Высказывается  каждый, таким образом учится говорить, благодарить, слушать других, но самое главное  - учатся понимать, что для взаимопонимания необходимо проговаривать проблему и, при этом, вежливо и спокойно.

Мы выяснили, что такое «генеалогическое дерево», затем каждый пытался составить его для себя. Выяснилось, что многие дети мало знают про свою семью, но с большой радостью и уважением рассказывают про известных им родственников. Затем мы выяснили, как распределяются обязанности в семье, спорили о том, какие дела считаются мужскими, какие женскими.

На занятиях-практикумах ребята учились заполнять бланки различного назначения, а также писать заявления. Затем долго разбирались в какую службу надо обращаться для получения паспорта, для оформления регистрации, для постановки на очередь для получения жилья и т.д.

Часто провожу игры в кругу. Они помогают детям услышать себя и своего товарища, понять чувства свои и чужие. Дети постепенно начинают понимать: чтобы жить в мире с самим собой и с окружающими, нужно уметь договариваться. В детях воспитывается толерантность.

В работе с детьми учитываю индивидуальность и физиологические особенности воспитанников: различное восприятие задания. По-разному действуют медлительные и сверхактивные. Есть дети, которые лучше понимают то, что им показывают; другим достаточно рассказать, а третьим обязательно надо всё потрогать руками. Когда удаётся всё это учесть, занятие проходит успешнее: всем интересно и легче всё запоминается, нет неудачников и у всех хорошее настроение.

Для углубления и обобщения представлений о социальном окружении, а также динамике их развития, провожу экскурсии и методы «включённого наблюдения», как в детском центре, так и на природе. Во время пребывания детей в оздоровительных лагерях в дни каникул ходим на познавательные экологические экскурсии по осеннему или зимнему лесу. Летом узнаём красоту природы Крыма. Иногда появляется возможность понаблюдать за повадками белки, ежа, зайца. Обучая детей беречь природу, не упускаю возможность сказать: «Смотри, как красиво!»

Для развития речевой грамотности детей провожу цикл воспитательных занятий «Учимся говорить правильно», включающих в себя работу со словарями, речевую практику, речевые игры.

С каждым воспитанником ведётся кропотливая, индивидуальная работа, строятся отношения на основе педагогики сотрудничества и взаимного доверия. Они учатся самостоятельности в принятии решений, ответственности за свои поступки.

Использую технологии: арт-терапию, проектное обучение, коммуникативно-диалоговое обучение в сотрудничестве (команде), учебные игры. В завершении занятия обсуждаем с детьми процесс и итоги работы, групповые и личностные достижения (рефлексия).

Для эффективности воспитательной работы в группе проводила диагностику на протяжении трех лет. Контрольные срезы осуществляла 3 раза в год: сентябрь, январь, май. При проведении диагностики использовались методы:

  • педагогическое наблюдение;
  • собеседования;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • решение творческих задач.

Динамика отношения воспитанников к ценностям окружающего мира, к самому себе представлена в диаграмме.

Рис.1.Диаграмма динамики воспитанности группы.

Прослеживается тенденция улучшения психологического климата во взаимоотношениях детей друг с другом и взрослыми и в новых для них коллективах. У воспитанников появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Ребёнок создаёт  собственное мнение на основе сравнения своего мнения с мнением сверстников и взрослых. Это важно для будущей жизни.

Воспитанники моей группы принимают активное участие в творческой жизни детского центра, а также участвуют в разнообразных городских конкурсах и мероприятиях, где занимают призовые места.

Мои воспитанники стали более добрыми и дружными, заметно улучшились их творческие способности, развивается их познавательный интерес. Включаясь в процесс сотворчества, они приобретают опыт коллективной работы, учатся учитывать мнение ближнего, совмещать интересы, планировать свою деятельность. Я планирую продолжить работу в этом направлении.

Самым большим нашим достижением считаем то, что ребята находят себя в жизни. Одни  воспитанники группы успешно обучаются в колледже информационных технологий, другие с хорошим результатом закончили пожарно-спасательный колледж. Воспитанник группы – кадет Кронштадтского морского корпуса, как успешно обучающийся, дважды участвовал в параде Победы в Москве, награждён медалью.

Поддерживаю связь со школой, результат этой работы – стабильная успеваемость детей. Средний балл успеваемости группы за 2014- 2015 учебный год составил 3,8 балла. Надеюсь, что у ребят и в дальнейшем всё будет получаться, а я со своей стороны обязательно постараюсь им в этом помочь.

Перед воспитателем детского центра стоит социально-культурная миссия: быть человековедом, чтобы помочь сделать правильный выбор воспитаннику сиротского учреждения. Эта задача находит подтверждение в словах великого педагога В. А. Сухомлинского: «Быть воспитателем – значит быть человековедом, значит видеть, как ребёнок познаёт добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю, воспитывать у него доброту, чувство красоты, человечность».

Список литературы.

1.      Байбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль, 1997.

2.      Дубровина И. В. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., Просвещение, 1990.

3.      Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. СПб., 2009.

4.      Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., Питер, 2005.

5.      Шемшурина А. И. Этика и воспитание. Москва, 2002.

6.      Шемшурина А. И. Этический  урок, как средство воспитания. М., 2002.

7.      Шемшурина А. И. Диалоги о главном. М., 2002.

8.      Шемшурина А. И. Основы этической культуры. М., 1998.


Полный текст материала Статья: "Система этико-правового воспитания как условие успешной социализации в подростковом возрасте воспитанников детского центра" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сахарова Лидия Ивановна  л1и2дия
Воспитатель, «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №11 Фрунзенского района»
29.12.2015 0 574 73

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0