Коррекционно-развивающие упражнения на уроках русского языка "Расширение словарного запаса обучающихся за счет синонимов"


Первая группа заданий направлена на уточнение лексической и грамматической сочетаемости синонимов с целью устранения распространённых в связной речи учащихся семантических ошибок. 

Вторая группа заданий связана с использованием текстов, имеющих лексические пропуски и с преобразованием лексико-семантического строя текста. Третья группа заданий представляет для учащихся наиболее трудные задания. Они связаны с использованием отдельных слов-синонимов, с анализом оттенков значений, которые имеют компоненты синонимического ряда.

Первая группа заданий направлена на уточнение лексической и грамматической сочетаемости синонимов с целью устранения распространённых в связной речи учащихся семантических ошибок.

Задание 1.   

 Дан  ряд  синонимов.  Образовать  возможные  по  смыслу      сочетания.

 Сердитый, порывистый, острый, злой        /       человек

Смышленая, умная, мудрая, рассудительная      /      собака

Крепкий, порывистый, злой, трескучий        /        ветер

Задание 2.      

Соединить подходящие по смыслу. Что в первом столбике?

Груда                  солома

Ворох                  журналы

Кипа                   развалины

Вторая группа заданий связана с использованием текстов, имеющих лексические пропуски и с преобразованием лексико-семантического строя текста.

Задание 1.  Вставить пропущенные слова:   разобрать, одолеть, разбить, победить, освоить.

  1. Под стенами Сталинграда советские войска … отборные части фашистской армии.  2.Очень трудно, даже хорошему прыгуну … планку на высоте 2 м 20 см.  3. Опытным врачам удалось … коварную болезнь.  4. В матче по шахматам российский шахматист … своих зарубежных противников.  5. Миша никак не мог … трудную задачу по математике.

Задание 2.

 Вставить пропущенные слова (к каждой паре предложений даётся два синонима, в данном случае однокоренные).

  1. В лесу стояли ( высокие – высотные ) столетние сосны. В нашем городе много ( высоких – высотных) зданий.
  2. Обед был ( сытный – сытным ). ( Сытый – сытный ) голодного не разумеет.
  3. К нам подошёл ( соседний – соседский ) мальчик. Мой друг живёт в (соседнем – соседском ) доме.
  4. Мальчик потерял вчера на прогулке свою (  единую – единственную ) пару перчаток. На стройке работал ( единый – единственный ) дружный коллектив.

Задание 3.

Заменить в предложениях слово подняться близкими по значению.

(Встали, повысилась, улучшилось, взошло, начался ).  Сделать вывод, что это слово многозначное.

  1. Учитель вошёл в класс, и ученики поднялись со своих мест.
  2. У больного пропал аппетит, поднялась температура.
  3. После того как больной стал принимать лекарства, ему стало лучше, у него поднялось настроение.
  4. Вова так начал своё сочинение : «Было тихое морозное утро. Солнце поднялось над горизонтом. Вчера вечером поднялся сильный ветер, а к утру он стих…»

Третья группа заданий представляет для учащихся наиболее трудные задания. Они связаны с использованием отдельных слов-синонимов, с анализом оттенков значений, которые имеют компоненты синонимического ряда.

Задание 1.

Расположить слова по степени нарастания признака, действия.

О б р а з е ц.

1. Большой. 2. Значительный. 3. Огромный. 4. Громадный.  5. Колоссальный.

1. Прекрасный, хороший, великолепный, отличный, превосходный.

2. Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный.

3. Грусть, скорбь, печаль, тоска.

4. Порок, слабость, недостаток.

5. Ярость, бешенство, исступление, гнев.

6. Улыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться.

7. Принёсся, пришёл, приплёлся, примчался.

Задание 2. 

Придумать предложения со словами синонимического ряда.

Бороться – сражаться—воевать – биться.

Перерыв – пауза – остановка – передышка.

Малыши – дети – детвора – ребята.


Полный текст материала Коррекционно-развивающие упражнения на уроках русского языка "Расширение словарного запаса обучающихся за счет синонимов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гусакова Анжелика Юрьевна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, Петропавловск-Камчатская школа-интернат
12.01.2016 0 2250 367
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0