Коррекционно-развивающие упражнения на уроках русского языка "Расширение словарного запаса обучающихся за счет синонимов"



Коррекционно-развивающие упражнения

на уроках русского языка.


Особенности заданий, рекомендуемых для выполнения, состоит в их направленности в первую очередь на расширение словаря учащихся за счёт синонимов.

Первая группа заданий направлена на уточнение лексической и грамматической сочетаемости синонимов с целью устранения распространённых в связной речи учащихся семантических ошибок.

Задание 1.

Дан ряд синонимов. Образовать возможные по смыслу сочетания.

Сердитый, порывистый, острый, злой / человек

Смышленая, умная, мудрая, рассудительная / собака

Крепкий, порывистый, злой, трескучий / ветер

Задание 2.

Соединить подходящие по смыслу. Что в первом столбике?

Груда солома

Ворох журналы

Кипа развалины

Вторая группа заданий связана с использованием текстов, имеющих лексические пропуски и с преобразованием лексико-семантического строя текста.

Задание 1. Вставить пропущенные слова: разобрать, одолеть, разбить, победить, освоить.

  1. Под стенами Сталинграда советские войска … отборные части фашистской армии. 2.Очень трудно, даже хорошему прыгуну … планку на высоте 2 м 20 см. 3. Опытным врачам удалось … коварную болезнь. 4. В матче по шахматам российский шахматист … своих зарубежных противников. 5. Миша никак не мог … трудную задачу по математике.

Задание 2.

Вставить пропущенные слова (к каждой паре предложений даётся два синонима, в данном случае однокоренные).

  1. В лесу стояли ( высокие – высотные ) столетние сосны. В нашем городе много ( высоких – высотных) зданий.

  2. Обед был ( сытный – сытным ). ( Сытый – сытный ) голодного не разумеет.

  3. К нам подошёл ( соседний – соседский ) мальчик. Мой друг живёт в (соседнем – соседском ) доме.

  4. Мальчик потерял вчера на прогулке свою ( единую – единственную ) пару перчаток. На стройке работал ( единый – единственный ) дружный коллектив.

Задание 3.

Заменить в предложениях слово подняться близкими по значению.

(Встали, повысилась, улучшилось, взошло, начался ). Сделать вывод, что это слово многозначное.

  1. Учитель вошёл в класс, и ученики поднялись со своих мест.

  2. У больного пропал аппетит, поднялась температура.

  3. После того как больной стал принимать лекарства, ему стало лучше, у него поднялось настроение.

  4. Вова так начал своё сочинение : «Было тихое морозное утро. Солнце поднялось над горизонтом. Вчера вечером поднялся сильный ветер, а к утру он стих…»

Третья группа заданий представляет для учащихся наиболее трудные задания. Они связаны с использованием отдельных слов-синонимов, с анализом оттенков значений, которые имеют компоненты синонимического ряда.

Задание 1.

Расположить слова по степени нарастания признака, действия.

О б р а з е ц.

1. Большой. 2. Значительный. 3. Огромный. 4. Громадный. 5. Колоссальный.

1. Прекрасный, хороший, великолепный, отличный, превосходный.

2. Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный.

3. Грусть, скорбь, печаль, тоска.

4. Порок, слабость, недостаток.

5. Ярость, бешенство, исступление, гнев.

6. Улыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться.

7. Принёсся, пришёл, приплёлся, примчался.

Задание 2.

Придумать предложения со словами синонимического ряда.

Бороться – сражаться—воевать – биться.

Перерыв – пауза – остановка – передышка.

Малыши – дети – детвора – ребята.


Полный текст материала Коррекционно-развивающие упражнения на уроках русского языка "Расширение словарного запаса обучающихся за счет синонимов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гусакова Анжелика Юрьевна  Публикатор
12.01.2016 0 3918 666

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0