Разработка урока литературы по теме: "Художественные направления в искусстве как способ познания мира"; 8-11 класс

Разработка урока литературы по теме: "Художественные направления в искусстве как способ познания мира"; 8-11 класс

В течение учебного года учащиеся под руководством учителя изучают литературные направления от  Средневековья до Возрождения (всего 5 направлений). Восьмиклассники знакомятся с представителями литературных направлений, изучают произведения классики. Данный урок систематизирует и обобщает знания и умения учащихся в конце учебного года. Знания на уроке становятся инструментом для познания окружающего мира, они органично вплетаются в жизнь школьника через литературу, живопись, музыку.

На уроке активно использую ТРИЗ-технологию; форма работы — групповая.

Материалы к уроку: оценочный лист, раздаточный материал (иллюстрации и таблицы для работы в группах), отрывки из литературных произведений, презентация к уроку.

Цель урока:  

  • Создать условия для закрепления изученного материала по теме «Литературные направления» и проверки уровня знаний учащихся по данной теме.
  • Способствовать формированию развития речевой культуры учащихся, логического мышления, умения вдумчиво работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Развитие памяти, творческих способностей обучающихся и коммуникативных компетенций.
  • Продолжить формирование умения работать в группе, индивидуально; оценивать свою работу и работу одноклассников. воспитание любви к литературе через создание ситуации успеха.

Оборудование: интерактивная презентация, оценочные листы, карточки-рисунки, музыкальные отрывки, отрывки из художественных произведений.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Деление на группы (жетоны разных цветов на перемене)

Учащиеся объединяются в группы

5 групп

Мотивационный этап

Каждая группа получает отрывок (всего их 5) из художественного текста с заданием определить литературное направление, к которому принадлежит данный текст.

 

3-5 мин

 

Читают отрывок из литературного текста. Пользуясь рабочими тетрадями, обсуждая прочитанное, выдвигают предположение о принадлежности данного текста к определённому литературному направлению.

 

 

Операционный этап (освоение способов)

Интерактивная доска.

Приём ТРИЗ «Найди соответствие»

 

5 мин

 

 

Приём «Лист решения проблемы».

В каждую группу учитель кладёт таблицу наблюдения и лист с пятью отрывками из художественных произведений.

 

Какие вопросы вы хотите задать? Что необходимо уточнить? Что вызвало затруднение при работе?               10 мин

 

Каждый участник группы самостоятельно выполняет задание «Найди соответствие».

Вся группа передаёт работы для проверки в другую группу.

Заполнение оценочного листа.

 

Работа в группах. Необходимо, заполнив колонки таблицы, определить литературное направление каждого отрывка.

Учащиеся вырабатывают критерии оценки выполнения данного задания.

На доску вывешиваются таблицы. Просмотр таблиц всеми группами.

Заполняют оценочный лист (по степени участия).

Рефлексия

Классификация зрительных образов (на картинках изображены образы, связанные с теми или иными  направлениями в искусстве)

Учитель предлагает учащимся разделить карточки-картинки на несколько групп. При проверке аргументировать логику деления.

 

 

 

5-7 мин

 

Законы, действующие в литературе и живописи, работают и в музыке. Постарайтесь обнаружить эти  каноны в музыкальных отрывках.

Учитель предлагает учащимся прослушать  отрывки из музыкальных произведений и определить, к какому направлению в искусстве, на их взгляд, они относится.

5 мин

 

Методика незаконченного предложения (устно) Интерактивная доска.

2 мин

Учащиеся распределяют карточки-картинки по группа; критерии классификации  вырабатывают самостоятельно.

Перед представлением результатов своей работы учащиеся вырабатывают критерии оценки выполнения данного задания.

 Во время представления выполненной работы определяют  логику деления.

Заполняют оценочный лист (по степени участия).

 

Учащиеся слушают отрывки. По желанию высказываются об услышанном.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся устно проговаривают предложения.

 

Подведение итогов урока

Предлагаю оценить работу каждого учащегося по оценочному листу.

В дневник заносится райтинг учащегося за урок (оценка дробью: числитель – самооценка; знаменатель – оценка учителя).

5 мин

Учащиеся подводят итог в оценивании каждого участника группы.

Выставление оценок в дневник (через дробь )

Домашнее задание: составь вопросы по теме урока, используя приём ТРИЗ «Ромашка Блума»

2 мин


Полный текст материала Разработка урока литературы по теме: "Художественные направления в искусстве как способ познания мира"; 8-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Марина Анатольевна  87654321
Учитель русского языка и литературы, ГКУ "Средняя общеобразовательная школа № 9", г. Экибастуз, Казахстан
08.07.2015 0 1763 217
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0