Литературная игра "Парад чеховских героев"; 8 класс


Задачи:

  • проверка знаний, умений и навыков учащихся по изученным произведениям;
  • развитие творческих способностей, умения работать в коллективе, подбирать нужный материал.

Оборудование:

  1. портрет А.П.Чехова;
  2. творческие работы учащихся;
  3. выставка книг.

Ход игры.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Представление команд.
  3. Разминка. /Отвечает команда, первой подавшая сигнал о готовности/
  4. Блиц-турнир «До поры до времени». /Команды поочередно отвечают на вопросы, в случае заминки право переходит к соперникам/
  5. Творческий конкурс:
  1. узнай  героя по портрету;
  2. кому принадлежат данные слова?  (назвать героя и произведение);
  3. продолжи фразу;
  1. Домашнее задание: инсценировка рассказа или отрывка из рассказа (домашнее задание учащиеся получают заранее)
  2. Подведение итогов.

Вступительное слово учителя.

А.П.Чехов – известный русский писатель. Он вошел в литературу совсем молодым. Чехов стал писать свои рассказы, будучи студентом Московского университета.                                                                                                                                              Чехов очень ценил  чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. Он считал, что выдумать и сказать хорошую шутку могут только умные люди.                                                                                          В своих рассказах писатель высмеивал  пороки общества и отдельных людей. Он боролся за человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства.

Разминка. Вопросы по теории.

  1. Кем по профессии был  А.П.Чехов? (Врачом)
  2. Каким псевдонимом в юности подписывал Чехов свои рассказы?  (Алеша Чехонте)
  3. Как Толстой назвал Чехова?  ( Чехов – это Пушкин в прозе)
  4. Как Бунин отозвался о творчестве Чехова?  (Если бы Чехов написал 2-3 рассказа, подобных «Хирургии», «Канители», «налиму», то и тогда было бы ясно, «что сверкнул и исчез замечательный ум»)
  5. Какие приемы использует Чехов в своих произведениях? (Юмор, сатира)
  6. Что такое юмор? (Изображение героев в смешном виде)
  7. Что такое сатира? (Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, путем изображения их в нелепом, преувеличенном виде)

Блиц – турнир «До поры до времени»

1.Как называлась железная дорога, на вокзале которой встретились два приятеля из рассказа «Толстый и тонкий» (Николаевская)

2. Чем пахло от толстого? (Фледоранжем и хересом)

3. Чем пахло от тонкого? (Ветчиной и кофейной гущей)

4. Как звали толстого? (Михаил)

5. Как звали сына тонкого? (Нафанаил)

6. Какую веру исповедовала жена тонкого? (Лютеранскую)

7. Кем служит тонкий? (Коллежским асессором)

8. До какого чина дослужился тонкий? (До тайного советника)

9.Назвать фамилию полицейского надзирателя из рассказа «Хамелеон» (Очумелов)

10. Что нес за Очумеловым рыжий городовой? (Решето с конфискованным крыжовником)

11. Как фамилия городового? (Елдырин)

12. Как фамилия героя, которого укусила собачонка? (Хрюкин)

13. Кем был Хрюкин по профессии? (Золотых дел мастер)

14.Сколько раз на протяжении рассказа меняется мнение Очумелова? (Шесть раз)

15. Кому, по предположению толпы, могла принадлежать собачонка? (Генералу Жигалову)

16.Что приказывал Очумелов Елдырину каждый раз, когда попадал в затруднительное положение? (Снять с него шинель или надеть)

17 . Как звали главного героя из рассказа «Злоумышленник»? (Денис Григорьев)

18. За что вызвали Дениса Григорьева к следователю? (Он отвинчивал гайки на железной дороге)

19. Для чего используют гайки крестьяне? (Из гаек делают грузила)

20. Какое обвинение предъявляет следователь Денису?  (Покушение на жизнь людей в результате железнодорожной аварии)

21. Кто застал Дениса за отвинчиванием гаек?  (Сторож)

22. Какой приговор мог получить человек, отвинчивающий гайки?  (Ссылка и каторжные работы)

23. Чем Денис Григорьев объясняет свое нежелание идти в тюрьму?  (Ему надо на ярмарку, с Егора три рубля за сало получить)

24. Чем Денис объясняет свой арест?  ( Ему приходится отвечать за брата, который не платит недоимки)

25. Как звали главного героя из рассказа «Тоска»?  (Иона Потапов)

26. Чем занимался Иона Потапов?  (Был извозчиком)

27. Какое горе случилось у Ионы? (Сын умер)

28. Скольких пассажиров за эту ночь перевез Иона?  (Четверых – военного и трех молодых гуляк)

29. В чем больше всего нуждается Иона  в эту ночь?  (Ему хочется кому-то рассказать о своем горе, излить свою тоску)

30. Есть ли еще дети у Ионы?  (В деревне осталась дочка Анисья)

31. Кто, по мнению Ионы, может быть «знающим» человеком?  (Который и  сам сыт и лошадь сыта)

32. Кому Иона изливает свое горе?  (Своей лошади)

33.Зачем была приглашена Юлия Васильевна из рассказа «Размазня»? (Чтобы посчитаться)

34.  Кем была Юлия Васильевна?  (Гувернанткой)

35. Что преподал Юлии Васильевне рассказчик?  (Жестокий урок)

36. О чем подумал рассказчик после разговора с гувернанткой?  (Хорошо быть сильным)

Узнай героя по портрету.

«…вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам съежился, сгорбился, сузился» (Тонкий из рассказа «Толстый и тонкий»)

«…маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное  рябинами лицо и глаза, еле видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости» (Денис Григорьев из рассказа «Злоумышленник»)

« …весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется»  (Иона Потапов Из рассказа «Тоска")

Кому принадлежат  данные слова?

«Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю»

«Я этого так не оставлю. Я покажу, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!»

«Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение…людей убил…»

«Таперя у меня одна жена – сырая земля…Хи-хо-хо…Могила то есть!»

«…разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой?» (Рассказчик из рассказа «Размазня»)

Продолжи фразу

«Все трое были приятно…» (ошеломлены)

«Ты, должно быть, расковырял палец…» (гвоздиком)

«Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович? – спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой…» (умиления)

«Это не наша (собачонка)…Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до…» (борзых)

«Нас три брата, - бормочет Денис. - Брат за брата…» (не ответчик)

«Опять он одинок, и опять наступает для него…» (тишина)

«Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая…» (церемонная)


Полный текст материала Литературная игра "Парад чеховских героев"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Егорова Татьяна Борисовна  Публикатор
Учитель русского языка и литературы, Государственное бюджетное образовательное учреждение "Школа №2109"
03.09.2015 0 1519 350

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0