Разработка урока по литературе "Кусака в мире людей"; 5 класс


Цели:

I) Образовательная: показать страдание Кусаки от равнодушия людей;

II) Воспитательная: 1) воспитывать чувство сострадания к "братьям нашим меньшим";  2) воспитывать личность в процессе общения с миром природы.

План урока:

I. Подготовка к восприятию нового материала;

II. Проверка домашнего задания;

III. Анализ эпизода "Кусаку предали";

IV. Анализ эпизода "Встреча Кусаки и Лёли";

V. Анализ эпизода "Отъезд дачников";

VI. Анализ " Деревенский дурачок";

VII. Работа над словами автора (5 глава);

VIII. Вывод.

Ход урока:

I. Подготовка к восприятию нового материала

Проверка наличия фотографий со своими собаками ( у кого они есть), которые дети принесли из дома.

1) Какие эпизоды запечатлены на ваших фотографиях?

2) Как вы думаете, какое место в нашей жизни занимают домашние животные?

Вывод о том, что животные - наши маленькие братья и мы, как старше и мудрее их, должны о них заботится и им помогать.

Предлагаем обратить внимание ребят на слайд, говорим, что это фраза из известного произведения "Маленький принц" Антуана де Сента Экзюпери.

II. Проверка домашнего задания

Дома вы прочли прекрасный и трогательный рассказ Леонида Андреева "Кусака". Давайте вместе вспомним его. Для этого я предлагаю вам разбросанный план рассказа, а вам необходимо расставить его в правильном порядке:

Даём детям:

Правильно:

 

1) Лёля не простилась с Кусакой.                                 

1) В одиночестве копила страх и злобу.

2) У неё отняли её непримиримую злобу.                

2) Наступила весна. Приехали дачники.

 

3) Наступила весна. Приехали дачники.

3) Кусака на один шаг уменьшала , отделявшее её от людей.

4) А это что за дворняжка.

4) У неё отняли её непримиримую злобу.

5) Кусака на один шаг уменьшала , отделявшее её от людей.

5) Всей своей собачей душой расцвела Кусака.

6) Всей своей собачей душой расцвела Кусака.

6) А это что за дворняжка.

7) В одиночестве копила страх и злобу.

7) Лёля не простилась с Кусакой.                                

8) Собака выла.

8) Собака выла.

III. Анализ эпизода: "Кусаку предали"

Просим прочитать, заданный дома творческий пересказ от лица Кусаки в 1-й главе:

Была очень холодная зимняя ночь. Я иду, дрожа по улице от холода и голода, иду и никому не мешаю. Вдруг на меня бросаются дворовые собаки? Они гонят меня. За что? Только за то, что у них есть дом, а у меня нет? Ведь они же такие же голодные, как и я! Как обидно и тоскливо... Я пытаюсь убежать, слышу за спиной топот двуногих и странные грубые звуки, бегу всё дальше по очень холодной земли. Подальше от них всех! Как можно дальше! Какие они все злые и жестокие! Вот наконец вижу знакомый сад, забилась в самый дальний угол: зализываю раны в полном одиночестве и злюсь. За что они со мной все так? А ведь самое обидное было, когда я поверила тому одноногому, от которого резко пахло чем-то кислым и взгляд его был нечёткий. Я его боялась, но он начал лаского звать меня. Я покорилась, надеясь на кусок хлеба и тёплую руку, но он ударил меня своей тяжелой ногой! Больше ни за что не буду верить людям!

Вывод с детьми о том, что собаку, итак несчастную, предали, когда она была искренна. С тех пор она не доверяла людям.

IV. Анализ эпизода "Встреча Кусаки и Лёли"

Просим прочитать одного ребёнка начало 2-ой главы (описание весны).

Перечислите какие звуки вы слышите? (громкий говор, скрип колёс, топот людей, кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом).

Вывод о том, что Андреев прекрасный художник слова и в одном абзаце нарисовать целую картину оживления дачи, одними только звуками.

1) Как встретились первый раз Кусака и Лёля? (Кусака укусила её за платье).

2) Почему укусила? (Потому что не доверяла людям, боялась).

3) Но полностью ли потеряла доверие Кусака? Найдите строчки, доказывающие, что она готова принять дружбу (собака ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову...)

4) После какого момента Кусака полностью раскрылась перед людьми? (После обретения имени).

А что значит для животного кличка, а для человека имя?

Задание на скорость и самого внимательного: Зачитайте отрывок, доказывающий, что Кусака потеряла свою злобу ("Когда прибежали дети... до... ей было от непривычной ласки, словно от удара").

V. Анализ эпизода "Отъезд дачников"

Давайте разберёмся только точно: изменилась ли Кусака совсем? Смогла ли забыть все прошлые обиды?

Кто найдёт доказательство в 3-й главе, что она стала чувствовать себя лучше и изменилась? (изменилась внешность).

Хорошо, но посмотрите ниже, давайте зачитаем следующий отрывок: "Но такой гордою и независимою она была только наедине..."

Вывод о том, что собака не совсем забыла свои обиды и недоверие.

1) Оправдано ли такое поведение собаки? (Да, её потом предали снова, даже больней).

2) А кто предал собаку? Как вы можете охарактеризовать действие мамы? ( Она равнодушная и чёрствая, для неё это не серьёзно, думает, что собака как игрушка, а не живое существо с душой).

3) Как вы думаете почему Лёля не заплакала и не простилась с собакой? (Для неё это было одноразовое развлечение на лето, она хоть и милая девочка со стороны, но тоже не понимает, что собаки могут страдать и они живые).

Вывод: Да, люди бывают часто очень эгоистичны и жестоки к животным. Иногда это даже больнее побоев. Но жестоки ли они только к меньшим братьям?

VI. Анализ " Деревенский дурачок"

Зачем Андреев вводит в рассказ эпизод с деревенским дурачком Илюшей? (Жестокость не только с животными, но и с людьми, которые слабее тебя).

VII. Работа над словами автора

Ребята, в 5 главе Андреев, будучи великолепным художником слова, через ночной пейзаж дождя передаёт настроение собаки. Давайте же теперь докажем это на лексическом уровне и найдем эпитеты, описывающие природу и которые напрямую связаны с настроением несчастной Кусаки. (Мрак осенней длинной ночи, глухо, пустую дачу, с неприветного неба, казалась странно пустой, печально озарял следы грязных ног).

Просим самого проникнувшего ученика прочитать с выражением, выйдя к доске, последние строки рассказа со слов: "Наступила ночь".

Что звучит в словах "Собака выла"? (безысходность).

VIII. Вывод

В качестве вывода за урок на экран после фразы А. Сента-Экзюпери появляется ещё 3 фразы, которые просим детей записать в тетрадь:

1) Равнодушие - путь к безысходности;

2) Нужно жертвовать собой ради других;

3) Всё живое имеет одну и ту же душу.


Полный текст материала Разработка урока по литературе "Кусака в мире людей"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зотова Анна Сергеевна  Anutka7022
учитель русского языка и литературы, Гуликский филиал МОУ Сосновоборской СОШ
14.09.2015 0 1044 135
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0