Открытый урок литературы по повести А. Алексина "Сигнальщики и Горнисты"; 7 класс


Тема урока: А Алексин  «Сигнальщики и горнисты».

Цель урока:

  • Учить ребят анализировать художественное произведение.
  • Развивать речь учащихся и навыки ведения беседы, умения формулировать  вывод из всего сказанного.
  • Воспитывать в детях активную жизненную позицию, доброту, отзывчивость.

Оборудование, наглядно-иллюстративный материал:

компьютер, проектор, настенный экран, выставка книг А.Алексина, рисунки детей к произведению «Сигнальщики и горнисты», портрет писателя.

ХОД  УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Цели урока.

3.Слово учителя:

-Сегодня, ребята, мы проведём урок внеклассного чтения по произведению замечательного писателя А.Алексина «Сигнальщики и горнисты». Узнаем, как люди по-разному относятся к жизни, окружающим их людям, что такое подлость и настоящая доброта.

Вспомните, какие произведения А.Алексина вам знакомы.

Дети перечисляют:

«Третий в пятом ряду», «А тем временем где-то», «Мой брат играет на кларнете», «В тылу как в тылу», «Саша и Шура», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «Сигнальщики и горнисты».

-Посмотрите на выставку книг А.Алексина. Здесь много его замечательных повестей и рассказов, которые вы прочитаете самостоятельно. А кто такой Алексин? Послушаем сообщение.

На экране высвечивается портрет А.Алексина.

Ученик сообщает:

Анатолий Георгиевич Алексин – известный русский писатель. Его книги, написанные для юношества, подростков и воспитателей молодого поколения, получили широкое признание как у нас в стране, так и за рубежом.

   А.Алексин не закрывает глаза на зло, видит его точно и беспощадно. В его книгах нет нравоучений, громких слов. Любимых и нелюбимых героев он рисует просто, тонко, разносторонне. Детство и юность в его повестях, рассказах, пьесах – это пора жизненных открытий, романтического поиска.

   Сколько сложных вопросов возникает на пути подростков! Герои А.Алексина живут активной жизнью, участвуют в событиях и конфликтах, которыми живёт планета взрослости, помогают старшим стать чище душой, счастливее. Именно радуясь, переживая, страдая, что-то теряя и находя, подростки взрослеют, мужают и получают право идти в одном ряду с матерями и отцами.

-Да, таковы книги Алексина. За свой нелёгкий труд писатель был неоднократно награждён: он лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, Международной премии имени Горького, а также ему присуждён Международный Диплом Х.К. Андерсена.

Итак, приступим к анализу его повести «Сигнальщики и горнисты».

На экране высвечивается эпиграф:

В жизни всегда есть место подвигам.

А.М.Горький.

Вопросы к учащимся:

1.В какое время происходит действие в повести?

(Действие происходит после войны, так как врач Нина Васильевна постоянно повторяет: «Ненавижу войну!» Её брат Андрей погиб в 18 лет на войне, а муж пришёл весь израненный и умер через 13 лет после войны).

Война уже 13 лет как закончилась, но действующие лица повести то и дело возвращаются к воспоминаниям о страшных, суровых годах.

2.Что вы можете сказать о Пете?

(Он главный герой повести, ему 12 лет, он помогает своей матери, приносит лекарства больным людям, хочет больше узнать о своём дяде Андрее, почему он получил и прозвище Горнист).

3.В какой семье воспитывался Петя?

(В обычной семье, где мать была детским врачом, отец – ветераном войны, инвалидом. Сам Петя – мальчик 12 лет, добрый, отзывчивый, который хочет быть похожим на своего дядю Андрюшу. Соседи называли Нину Васильевну «добрым гением». Она ощущала постоянную потребность сочувствовать и помогать людям. «Врач не только профессия, но и образ жизни. Безоблачных судеб нет, все нуждаются в сочувствии.»)

4.Как прозвали квартиру Пети?

(«Бюро добрых услуг». Мама приучила соседей обращаться не только за медицинской помощью, но и по другим вопросам и просьбам). Но в «бюро» должно работать минимум 2 человека.

-Как называется такой образ жизни?

(Активная жизненная позиция. Идти на помощь к тем, кто в ней нуждается, по зову сердца, делать всё бескорыстно.)

-Да, это цель человека – жить для других.

5.Кто в повести придерживался другой точки зрения на жизнь? В чём она выражалась?

-Сосед по фамилии Гнедков. Его вечные наставления:

-Не расшибайтесь, не оценят. Изменять человечество нельзя.

-Живёте на износ. А те, ради кого вы изнашиваете себя, захотят ли ремонтировать?

Счастье Гнедкова и ему подобных – собственное благополучие, тихая жизнь, равнодушие к окружающим. Но когда ему будет нужна помощь, он будет кричать, вопить во всё горло, борясь за свою подленькую жизнь. Цель: жить для себя и мешать из зависти хорошим людям.

6.Кого в повести называли Горнистом?

(Андрюшу, дядю Пети, как говорила их классная руководительница Екатерина Ильинична, он полностью соответствовал своему званию. Без нужды не горнил, а только если следовало предостеречь или объявить тревогу: человек в беде, человек в опасности! Тут он не медлил. Деликатный был Горнист, безотказный был парень! Погиб на войне.)

7.Кого бы вы ещё назвали Горнистами?

-Таню Ткачук. Это одноклассница Андрюши. Красавица, в которую были влюблены втайне все юноши 10 класса Екатерины Ильиничны. Она была доброй. Всегда стремилась помочь. Во время бомбёжек города ребята, жившие в доме Пети, разделили крышу на участки, составили график, кому и когда дежурить. Однажды Таня увидела из окна, что во время тревоги Гнедков идёт не на пост, а вниз, в бомбоубежище. Она окликнула его, уже звякали зажигалки, он объяснил, что в дождь дежурить не будет, так как рискует свалиться с крыши. Тогда на покинутый фронт на крыше встала Таня. Она скинула с крыши все зажигалки. Два ближних дома уже горели. А этот был спасён. Но взрывная волна от фугаски сбросила Таню вниз.

-Серёжа Нефёдов. Он разводил цветы, носил после уроков 6 портфелей, освобождая девчонок от физических напряжений, приколачивал им каблуки во время танцев. Рисовал прекрасно. Он и Таню изобразил на картине, назвав «Неизвестная с портфелем». Погиб на фронте.

-Володя Бугров. Будущий математик. Говорил всегда правду, всегда в очередь становился, никого не толкал. Помогал товарищам на контрольных и во внеурочное время. Академиком бы мог стать. Погиб на фронте.

-Саша Лепёшкин. Любил малышей, но был стеснительным. Украдкой первоклассников катал на санках. Мама его работала уборщицей в школе. Он не стеснялся этого, помогал ей мыть полы. Жили они очень скромно, всё в доме было самодельное: приёмник, шкафы, табуретки. Будущий Макаренко-педагог. Погиб на фронте.

-Дима Савельев. Пропал на войне без вести. Мать ждёт его до сих пор. Диме пророчили судьбу Пржевальского, он отвечал: «Хоть бы лошадью его стать, поскакать по белу свету». Каждое лето уходил с отцом в горы. Он хотел, чтобы между ребятами утвердилось альпинистское братство.

   На картах дальние маршруты прокладывал, а пропал под Наро-Фоминском.

-Боря Лунько. Он любил животных. Подкармливал всех бедняжек. Три-четыре собаки у него прижились в доме. Когда Боря ушёл на фронт, то собаки долго его ждали у школьного крыльца. Борина мама ухаживала за ними, пока были силы. Боря погиб на «Дороге жизни», под Ленинградом.

   -27 января 2014 года страна отмечала 70-летие полного снятия блокады Ленинграда. Вы, ребята, перечислили здесь имена тех, кого по праву можно назвать Горнистами. Все они были настоящими людьми, жили для других, а в грозный для Родины час ушли на фронт и погибли, защищая родную землю, матерей, свой любимый город.

А кто из одноклассников этого выпуска (1941 года) не пошёл на фронт?

(Гнедков. Тот самый, который в дождь не пошёл на свой боевой пост, который всё время прятался за спины других. После Таниной гибели все мальчики написали заявление в военкомат. Кроме Гнедкова, который сказал, что зрение не позволило. Хотя выгоду свою разглядит за сто километров. С таким зрением, как у него, многие воевали! И своего сына он воспитывал по такому же принципу, как жил сам. Такие люди, как Гнедков, любят только себя, страх умерщвляет в них любые чувства, делая их трусами в жизни.)

-За что Екатерина Ильинична назвала Петю сначала Горнистом, а потом Сигнальщиком?

(Будь Сигнальщиком. И вовсю сигналь, как только потребует жизнь. Хорошо бы побольше иметь на свете Сигнальщиков и Горнистов. И поменьше молчунов, которые не сигналят и не горнят ни при каких обстоятельствах.)

Пусть про тех, которые успели в жизни всего лишь одно – спасти нашу землю! – пусть про них будет написано. О каждом! Поимённо…чтоб ни одно имя не кануло в вечность!

Петя сделал мемориальную доску, где написал:

Здесь жили, прямо из школы ушли на войну и геройски погибли

1.Владимир Бугров

2.Андрей Добровольский

3.Александр Лепёшкин.

4.Борис Лунько

5.Сергей Нефёдов

6.Дмитрий Савельев

7.Таня Ткачук

Вечная память героям!

   Эту доску он прибил на дом. Прошло много лет, но кто бы ни подходил к этому дому, видел потемневшую уже дубовую доску.

-Почему повесть названа «Сигнальщики и горнисты»?

(Никто из героев не играл на музыкальных инструментах).

Учитель:

-Вот и закончилось наше путешествие по повести А.Алексина, мы познакомились с добрыми, честными людьми, возмущались по поводу Гнедкова и ему подобных. Мне хочется, чтобы вы в жизни «горели», не были равнодушными, были настоящими Сигнальщиками и Горнистами, мчались туда, где ждут вашей помощи, где в вас нуждаются. Недавно наша страна отметила 70-летие Победы над фашистской Германией. Ваша задача – записать рассказы бабушек и дедушек, родных, которые видели войну, отстояли  для всех на Победу. Главное, чтобы в солидном возрасте каждый из вас мог уверенно сказать: «Жизнь прожита не зря». Успехов вам, друзья! И помните, что в жизни всегда есть место подвигам.

Итог урока.

Домашнее задание: записать воспоминания о войне родных и близких.

На экране высвечивается текст стихотворения, которым завершается урок:

Письма…

Фотографии в альбоме…

Смотрят парни матерям в глаза.

Матери их мёртвыми не помнят –

Оттого и верят в чудеса.

 

Все они их видят молодыми,

Сильными, как двадцать лет назад…

А в округе на родное имя

Столько откликается ребят…

 

Разных – незнакомых и знакомых,

Никогда не знавшихся с войной,

Ждут их тёзок матери домой

И глядят на карточки в альбомах.

 

Парни там – смешливы и красивы,

Где им было знать, что скоро в бой.

В двадцать лет они спасли Россию!

Ну, а что свершили мы с тобой?


Полный текст материала Открытый урок литературы по повести А. Алексина "Сигнальщики и Горнисты"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Козлова Нина Ивановна  nina1918
учитель русского языка и литературы, МОУ "Микшинская средняя общеобразовательная школа"
13.10.2015 0 2879 146
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0