Урок внеклассного чтения в 8 классе "Житие Серафима Саровского"


Цели: утверждение в сознании учащихся значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества, своего народа, глубокое восприятие ими гражданских и патриотических идей.

Оборудование: икона Серафима Саровского, фотоальбом монастыря, выставка книг.

ХОД УРОКА.

1.Колокольный звон. Чтение молитвы Серафиму Саровскому ( отрывок).

- Именно с этой молитвы вот уже два века люди обращаются к Серафиму Саровскому, мощи которого находятся в Дивеевском монастыре, где мы с вами побывали, по всей Руси за помощью.

 - Сегодня наш урок посвящен преподобному Серафиму Саровскому, мы будем говорить о значении исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества, о восприятии гражданских и патриотических идей, о нравственных уроках изначальной Руси.

 Мы приоткроем православную страничку нашей земли русской, человека, преобразившего ее своим подвижническим трудом, о его нравственных уроках, пополним  знания о нашей малой Родине.

 Мы обогатим нашу память фактами, которые позволят гордиться прошлым родной земли, культурой малого нашего Отечества.

СЕГОДНЯ ПРОБЛЕМЫ, НАД КОТОРЫМИ МЫ РАБОТАЕМ:

1.Помогло ли «Житие…» лучше узнать героя? Каковы его убеждения? Разделяете ли вы их?

2.Какие нравственные уроки преподнес вам Серафим Саровский? ( Любить людей, делать добрые дела, жить по чести, по совести).

- А теперь я хочу обратиться к эпиграфу.

   ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЕЧНЫМ СВЯТЫНЯМ,
   И ЛЮБОВЬ НАША К МИРУ ЧИСТА.
   СЕРДЦЕ РУССКОЕ ВЕРИТ И НЫНЕ –

   МИР ЖЕСТОКИЙ СПАСЕТ КРАСОТА.

   Александр Плотников (г.Арзамас)

- Что такое вечные святыни?

- Какие святыни есть у каждого народа?

- Как вы понимаете слова стихотворения: «Мир жестокий спасет красота»?

-(Запишите эпиграф, тему, число, наши проблемные вопросы).

-Сегодня мы говорим о славном имени.Серафим Саровский.Каждый образованный человек должен знать имя такой исторической личности, которая прославила землю русскую своим подвижническим трудом (сыгравшую огромную роль в духовной жизни России).

- Вы прочитали «Житие Серафима Саровского», побывали в его обители, Дивеевском монастыре. Поделитесь своими впечатлениями об увиденном и прочитанном.

I.Р/Р Страничка читательского дневника. Ваши отзывы о «Житии…».

II.- Теперь индивидуальные задания.

 - Составьте план «Жития …» и характеристику героя.

III.- А мы с вами поработаем с текстом вместе.

ПЕРЕСКАЗ ЭПИЗОДОВ ТЕКСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАДАНИЯМИ.

1.Какими моментами текста можно доказать самостоятельность и силу характера героя?

2. Расскажите о поступке, в совершении которого герой раскаивается. Сделайте вывод, какие черты ему несвойственны?

3. Расскажите об отношениях героя к природе. (М ожно от лица героя).

4.Какие изречения отца Серафима запали вам в душу? Объясните, как вы понимаете смысл его слов.

IV.ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ У ДОСКИ.

V. СВЯЗАННЫЙ РАССКАЗ О СЕРАФИМЕ САРОВСКОМ.

VI. ОТВЕТЫ НА ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ.

VII - Одно из сокровенных слов древности «житие». Что вы можете сказать об этом жанре?

-«Житие – это повествование о людях, которые в своей жизни неуклонно следовали заповедям Христа.

- Житийная традиция не знает трагического героя ( кроме Аввакума).

-Каким  вы увидели героя «Жития…»? (упрощ.Агиограф никогда не описывает его бурных переживаний, страстей, слишком сдержанно и спокойно рассказывает о его тяжелых искушениях.

Нет рассказа о внутренней борьбе, переживаниях – это особенности жанра).

- Чем отличается житийный герой от героя художественной литературы?

(Герой художественного произведения не идеальное небесное видение, а портрет   с натуры, не лик, а лицо).

VIII – Каковы особенности языка «Жития…»?

  1. Много церковнославянизмов.
  2. Риторических вопросов ( Кто же он, пресвятой отец Серафим? Почему его земная жизнь вызывает восхищение? и др.)
  3.  В основном, слова книжные.
  4. Нет слов в переносном значении, только в прямом.
  5. Присутствуют инверсии.
  6. В приводимых цитатах из бесед отца Серафима с мирянами много мудрых сентенций (изречений нравоучительного характера).

-КАКОЙ УВИДЕЛИ СТРУКТУРУ ТЕКСТА? (Частое деление на абзацы, чтобы подчеркнуть новизну мысли).

-Каковы особенности композиции? (Ретроспекция) 

IX.- А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ОБРАТИМСЯ К ИКОНЕ И ВНИМАТЕЛЬНО ЕЕ РАССМОТРИМ. (Лицо у него светлое, глаза голубые, лучистые, под густыми бровями, нос  прямой, волосы светло-русые, густая окладистая борода).

-Икона отличается от портрета? ( На иконе мы видим только строгую, суровую красоту.Лик святого. А на портрете внутренний мир человека, его взгляд на людей и жизнь).

X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

--Сегодняшний наш урок – это преклонение перед святынею – Серафимом Саровским, это урок уважения к нашей истории.

- Уважение к истории. Почему, по-вашему, надо знать и уважать прошлое? ( ВЫ  правы, нельзя строить будущее, не чтя и не уважая прошлое. Нам хочется видеть возрожденную Россию с ее добрым, умным, талантливым народом, который не предаст своих предков и свои святыни).

«Житие Серафима Саровского» - это история нашего края, которую нельзя считать неинтересной; она знала взлеты и падения; она – часть нашей культуры. Мы должны знать нашу культуру, нашу Россию, традиции, которые не должны потерять!

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНЕЕ: написать сочинение-миниатюру «Уроки «Жития…».

 

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ.

Тексты «Жития…» даются учащимся заранее, необходимо выделить самую главную информацию из высказываний отца Серафима. Например, «сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благо земле, сей и на песке, сей и на камне, сей и  при пути, сей и в тернии – все где-нибудь да и возрастет, и плод принесет. И данный талант не скрывай  в земле. ( Твори добро всюду, где пребываешь.  Бывает, путь к добру бывает тяжелым. Но отступать нельзя.) Не всем талант творить добро дается.

«РАДОСТЬ МОЯ, люблю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

«НЕ ОСУЖДАЙ РОДИТЕЛЕЙ СВОИХ».

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДАЕТСЯ ТОЖЕ ЗАРАНЕЕ, ЗАПИСЫВАЕТСЯ В «СЛОВАРИ ТЕРМИНОВ».

1. Подвижнический – ( высок.) самоотверженный

2. икона – живописное изображение святого;

3. лик –(устар.) внешние очертания, видимая поверхность чего-либо;

4. лицо – индивидуальный облик, отличительные черты;

5. портрет – изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии;

6. пустынь – в старину: небольшой монастырь малолюдной пустынной местности;

7. молитва – установленный текст, читаемый при обращении к святым;

8. преподобный – у верующих: определение, прибавляемое к именам святых из пустынников и монахов;

9. окладистая борода – широкая, начинающая от висков, густая.


Полный текст материала Урок внеклассного чтения в 8 классе "Житие Серафима Саровского" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Орлова Галина Николаевна  gnorlova
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №41 (город Саранск, Мордовия)
31.10.2015 0 865 116
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0