Сценарий внеклассного мероприятия по теме "Литературная Самара"; 7-9 класс


Цель: формирование интереса к  истории  своего края, к литературе; развитие воображения и творческих способностей, любви к слову как самому ценному явлению культуры.

Оформление: плакат с видами города, портреты писателей М. Горького и А. Блока с цитатами, уличный фонарь, макет «горящего сердца».

Предварительная подготовка : ребята находят фотографии старой Самары, фонарь,  портреты  А. Пушкина, М. Горького,  А. Блока, цитаты (« Любите книгу, она… поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей…» и «Я хочу, чтоб к штыку приравнялось перо…»).

  1. Звучит музыка. Выходит ученик и читает стихи

Жизнь историю пишет один только раз,

Дубли делают после, в архиве.

Но живет наше прошлое в каждом из нас,

Если имя Самара живо.

Каждый домик самарский , как томик , стихов…

(А.В.Демидов)

  1. Слово  учителя.

Сегодня мы открываем литературную страницу  Самары. Мы приоткроем завесу прошлого.   Культурная жизнь нашего города  была весьма интересной.

  1. 1 ученик

 Народ  без истории , как ребёнок без родителей.

2 ученик

 Мы привыкаем к тому месту, где живем. Как ни странно, мы можем много рассказать о Париже, а не знаем свой собственный дом, свой двор.

1ученик

 Земля, камень впитывают в себя жизнь прошлых поколений, - ведь ничто на земле не исчезает бесследно.

3 ученик

Посмотрим на Самару ХIХ века: она строилась, горела, разрасталась. Иной был облик города. Самарская площадь была покрыта густыми лесами, и самарцы могли  случайно встретить там медведя.

  1. Слово учителя.

Во времена казаков город славился удивительным колоколом, который отличался нежным звучанием .

Какая музыка! О боже!

Лишь только здесь такая есть!

Родная, милая до боли,

Самарская благая весть.

 Слушать  голос  колокола к нам на Волгу заезжал сам Александр Сергеевич Пушкин. В те времена он собирал материалы о Пугачевском восстании.

4 ученик

Ночь , улица, фонарь, аптека.

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века-

Все будет так. Исхода нет.

         Умрешь – начнешь опять сначала,

         И повторится все, как встарь:

         Ночь, ледяная рябь канала,

         Аптека, улица , фонарь…

1 ученик

Кто не знает этих строк! Они принадлежат А.Блоку.

Учитель

Культурным местом в Самаре являлся театр – цирк «Олимп»  ( угол ул.Л. Толстого).  Однажды  здесь провел поэтический вечер сам властелин дум Александр Блок.  В те времена он считался сиреневым поэтом, и все дамы, будто бы заранее договорившись, имели в своем туалете хоть что-нибудь сиреневое: платье, кофточку, накидку, пояс или сиреневый цветок в руках, а то и сиреневый веер.

2 ученик

Но в этот вечер Блок вышел на сцену и сказал: « Если я и был когда-то сиреневым , то теперь я – черный поэт». Дело в том, что 21 июля 1906 года террористом  столяром Г.Н. Фроловым был убит его родной дядя самарский губернатор И. Л. Блок

3 ученик

В этом же знаменитом здании кривлялся и обезьянничал В. Маяковский с Давидом Бурлюком. Из зала кто-то крикнул: «Маяковский , тебе до дурака 2 шага!» тогда будущий поэт революции сделал в зал 2 огромных прыжка и громко сказал: «Ошибаешься , по-моему 4!»

  1. Заходит человек с фонарем

4 ученик

А что делает здесь человек с фонарем?

1 ученик

Дело в том, что в Самаре когда-то была профессия фонарщик.

2 ученик

Вечерами в Самаре начинались народные гуляния. Каждый вечер десятки фонарщиков выходили на работу. Лоточники с папиросами, пирожками предлагали свой товар.

3 ученик

Здесь можно было купить газету и прочитать ее при свете чудесного фонаря.

1 ученик

Фонари в центре города размещались на расстоянии 40 метров, а на окраине 60- 100 метров. В 1901 году появились электрические фонари в Струковском парке.

Учитель

С нашим городом связано имя известного писателя М. Горького. Говорят, что идея  написать сказку о Данко появилась у М. Горького в Самаре.

2 ученик

Вечерами он возвращался из редакции «Самарской газеты» по центральным улицам и видел, как фонарщики дарили людям свет, как бы зажигая его своими сердцами.

3 ученик

А вокруг была тьма жестокого города. За глухими заборами рвались с цепей злые собаки, казалось, что в ночи путника поджидали лиходеи – разбойники, боящиеся света.

1 ученик

Но это скорее всего была лишь фантазия художника.

  1. Выходит  ученик ( на ладони у него лежит красное сердце).

Чтение отрывка из рассказа «Старуха Изергиль»

4 ученик

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко , как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям …и сердце его все пылало и пылало! …и …рассыпавшись в искры, угасло…

Учитель

Сегодня мы открыли одну страничку истории нашего города.  Дорогие ребята, любите свой город, изучайте его историю.  Находите такие уголки, где прошлое оживает.  


Полный текст материала Сценарий внеклассного мероприятия по теме "Литературная Самара"; 7-9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белых Ирина Александровна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №66 городского округа Самара
05.11.2015 1 1072 134
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 ElenG • 16:01, 05.11.2015
Ирина Александровна, Ваше мероприятие очень актуально в Год литературы. Вы проследили в нём исторические эпизоды, связанные с пребыванием в Вашем городе известных русских писателей-классиков. Думаю, такое приобщение к истории родного края пошло только на пользу Вашим ученикам.