Урок литературы: «Образ Герасима и его нравственное превосходство над барыней. По рассказу И.С. Тургенева "Муму"»; 5 класс


Цели урока:

Предметные:

  • умение делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды;

Метапредметные:

  • формирование умения правильно отбирать материал; 
  • формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении;

Личностные:

  • формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; отражение уродливых явлений русской жизни начала XIX в., порожденных крепостным правом, в образах барской дворни; нравственное превосходство Герасима над окружающими; внутренний протест, стремление к независимости героя.

Ход урока.

I.Орг.момент.

1. Эмоциональная подготовка к восприятию произведения. Просмотр фрагмента  х/фильма «Муму»: «Герасим находит щенка, приносит его в свою каморку и нежно ухаживает» (5 мин)

II. Cлово учителя.  Ребята, мы продолжаем знакомиться с удивительной историей немого крепостного Герасима. Вы посмотрели фрагмент из фильма, какое впечатление оставил он в вашей душе? Что было особенно трогательно? (учащиеся отвечают) (5 мин)

III. Наблюдение. Учитель: Найдите в тексте этот эпизод (учащиеся читают)

- О каких качествах характера Герасима говорит его поступок? (доброта)

- Почему Герасим с нежностью относится к Муму? Герасим хотел кому-то помогать, кого-то защищать, а собачка была такая маленькая беспомощная, так нуждалась в защите. Герасим привязался к ней. Всю нерастраченную любовь и заботу перенес на спасенную им собаку).  Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

- Как к новому жильцу отнеслась барыня? Почему? (обращение к тексту)

III.  Сопоставление  героев. (Герасима и барыни).

- Кто из героев вызывает симпатию, сострадание? Подберите ключевые слова, характеризующие каждого из этих персонажей. (Учащиеся работают с текстом, находят слова, записывают в тетрадь в две колонки). (10 мин.)

 - А теперь из этих слов составим синквейны (образец):

    1.      Герасим                                              1.  Барыня

    2.    Глухой, заботливый                              2. Капризная, жестокая

    3.   Работает, ухаживает, страдает             3. Вредничает, наказывает, приказывает

    4.   Глухонемой дворовый                          4. Взбалмошная старуха

    5.  Крепостной                                            5. Помещица  (3 мин)

Учащиеся читают составленные синквейны, сравнивают получившиеся характеристики героев, делают вывод: Так ли забит и бесправен Герасим? Какие поступки говорят о силе его характера, о стремлении к свободе? (7 мин.)

Вывод: Автор любуется своим героем, его силой, трудолюбием,  характером.  Несмотря на зависимость от своеволия барыни, Герасим остается внутренне свободен: не боится пойти на поиски Муму, возвращает ее. Немой от рождения, он не был безответным, у него было чувство собственного достоинства. Именно это возвышает его над остальной челядью. Это понимает и барыня и потому так жесток ее приказ: утопить Муму.

IV. Домашнее задание.

1. Составить план эпизода:  от слов: «До самого вечера барыня была не в духе...»  до слов «...Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму».

2. Проиллюстрировать рассказ (по желанию)

Урок заканчивается просмотром фрагмента «Осада каморки Герасима» (5 мин.).


Полный текст материала Урок литературы: «Образ Герасима и его нравственное превосходство над барыней. По рассказу И.С. Тургенева "Муму"»; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Москалейчикова Ольга Валентиновна  Публикатор
Учитель русского языка и литературы, МАОУ "СОШ №1 с УИОП им. Б.С.Суворова"
21.11.2015 0 3498 315
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0