Конспект урока по литературе "Мироощущение человека рубежа XIX-XX веков"


Описание

Урок предваряет изучение художественных произведений конца 19 и начала 20 века. К занятию учащиеся делятся на три группы и готовят доклады: 1. исторические события (группа историков); 2. научные открытия (группа учёных); 3. живопись и музыка (группа искусствоведов). Анализируя разные сферы общественной жизни, учащиеся должны прийти к выводу о кризисности данной эпохи. Мотивационный этап построен на аналогии современности (переход из 20 в 21 век) и рубежа 19 - 20 веков. Погружение в атмосферу того времени происходит через чтение и анализ цитат из писем и дневниковых записей. В конце урока приходим к мысли о многообразии литературных течений как результате поиска выходов из кризиса. Итогом станут эссе "Я - человек рубежа веков". Анализ произведений на уроках будет отталкиваться от полученных на уроке знаний об особенностях мироощущения эпохи.

Фрагмент

Тема: «Мироощущение человека рубежа 19 – 20 веков»

Цель: сформировать представление о кризисной эпохе рубежа 19 – 20 столетий, что поможет глубже прочитать художественные произведения данного литературного периода.

Ход урока

Мотивационный этап

Запись даты на доске.

Учитель. А какое сейчас время – время, в которое мы живем?

Я помню 1999 год, это ожидание заветной даты: «2000». Все ждали чего-то необычайного, говорили о переменах и фантастичном будущем, что нас ожидает. Действительно, начало 21 века принесло много изменений в жизнь людей. Например, ваш телефон – не заменимая вещь для вас, уже простая и банальная. Нет необходимости писать длинные письма друг другу и ждать ответа. Жизнь стала быстрой, мобильной. Мы имеем возможность быстро перемещаться по миру. А сейчас давайте переместимся во времени: взглянем назад на 100 лет. Сегодня на уроке мы знакомимся с эпохой рубежа 19 – 20 веков. Этот момент особенно нам близок, так как мы сами тоже живет в момент смены столетий. Понимание мироощущения того времени поможет нам глубже прочитать произведения того литературного периода.  Но как же нам понять переживания и настроения людей, живущих в то время? Мы можем услышать их голоса через сохранившиеся письма, дневники.

Учитель раздает карточки с цитатами:

  1. «Мы переживаем какое-то переходное время. Власть не чувствует под собой почвы и не стоит того, чтобы её поддерживать. Беда в том, что общество слабо, общество ничтожно, и может произойти кавардак невероятный» (А.С. Суворин в «Дневнике» 1899 год).
  2. «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетий, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения» (Л.Н. Толстой статья «Конец века» 1905 год).
  3. «В этот период смешалось всё. Апатия, уныние, упадничество – и чаяние новых катастроф и сдвигов… Это был Рим времен упадка…» (Е.Ю. Кузьмина-Караваева 1910-ые годы).
  4. «…люди не знают, что будет завтра, всего ждут – и всё возможно. Мера вещей утеряна. Анархия в самом воздухе. Обыватель соскочил с полочки, удивлен, растерян и искренне позабыл, что дозволено, что можно и что нельзя» (из письма Л. Андреева к Горькому февраль 1902 года).
  5. «Мы живем в эпоху распахнувшихся на площадь дверей, отпылавших очагов, потухших окон. Мне часто кажется, что наше общее поприще – давно знакомый мне пустой рынок на петербургской площади, где особенно хищно воет вьюга вокруг запертых на ночь ставен. Чуть мигают фонари, пустыня и безлюдье…» (А.Блок статья «Безвременье» 1906 год).
  6. «Значительность пережитого нами мгновенья истории равняется значительности промежутка времени в несколько столетий… Я позволяю себе сегодня… в качестве свидетеля, не вовсе лишенного слуха и зрения и не совсем косного, указать на то, что уже январь 1901 года стоял под знаком совершенно иным, что самое начало столетия было исполнено существенно новых знамений и предчувствий» (А. Блок статья «В. Соловьев и наши дни» 1921 год).

Учитель. Я прошу вас прочитать про себя, а затем по очереди вслух. Когда будете читать и слушать других, подумайте, как данную эпоху можно определить одним словом?

Учащиеся читают и высказываются. Делаем вывод: начало 20 века – эпоха перелома.  Люди чувствуют конец старого века и в тревоге ожидают будущее. Это период тотального кризиса: перелом  охватил все сферы общественного сознания.

Учитель. А что происходит в это время в стране и во всем мире.

Выступает группа историков с докладом (Задание для доклада: опираясь на исторические источники, сделайте краткий обзор событий за период с 1890-1917 годы).

На что указывают исторические события?

На метания человека, на его недовольство этим миром. Ведь если человеку хорошо, он не будет бунтовать и воевать.

Что ещё повлияло на представление людей о мире? Большое количество научных открытий. Оказалось, сто даже законы природы относительны.

Выступает группа учёных с докладом (Задание для доклада: какие открытия в науке были сделаны в начале 19 века? Как это повлияло на жизнь человечества?).

Итак, человек почувствовал себя во власти сил и природных, и исторических одновременно. Вспоминая эпоху начала века, А. Белый в поэме «Первое свидание» в 1921 году пишет:

Мир рвался в опытах Кюри

Атомной, лопнувшею бомбой

На электронные струи

Невоплощенной гекатомбой;

Я – сын эфира, Человек, –

Свиваю со стези надмирной

Своей порфирою эфирной

За миром мир, за веком век.

В 1912 году А. Блок пишет стихотворение «Миры летят. Годы летят…» (учащиеся получают раздаточный материал).

Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, — который раз?

Что счастие? Вечерние прохлады
В темнеющем саду, в лесной глуши?
Иль мрачные, порочные услады
Вина, страстей, погибели души?

Что’ счастие? Короткий миг и тесный,
Забвенье, сон и отдых от забот…
Очнешься — вновь безумный, неизвестный
И за’ сердце хватающий полет…

Вздохнул, глядишь — опасность миновала…
Но в этот самый миг — опять толчок!
Запущенный куда-то, как попало,
Летит, жужжит, торопится волчок!

И, уцепясь за край скользящий, острый,
И слушая всегда жужжащий звон, —
Не сходим ли с ума мы в смене пестрой
Придуманных причин, пространств, времен…

Когда ж конец? Назойливому звуку
Не станет сил без отдыха внимать…

Как страшно всё! Как дико! — Дай мне руку,
Товарищ, друг! Забудемся опять.

Беседа по вопросам:

  1. О чём стихотворении?
  2. Как устроена человеческая жизнь?
  3. Что есть счастье?
  4. Что стремился выразить автор?

Как же жить человеку в катастрофичном, неустойчивом мире? Искусство в это время становится не просто писанием, созданием, а творчеством жизни происходит демократизация искусства.

Выступает группа искусствоведов (Задание для доклада: расскажите о живописи и музыке рубежа 19 – 20 веков. Как научные открытия повлияли на искусство?).

Учитель. В это время появляется понятие «модернизм». Модернизм включает в себя направления в литературе и искусстве, новые по сравнению с реализмом прошлого века.

Что же здесь нового? О каковы причины возникновения этого нового? Мы определили мироощущение человека рубежа 19 – 20 веков – кризис, тревога, перелом. Перенесем данное психологическое состояние на себя: как мы действуем, если у нас проблема,  кризис в какой-то сфере жизни? Так или иначе мы ищем выход. Поиск предполагает варианты путей.

Поиск выхода определил многообразие литературных течений.

Учащиеся зарисовывают схему:

Каждое направление видит свой выход из кризиса. На следующих уроках мы будем изучать эти явления.

Почему мы рассматривали мироощущение в течение урока, а не прямо начали с изучения литературных течений?

Идейно-эстетические особенности произведений имеют связь с эпохой. Понимая атмосферу времени, мы глубже и точнее прочитаем и воспримем художественную идею произведения.

Запись домашнего задания. Написать эссе «Я человек рубежа веков».


Полный текст материала Конспект урока по литературе "Мироощущение человека рубежа XIX-XX веков" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Князева Алена Викторовна  Словесница
учитель русского языка и литературы, МКОУ Обуховская СОШ
14.12.2015 0 1300 145
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0