Интегрированный урок литературы и истории: "Всего прочнее на земле печаль и долговечней царственное слово…"

Интегрированный урок литературы и истории: "Всего прочнее на земле печаль и долговечней царственное слово…"

Эпиграф урока.

Литература – очевидец истории (Марина Цветаева)

Цель.

Осмысление трагической судьбы страны и судьбы человека в период политических репрессий.

Задачи.

Образовательные:

  • углубить и обобщить знания учащихся по теме “Политическое развитие СССР в 20-30-е годы XX века” и отработать навыки художественного анализа литературного текста, с6вязанного с темой репрессий.

Развивающие:

  • развитие умений частично-поисковой деятельности (работа с историческими и архивными документами);
  • развитие умений выделять главное, сопоставлять и сравнивать (исторический факт и литературное произведение);
  • развитие умения выражать и аргументировать своё мнение.

Воспитательные:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание гражданственности;
  • воспитание исторической памяти и совести.

Межпредметные связи:

  • политическое развитие страны 30-х годов XX века;
  • отражение событий 30-х годов XX века в литературе, искусстве, науке;
  • краеведческий и документальный материал.

Культурология:

  • человек и власть, мировоззренческая позиция в тоталитарном государстве, вечность истинных ценностей.

А.С. Буркова, педагог дополнительного образования, руководитель музея Боевой славы им. героя Советского Союза А.М. Зверева:

Ребята! Я не веду у вас уроки, но мы часто встречаемся с вами в музее нашего земляка – героя Советского Союза Анатолия Зверева, так как я являюсь его руководителем. Ваши учителя, мои коллеги, Маргарита Геннадьевна Фейст и Марина Геннадьевна Антипова предоставили мне возможность начать наш интегрированный урок “Всего прочнее на земле печаль и долговечней царственное слово…”, посвящённый теме репрессий в истории и литературе нашего Отечества.

Почему мы обратились к этой теме?

Во-первых, в нашей школе появилась новая традиция отмечать 30 октября - скорбный день Памяти жертв политических репрессий, который не так давно появился в календаре России.

Во-вторых, так уж совпало, 17 января – день памяти Варлама Шаламова, русского писателя, пережившего трагические годы репрессий, и, буквально на днях, в начале января, в Надыме была организована и зарегистрирована общественная организация “Память Ямала”, в которой насчитывается уже более 80 человек, граждан нашего города, переживших со своими семьями репрессии.

Сегодня у нас не простой урок, а урок-размышление. Цель урока - осмысление трагической судьбы страны человека в период политических репрессий.

М.Г. Антипова, учитель истории, права и обществознания:

Углубить и обобщить знания учащихся по теме: “Политическое развитие СССР в 20-30-е годы XX века”.

М.Г. Фейст, учитель русского языка и литературы:

И отработать навыки художественного анализа литературного текста, связанного с темой репрессий.

Учитель истории:

Мы поднимаем тему репрессий ещё и потому, что она очень важна сегодня, так как без критического переосмысления пройденного исторического пути невозможно идти дальше и решать задачи сегодняшнего дня, строить демократическое общество.

На предыдущих уроках мы говорили с вами о политической системе 20 – 30-ых годов нашей страны, о формировании тоталитарного режима, который имел национальную и идеологическую окраску.

Вспомните, какие элементы включает в себя тоталитарная система?

Учащиеся:

(Перечисляют элементы, останавливаясь на массовых репрессиях.)

Учитель литературы:

Каково лексическое значение слова репрессии?

Учащиеся:

Репрессия (латин.) - подавление, карательная мера, наказание.

Учитель литературы:

А что включает в себя понятие “политические репрессии”?

Учащиеся:

Согласно статье №1 Закона “О реабилитации жертв политических репрессий” РФ от 18 октября 1991г. политическими репрессиями являются применяемые государством к гражданам по политическим мотивам меры принуждения в виде лишения жизни и свободы, помещения на длительное время в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства.

Выселение групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и спецпоселения, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также в виде иного лишения или ограничения прав и свободы лиц, признававшихся социально-опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным или иным признакам, осуществляющиеся по решению судов и других органов, наделявшихся судебными функциями.

Учитель литературы:

А можно ли считать репрессией навязанный I Съездом писателей 1934 года метод художественной литературы - “социалистический реализм” как ведущий?

Учащиеся:

Наверно, можно, так как творчество предполагает свободу мыслей, действий, а суть социалистического реализма была в том, чтобы искусство полностью было подчинено партийной цензуре.

Учитель литературы:

То есть появляется такое явление, как социальный заказ. Но в социальном заказе было много и положительного. Например, была написана песня “Священная война”, которая воодушевляла весь русский народ во время Великой Отечественной войны.

Учитель истории:

Давайте попробуем определить, с какого момента начинаются массовые репрессии и чем они были вызваны?

Учащиеся:

Командно – бюрократическая система, которая сложилась в СССР, стала тормозом развития нашего общества. Исполнительный аппарат, вопреки Конституции СССР, стал принимать на себя и законодательные функции. Наряду с идеологическими учреждениями, сложившийся режим имел и другую надёжную опору - систему карательных органов для преследования инакомыслия. Всё это нужно было для того, чтобы укрепить власть.

Учитель истории:

Назовите имена тех, кто стоял за всем этим?

Учащиеся:

Сталин, Ягода, Ежов, Берия и другие государственные деятели.

Учитель истории:

30–е годы стали едва ли не самой кровавой страницей в отечественной истории. Репрессии затронули практически все слои советского общества.

Вами была проведена исследовательская работа, целью которой было определить категории людей, попавших под пресс репрессивной машины. Какой вывод вы можете сделать?

Учащиеся:

В начале 30-х годов прошли политические процессы над прежними оппонентами большевиков – меньшевиками и эсерами. Почти все расстреляны или отправлены в ссылки и лагеря.

1936 г. – состоялся московский процесс над лидерами внутрипартийной оппозиции.

На скамье подсудимых оказались Каменев, Зиновьев, Бухарин и другие “старые революционеры”. Прокурор А. Вышинский в заключительном слове заявил: “Взбесившихся собак я требую расстрелять всех до одного”.

В июне 1937 г. тайным судилищем против “красных маршалов” Тухачевского, Егорова начались массовые репрессии по отношению к кадрам армейских и флотских командиров.

Учитель литературы:

При работе над этой темой мы обращались не только к текстам художественной литературы, но и к публицистике. Перед вами статья Бориса Викторова “Заговор в Красной Армии” (приложение 1), которая была проанализирована группой учащихся. Какие факты заставили вас задуматься и почему?

Учащиеся:

Тот факт, что Тухачевский М.Н., Якир И.Э., Фельдман Б.М., Пужны В.К. были обвинены по ст. 58, 58, 58 УК РСФСР. Всё это – особо опасные государственные преступления. Если обратите внимание, то в целом было репрессировано более 400000 из 80000 офицеров. Продолжение этой политики в Вооружённых Силах было бы для Сталина смерти подобно, ибо этот курс был направлен на сознательное поражение и гибель страны в грядущей войне.

А.С. Буркова, руководитель музея А.М. Зверева:

Репрессии коснулись и людей далёких от власти и политики. Нельзя забывать, что с сначала 30-ых годов во время коллективизации развернулась массовая репрессивная кампания против кулачества и середняков. И судьба конкретного человека стала зависеть от политики государства. Такова судьба семьи Зверевых.

Учащиеся:

Проведя работу с материалами, имеющимися в музее нашей школы, можно сказать следующее …(Сообщение о семье Зверевых (приложение 2).

Руководитель музея А.М. Зверева:

По-разному складывались судьбы детей, родители которых были репрессированы. Вы видите кадры видеосъёмки встречи членов общества “Память Ямала”. Эта встреча была очень волнующей. Люди вспоминали, говорили, перебивая друг друга, плакали, смеялись, удивлялись, как они ещё смогли выжить …

Учитель истории:

Но не только была обезглавлена армия, разорено крестьянство. Огромный урон понесла наука, культура, духовенство.

Ученик:

Используя историю нашего края, музей А.М. Зверева начал работу над большим проектом “Белые пятна истории: репрессии и репрессированные Надыма и Надымского района”.

Сообщение о репрессированных священниках (приложение 3.1), мультимедийная презентация (приложение 3.2).

Сообщение о судьбе бывшего политзаключённого “501 стройки” Ивана Дмитриевича Марманова, главного инженера СУ-934 г. Надыма, автора книг “Северные дали”, “Страна деревянного солнца”, посвящённых воспоминаниям о невольничьих годах в лагерях “501 стройки” (приложение 4).

Учитель литературы:

Страшно слышать, что время, в которое учились, влюблялись наши родители, мы сами, сейчас называют “врагом жизни”, “веком крайностей”. Меня мучит вопрос. Я думаю, он мучит и вас. Почему ЭТО произошло? “ Как ВЕЛИКИЙ НАРОД дал ввергнуть себя в кошмар взаимоистребления”?

Ребята, вы задумываетесь над вопросами, одна лишь постановка которых не так давно могла стоить человеку свободы и даже жизни…

Но на эти вопросы не побоялись ответить такие писатели, как Олег Волков, Александр Солженицын, Варлам Шаламов. Их творчество – подтверждение слов Марины Цветаевой: “Литература – “очевидец истории”. Они в своих произведениях показали лагерную жизнь как основу советского строя.

Предыдущие уроки литературы были посвящены трагической судьбе Варлама Шаламова - поэта, писателя, ЧЕЛОВЕКА.

Каким образом историческое время, о котором мы сегодня говорим, нашло отражение в жизни писателя? Что из его биографии наиболее вам запомнилось? (приложение 5)

Учащиеся:

  • Из семьи потомственного священника – миссионера, о котором до сих пор помнят в Америке.
  • Участвовал в ликвидации безграмотности-то есть в некотором роде продолжал дело отца.
  • Учился на факультете советского права.
  • Февраль 1929 г. - первый арест за распространение “Письма к съезду” Ленина - 3 года лагерей.
  • Январь 1937 г. - арест по ложному доносу, “профилактика” - 5 лет лагерей.
  • 1943 г. - дополнительный срок - 10 лет за то, что публично назвал Ивана Бунина классиком мировой литературы.
  • 1946 г. - друг и лагерный врач спас Шаламову жизнь, направив на фельдшерские курсы.

Учитель истории:

Ребята, такой случай не единственный: Корец Моисей Абрамович – физик, доцент Московского педагогического института (1938г.), подвергался репрессиям в 1935 и 1938 – 1953 гг., в дальнейшем работал в журнале “Природа”.

Ландау Лев Давидович (1908 – 1968) – основатель научной школы физиков-теоретиков, действительный член Академии наук СССР, США, Великобритании, Дании, Нидерландов, Франции, Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской, Ленинской, Государственных премий СССР, находился под арестом в 1938-1939гг., освобожден благодаря ходатайствам академика П. Л. Капицы и датского физика Нильса Бора и реабилитирован.

  • 1956 год – реабилитация Шаламова.
  • Проза писателя отвергалась – в ней не было целинных подвигов, романтики строек коммунизма …
  • 20 лет пишет “в стол”.
  • Умер в интернате Литфонда 17 января 1982 года.
  • По делу 1929 года реабилитирован только 12 апреля 2002 года!

Учитель литературы:

Хочется верить, что это была последняя реабилитация человека, пострадавшего от сталинских репрессий.

Мы познакомились с поэтическим творчеством Шаламова и его прозой, но более подробно анализировали “Колымские рассказы”. В этих произведениях отражена СУДЬБА, вобравшая в себя беды и мучения всего поколения.

Каков мир шаламовских “Колымских рассказов”?

Учащиеся:

  • Это мир лагеря: холод, голод, бараки, колючая проволока.
  • Все произведения этого цикла безысходны, человек в них обречён.
  • Это пространство замкнутое. Нарушить его границы герой не может.
  • Мы увидели “ад XX века”, рожденный не фантазиями Данте, а реальностью.
  • Это жизнь в небытие.

Учитель литературы:

Кто они - безвинные жертвы тоталитарного режима?

Кто они - лагерные мученики?

Учащиеся:

  • Люди разных возрастов.
  • Мужчины и женщины.
  • Простые крестьяне, студент, поэт, музыкант, офицер, ученый, рабочий, священник…
  • Это модель государства, только за колючей проволокой.

Учитель литературы:

Их, людей разных судеб и характеров, объединяло одно – то, что независимо от обстоятельств они сохраняли душу, оставались людьми и несли через мрачные годы не- свободы и насилия как негасимую свечу, истинную интеллигентность.

Учитель истории:

А кого называют интеллигентом?

Учащиеся:

Интеллигент - не тот, кто имеет высшее образование, а тот, кто порядочен, не терпим к насилию, в любых ситуациях не участвует во лжи, в подлости.

Учитель литературы:

Какие рассказы вам наиболее запомнились и почему? Какие герои?

Какие мысли автора нашли отклик в вашей душе?

Учащиеся:

1.      Знакомясь с фактами истории, мы всё время задавали себе вопрос: “Почему один человек становится палачом другого?” Ответ на этот вопрос дал нам писатель…

2.      В рассказе “На представку” мы увидели ещё одну группу заключённых - блатных. Поразило, что им жилось сытней, вольготней, охрана их даже побаивалась, и лишь политические сопротивлялись, но это всегда заканчивалось смертью.

3.      Мне запомнился рассказ “Сентенция”, посвящённый Надежде Яковлевне Мандельштам. Этот рассказ завершает одну часть цикла рассказов. Рассказ загадочен и страшен одновременно. Люди живут в небытие.

Учитель литературы:

Какие ассоциации возникают у вас со словом “небытие”?

Учащиеся:

Это смерть, безвозвратность, окончательность приговора, “вычеркнутость” из числа людей. В этом рассказе Варлам Шаламов показывает пробуждение памяти рассказчика: от “ЗЛОСТИ – последнего из человеческих чувств”, через ПОЛУСОЗНАНИЕ, которое не может называться жизнью, к СТРАХУ, что отсрочка смерти будет короткой, и ЗАВИСТИ к умершим, наконец, ЖАЛОСТИ по отношению к животным, а не к людям.

Это пробуждение не духовное, а физическое. Герой начинает отъедаться, пить горячую воду, меньше уставать. И только потом, в процессе эволюции, в нём пробуждается РАЗУМ.

Сам финал рассказа говорит о закономерности возвращения к жизни.

Учитель литературы:

Вернулся ли к жизни сам писатель? Почему?

Учащиеся:

20 лет лагерей не сломили его, но свой отпечаток оставили.

20 лет не печатался, но не терял веры.

Варлам Шаламов воскрешает нашу историческую память. Заставляет задуматься о многом…

Учитель литературы:

Ребята, вы обратили внимание, что на нашем уроке-размышлении присутствует ещё один свидетель тех событий – это ЛИСТВЕННИЦА.

Лиственница, доставленная с Колымы, стала символом музея писателя в Вологде, который открылся в 1991 году. Об этой лиственнице повествуется в рассказе Варлама Шаламова.

(Чтение ученицей фрагмента рассказа Варлама Шаламова “Воскрешение лиственницы” на фоне кадров видеосъёмки о 501–й стройке (приложение 6).

Учитель литературы:

Наша лиственница не с Колымы, она хранит память о мучениках 501–ой стройки. Она может засохнуть, а может воскреснуть. Всё будет зависеть от того, насколько мы с вами были сегодня искренни и будем ли действительно помнить о тех страшных событиях, о людях, сохранивших в себе ЧЕЛОВЕКА.

Руководитель музея читает стихотворение:

Андрей Облог. “Воскрешение лиственницы”

Запах лиственницы – это дух победы,
Лиственница – это дерево бессмертья.
Нежные зелёные побеги –
Горестная память лихолетья.

В комнате погибшего поэта,
В банке с обезжизненной водою
Жёсткая, изломанная ветка,
Воскресая, пахнет Колымою

Двадцать лет. Откуда эта сила?
Двадцать лет – по сути, без возврата.
Скольких сыновей твоих, Россия,
Полегло на Колыме проклятой…

В городах, посёлках и станицах
Безымянных Колымы – помяньте.
Шелестят тяжёлые страницы…
“Люди мира, на минуту встаньте!”
(Все встают – минута молчания.)

Учитель литературы:

Ребята, коллеги, я думаю, что мы ещё раз убедились на нашем уроке, что литература – это, действительно, “очевидец истории” и что слова Варлама Шаламова: “Каждый писатель отражает время – но не путём изображения виденного на пути, а познание с помощью самого чувствительного в мире инструмента - собственной души, собственной личности…” - это истина.

Вы молоды, у вас - всё впереди!

Мы верим в то, что вы в любых обстоятельствах сумеете сохранить добро, правду, природу, историю, честь, память. Это и будет оценкой всем нам. Спасибо!

Руководитель музея:

Используя инструмент собственной души, оставьте свой отклик, свой отзыв в КНИГЕ ПАМЯТИ…

Учитель истории:

Актуальна ли это тема сегодня? Нужна ли эта ПАМЯТЬ? Напишите об этом.

Творческая работа.

(В тетрадях – сложный план урока, который составляется в течение урока.)


Полный текст материала Интегрированный урок литературы и истории: "Всего прочнее на земле печаль и долговечней царственное слово…" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фейст М.Г., Антипова М.Г.  ritafeist
учитель русского языка и литературы, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма
08.02.2016 0 857 113

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0