Открытый урок по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"


«Развёрнутый план воспитательного мероприятия с пояснительной запиской»

Название мероприятия: «Открытый урок по роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Воображаемая экскурсия по «нехорошей квартире» №50».

Дата проведения: 30.09.12.

Класс: 11

Количество присутствующих: учащиеся (20-25 человек), преподаватель, завуч.

Длительность открытого урока: 2 часа.

Подготовленность и оформление классного помещения к проведению мероприятия:

1)оформление доски: на доске записана тема мероприятия и написаны главные действующие лица романа с комментариями.

2)оформление стендов: на первом стенде расположены фотографии из жизни Булгакова; на втором – прикреплены фотографии главных героев романа «Мастер и Маргарита»; на третьем – вывешены фотографии из «нехорошей квартиры» и дома, где происходили некоторые действия романа.

Цель: открыть для учащихся мир Булгакова через роман «Мастер и Маргарита»; показать фрагмент фильма.

Задача для учащихся: усвоить материал и применить полученные знания в контрольной работе.

На момент проведения открытого урока ученики должны быть ознакомлены с содержанием романа и иметь на уроке произведение на любом носителе!

__________________________________________________________________

Прежде, чем начинать открытый урок нужно заранее провести в классах обычное занятие.

  • нужно рассказать достаточно полную биографию писателя.

  • познакомить учащихся с другими известными произведениями Булгакова, например «Белая гвардия», «Роковые яйца», напомнить про уже прочитанную повесть «Собачье сердце».

  • постараться вскользь рассказать кратко о каждом вышеупомянутом произведении: даты написания, кратко рассказать о моментах жизни в эти годы.

  • Заранее дать задания двум-трём учащимся, чтобы на вводном уроке они представили краткие содержания вышеперечисленных произведений.

  • Чтобы не было казусов на открытом уроке во время дискуссии, выборочно двух-трёх учеников попросить пересказать наиболее интересные для них моменты из произведения, тем самым проверить читался ли роман или нет.

__________________________________________________________________

Содержательность проведённого мероприятия (по минутам):

  • В начале открытого урока представить тему и сказать, что сегодня будет на занятии. (1-2 минуты)

  • Рассказать наиболее интересные моменты из жизни Михаила Афанасьевича Булгакова. Особенно уделить моментам во время написания романа «Мастер и Маргарита».

  • Параллельно при рассказе биографии указывать на фотографии из жизни Михаила Афанасьевича, специально подобранные к занятию.

  • После завершения представления учащимся интересных моментов из биографии кратко рассказать об истории созданиях и выставках в Государственном музеи имени Михаила Афанасьевича Булгакова в Москве и «Булгаковском доме» (параллельно показывая фотографии подъезда здания, табличку с надписью и моменты из выставок в музеях).(15-20 минут)

  • После представления музеев рассказать о главных действующих лицах романа «Мастер и Маргарита», параллельно показывая приготовленные фотографии на стенде. (5-10 минут)

  • Прежде, чем рассказать о моментах содержания романа, спросим у ребят: «Какие сатирические приёмы использует писатель при создании комичных ситуаций и сатирических портретов москвичей и главных героев?» (Если ответ не последует, то самому рассказать о шарже, иронии, гротеске, сарказме, фантастике и показать эти моменты в тексте). (15 минут)

  • Пересказать наиболее интересные моменты романа, представить композицию, проблематику, проследить по роману, опираясь на текст, трагическую любовь Мастера и Маргариты (возможет диалог с учащимися). Рассказать о фантастических моментах романа и «нечистой силе». (30 минут)

  • Особое внимание уделить «Балу Сатаны» в романе. Показать фрагмент фильма «Мастер и Маргарита» (желательно показать этот отрывок из фильма, где главную роль играет Анна Ковальчук, так как там наиболее близко к тексту представлены появления героев на бал и красочно показано само действие). (30-35 минут)

  • По завершению фрагмента фильма рассказать о концовке произведения (5-7 минут)

  • Подойти к стенду с фотографиями «Нехорошей квартиры» и показать ребятам, опираясь на текст, насколько соотносится описание с изображениями. (5-7 минут)

  • По окончании занятия предупредить ребят, что на основе этой лекции на следующем уроке литературы будет контрольная работа.

Занятие после открытого урока:

Как и обещали, провести контрольную работу, состоящую из:

  1. 5 вопросов по биографии Михаила Афанасьевича Булгакова (ответ нужно написать самому учащемуся);

  2. 10 вопросов по содержанию текста (в форме теста, выбор правильного ответа из четырёх предложенных);

  3. задания на определение героя по описанию его портрета или манер поведения (написать имя или кличку героя);

  4. Краткое содержание выбранной учителем главы.

Контрольная работа рассчитана на урок, длительностью 45 минут.

На основе проверки контрольных работ увидеть, насколько был усвоен учащимися материал открытого урока, и сделать выводы:

  • Учащиеся хорошо/плохо усвоили поданный материал в форме открытого урока;

  • Спросить у ребят, что им понравилось и, самое главное, не понравилось в такой форме, как открытый урок.

  • На основе ответов учащихся следующие уроки литературы построить в ключе мини открытых уроков для одного класса (если учащимся понравился такой стиль работы), либо сформировать урок в том ключе, который лучше усваивают школьники

2



Полный текст материала Открытый урок по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузькин Дмитрий Сергеевич  kuzkin_d
15.02.2016 0 2693 434

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0