Урока литературы "Два военных совета — история одного предательства" по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"; 8 класс


Тема урока: «Два военных совета – история одного предательства»

Цели урока:

1.Образовательная – научить решению проблемных ситуаций в процессе работы с литературным произведением.

2. Развивающая  - развивать умения сопоставлять литературных героев, анализировать изложенные события, факты, делать логические выводы.

 3. Воспитательная – воспитывать любовь к истории и русской литературе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточка-таблица для заполнения на уроке)

Эпиграф к уроку: Пушкин …написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде… В первый раз выступили истинно русские характеры…бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая правда, но еще как бы лучше ее. Так оно и быть должно: на то и призвание поэта …                                  

Н.В. Гоголь. Предварительные задания: 1. Перечитать эпизоды:

  • «Первая встреча Гринева и Пугачева» - «Первая встреча Гринева с генералом Р.»;
  • «Пирушка у Пугачева» - «Военный совет в Оренбурге»;
  • «Прибытие Гринева в Оренбург и встреча с генералом» - «Спасе­ние Маши Мироновой от притязаний Швабрина»;
  • «Гринев на следственной комиссии» - «Казнь Пугачева».

2.Проанализируйте эпизоды «Пирушка у Пу­гачева» и «Военный совет в Оренбурге» по следующему плану:

1)  Как Гринев оказался на пирушке/совете? Какие чувства испытывал до начала совета?

2)Как проходила пирушка, кто на ней присутствовал? В какой форме проходил совет, кто присутствовал?

3)Какие были внесены предложения?

4) Какие решения были приняты?

5) Поведение Гринева на пирушке/совете?

6) Чувства, испытанные Гриневым на пирушке/совете и после него?

7)Как характеризуется пирушка/совет Гринёвым? Помогает ли оценочная лексика рас­крыть позицию рассказчика?

3.Индивидуальные задания трём юношам: составить речь от лица Гринева и «произнести» ее перед классом.  Слова, в которых сжато передается смысл выступления героя: «Я встал и, в коротких словах описав сперва Пугачева и шайку его, сказал утвердительно, что самозванцу способа не было устоять противу правильного оружия». Выполнение задания проверяется учителем до начала урока, текст выступления при необходимости редактируется.

Ход урока:

Действия учителя

Деятельность обучающихся

 -Здравствуйте, ребята! Садитесь.

 

- Ребята, мы продолжаем анализировать текст романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Выполняя домашнее задание, вы работали с текстом. Как вы думаете, что будет находится в центре нашего внимания сегодня на уроке.

 

Вывожу на экран тему урока: «Два военных совета – история одного предательства».

- Ребята, вам понятна формулировка темы?

 

Предлагаю решить вопрос о том, является ли пирушка пугачёвцев военным советом. Вывожу на экран материалы для словарной работы:

    Военный совет – в армии совещание, заседание для совместного обсуждения вопросов стратегии и тактики.

     Стратегия – наука о ведении войны, искусство ведения войны.

     Тактика – наука о ведении боя, искусство подготовки и ведения боя.

Обращаюсь к цитате из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» для подтверждения мысли о том, что военный совет может проходить не по предусмотренной Уставом форме:

 … всё это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой … о положении войск, о предполагаемых планах … вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что …хотя это не было так названо, но что это был военный совет.

                  Л.Н.Толстой «Война и мир».

 

Сообщаю ученикам, что сегодня на уроке мы проведём литературное расследование по выявлению персонажа, совершившего предательство. Прошу высказать версии

 

Не подтверждаю и не опровергаю ни одну из версий и прошу сформулировать цель урока.

 

 

 

Соглашаюсь с формулировкой цели урока и предлагаю обратиться к тексту романа, чтобы в итоге понять: «Кто из героев повести совершил предательство? В чём оно выразилось?» (Вопросы выведены на экран)

 

 

Предлагаю ребятам аналитическую работу в парах для совместного заполнения сравнительной таблицы-характеристики Пугачёва и генерала Р…

Элементы характеристики

литературных героев

Пугачёв

Генерал Р…

Каков статус персонажа?

 

 

 Происхождение, социальное положение персонажа

 

 

Персонаж как речевая личность

 

 

Отношение персонажа к Гринёву

 

 

Прошу озвучить заполнение таблицы, помогаю редактировать записи

После заполнения таблицы прошу сделать вывод о том, являются ли Пугачёв и генерал Р героями- антиподами.

Предлагаю ученикам вспомнить содержание перечитанных дома эпизодов романа и ответить на вопрос:

-Как Гринёв знакомится с Пугачёвым и генералом Р?

 

 

Далее прошу ребят обратиться к эпизодам «Пирушка у Пугачева» - «Военный совет в Оренбурге», которые они, выполняя задания к уроку, анализировали дома по следующему плану:

1.Как Гринев оказался на совете? Какие чувства испытывал до начала совета?

2.В какой форме проходил совет? Кто присутствовал?

3.Какие были внесены предложения?

 4.Какие решения были приняты?

 5.Позиция Гринева на совете?

 6.Чувства, испытанные Гриневым на совете и после него?

 7.Как характеризуется совет? Как оценочная лексика рас­крывает позицию рассказчика?

 

Предлагаю школьникам пока не отвечать на вопросы, а послушать выступление своих одноклассников, получивших задание творческого характера. Вывожу на экран формулировку речевой задачи, которая стояла перед ребятами, и сообщаю о том, что ответы одноклассников нужно будет прорецензировать.  

Речевая задача -  написать в официально-деловом стиле речь Петра Гринёва, с которой он выступил на военном совете в Оренбурге, исходя из сжатой её передачи самим героем произведения:

 «Я встал и, в коротких словах описав сперва Пугачёва и шайку его, сказал утвердительно, что самозванцу способа не было устоять противу правильного оружия.»

Предлагаю ребятам прорецензировать ответы относительно того, справились ли выступающие с решением речевой задачи.

Обращаюсь к ученикам со словами о том, что вопросы, на которые они отвечали в ходе выполнения домашнего задания, помогли им внимательно и вдумчиво перечитать указанные эпизоды, а значит, они готовы ответить на более сложные вопросы:

- Каковы последствия двух военных советов для жителей Оренбурга? Ответы на первый вопрос предваряю репликой о том, что лица, возглавляющие военный совет, несут всю ответ­ственность за последствия принятых решений (это замечание немало­важно при характеристике Пугачева и генерала Р.).

Продолжая работу над образами литературных героев, предлагаю зачитать портрет Пугачева во время пирушки, а затем описание выражения лица генерала Р., каким его увидел герой-рассказчик, только что прибывший из разгромленной Белогорской крепости.

 

 

Задаю вопрос:

- Как на судьбе Петра Гринёва отразилось его участие в обоих военных советах? 

Прошу учеников конкретизировать сделанные выводы и обратиться к тексту произведения, чтобы ответить на вопрос о том, как генерал Р … и Пугачёв отреагировали на просьбу Гринёва помочь ему спасти Машу.

Прошу ребят  решить вопрос о том, являются ли Пугачёв и генерал Р героями-антиподами

 

 

Поясняю ученикам, что в данном произведении писатель прибегнул к приёму «непрямого конфликта», рассчитанному лишь на вдумчивого и внимательного читателя, каковыми они, безусловно, являются.

 

Предлагаю ученикам определить позицию автора, подумав над вопросом:

-Что важнее для Пушкина: формальное отношение, соблюдение законности или же человечность?

 

Предлагаю ученикам обратиться к эпизодам «Гринев на следственной комиссии» - «Казнь Пугачева»

для завершения литературного расследования, связанного с ответом на вопрос, поставленный в начале урока:      « Кто из героев повести совершил предательство? В чём оно выразилось?»,- 

Завершая урок, благодарю ребят за работу на уроке и предлагаю обменяться впечатлениями об уроке (этап рефлексии):

 

- Были ли интересны вам тема урока и его форма?

 

 - Достигли ли мы цели нашего литературного расследования?

 

- Что нового для себя вы сегодня узнали? Изменилось ли ваше отношение к какому-нибудь из литературных героев?

 

- События в романе происходят в определённую историческую эпоху. Возникло ли желание побольше узнать о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва?

 

- Ребята, эпиграфом к нашему уроку являются слова Н.В. Гоголя. Обратимся к ним. Насколько слова великого писателя совпадают с вашим восприятием романа?

 

- О каких человеческих качествах можно сказать, что они проявляются во все времена и не зависят от определённого исторического времени?

 

 

Прошу учеников написать мне фамилии тех одноклассников, кто, по их мнению, был наиболее активным и убедительным в своих ответах.

 

Сообщаю оценки за работу на уроке и предупреждаю о том, что мнение одноклассников учту после ознакомления с ответами.

 

Задание на дом:

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Является ли дисциплинарным проступком самовольный отъезд Петра Гринёва из осаждённого Оренбурга?»

 

Сообщаю восьмиклассникам об окончании урока

 Садятся, открывают рабочие тетради, тексты художественного произведения.

 

Ученики высказывают предположения, о том, что в центре внимания будут находится эпизоды «Пирушка у Пугачева» - «Военный совет в Оренбурге».

Ребята не понимают, почему речь идёт о двух военных советах.

Ученики соглашаются с тем, что пирушка и есть военный совет, ведь Пугачёв и его окружение принимают стратегическое решение идти на Оренбург.

Школьники выдвигают две версии:

Речь пойдёт о Швабрине.

Речь пойдёт о Гринёве, обосновывая свои предположения.

 

 

 

Восьмиклассники формулируют цель урока:

в ходе анализа понять, о каком предательстве идёт речь и кто его совершил.

Ученики редактируют формулировки. В итоге таблица заполняется следующим образом:ебята не готовы к утвердительному ответу.

 

 

 

 

Анализируя эпизоды, перечитанные к уроку, восьмиклассники приходят к выводу о том, что:

Гринев сталкивается с Пугачевым случайно, непреднамерен­но, а к генералу Р. герой едет по воле батюшки: эта встреча заплани­рована. (Данный вывод наводит ребят на мысль о том, что обстоятельства знакомства противоположны)

Первый ответ:                            

- Ваше Превосходительство!

Пугачёву и его шайке удалось захватить несколько крепостей, в том числе и Белогорскую. Разбойник избрал следующую тактику: в крепость тайно подсылает лазутчиков с листовками, запугивает людей и штурмует укрепление. Шайка самозванца многочисленна и вооружена. Ряды мятежников растут, пополняясь изменниками, но настоящих военачальников у них нет. Убеждён в том, что немедленное выступление наших войск против злодеев позволит быстро их уничтожить!

 

Второй ответ:

 - Ваше Превосходительство!

 Белогорская и ещё несколько крепостей захвачены самозванцем и его шайкой. Мятежники передвигаются на конях и пешим ходом, осаждают гарнизоны и угрожают расправой всем, кто окажет сопротивление. На вооружении разбойников имеются холодное и огнестрельное оружие, пушки из захваченных крепостей. Однако бунтовщики не имеют навыков правильного ведения боя, поэтому не смогут устоять против внезапной атаки наших войск.

 

 Третий ответ:

- Ваше Превосходительство!

  Пугачёв со своими разбойниками движется на Оренбург, осаждая и захватывая наши крепости. Самозванец жестоко расправляется с теми, кто не переходит на его и отказывается присягать ему. Большая часть его шайки вооружена саблями и пиками, но имеются ружья и пушки, захваченные после штурма крепостей. Настоящих командиров из числа офицеров у бунтовщиков нет. Я предлагаю регулярным войскам без промедления выступить против мятежников и уничтожить их.

 

 

Школьники рецензируют выступления одноклассников.

При ответе на вопрос о последствиях, к которым привели ре­шения советов, ученики зачитывают отрывок из романа, в котором описана страшная участь жителей Оренбурга: «Спустя несколько дней после сего знаменитого совета узнали мы, что Пугачев, верный своему обещанию, приблизился к Оренбургу... сия осада по неосто­рожности местного начальства была губительна для жителей, кото­рые претерпели голод и всевозможные бедствия...» Ученики приходят к выводу о том, что генерал Р. выглядит малодушным человеком, неспособ­ным принять самостоятельное решение и взять на себя ответствен­ность за судьбу вверенных ему людей. В противоположность ему Пу­гачев - истинный вожак, готовый разделить судьбу своих соратников и способный к действиям решительным.

 

 

Черты лица Пугачева «не изъявляли ничего свирепого», были даже приятными. Лицо генерала «изображало спокойствие, здоровье и добродушие». Семантика глаголов «изъявлять» («выражать, показывать чувства») и «изображать» («являть в образах») помогает понять, что Пугачев не лукавит, не притворяется, а лишь показывает еще одну положительную сторо­ну своей натуры; генерал же ловко носит светскую маску, прикрывая ею свою холодную, эгоистичную и бесчувственную личину.

Присутствие Гринева на обоих военных советах помогло вось­миклассникам не просто «увидеть» и «услышать» происходящее, но и понять позицию героя-рассказчика, проследить динамику его отношения к Пугачеву и генералу. Важно отметить факт того, что на пирушке у Пугачева Гринев – невольный свиде­тель, пассивный участник; а в Оренбурге юноша активен, ему, как младшему по званию, дали слово первому. Ученики приходят к выводу о том, что для Гринёва последствия были ужасными, так как он был обвинён в измене и оказался на военной следственной комиссии.  Кроме того, поиски ответа на вопрос о судьбе Петра Гринёва подводят восьмиклассников к пониманию того, что личные качества генерала Р. и Пугачёва раскрываются именно в процессе их взаимоотношений с молодым офицером, ведь их поступки и обусловили перипетии в судьбе героя романа.

 

Переживая о судьбе Маши Мироновой, Гринев «с жаром» убеждает генерала дать ему подмогу и разрешить выступить против неприятеля: «Ваше пре­восходительство, прикажите взять мне роту солдат и полсотни каза­ков и пустите меня очистить Белогорскую крепость». И что герой слышит в ответ? Отказ, обоснованный изощрённой казуистикой – ссылкой на военный устав. Фактически малодушие и осторожность генерала, его полное равнодушие к судьбе Маши Мироновой и вынудили влюблённого юношу самовольно покинуть Оренбург.

   Спасая Машу, Гринёв обращается за помощью к Пугачёву. Вожак крестьянского восстания помог молодому человеку, выполнив своё обещание, данное когда-то Гринёву – случайному попутчику в степях Оренбуржья: «Век не забуду ваших милостей». 

 

Теперь обучающиеся отвечают утвердительно, однако им непонятно, как можно противопоставлять героев, не вступивших в прямое взаимодействие.

Писатель выбирает этические нормы взаимоотношений между людьми.

В роковые для героя дни генерал поступает фор­мально и подло: он не захотел оправдать Гринева, подтвердив перед следст­венной комиссией храбрость и честность офицера, его верность присяге и воинскому долгу. Письмо, написан­ное холодным и казенным языком, по сути своей - двойное преда­тельство военачальника: отречение от офицера, в смелости которого и его верности присяге у генерала не было оснований сомневаться, и отречение от сына своего старого боевого товарища, а значит, и от самой дружбы с Андреем Петровичем Гриневым.

 Пугачёв перед казнью заметил Петра Гринёва в толпе людей, собравшихся на площади, и кивком головы попрощался с честным, благородным и достойным юношей.

Ученики приходят к выводу о том, что предателем является генерал Р… Его поведение – это моральное предательство, так как попраны нормы человеческих взаимоотношений.

 

Ученики высказывают своё мнение.

- Достигли, так как осознали, кто совершил предательство, и поняли, в чём оно выразилось

Ученики высказывают своё мнение. Многие перестали воспринимать генерала Р…как безобидного старичка

Ученики высказывают своё мнение.

Ученики высказывают собственное мнение, делятся своим восприятием произведения.

Ученики, высказывая своё мнение, говорят о любви, верности, чести, милосердии, предательстве, равнодушии и т.п.

Ученики заполняют листочки.

Ученики записывают задание в рабочую тетрадь.


Полный текст материала Урока литературы "Два военных совета — история одного предательства" по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Власова Наталья Олеговна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 63» г. Пензы
10.03.2016 0 1449 187
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0