Статья: "Формы активизации деятельности учащихся при восприятии художественного произведения на уроках литературы"


Научить учащихся понимать тайны
искусства – основная задача преподавания литературы.

Г.А. Гуковский

Изучение литературного произведения на всех этапах связано с многообразной, сложной духовной деятельностью читателя.

        На уроках преподаватель и учащиеся ведут наблюдение за развитием сюжета, выявляют авторскую позицию, составляют характеристики  героев, сопоставляют  ситуации, эпизоды или иллюстрации, пишут сочинения и т.д. Но эти активные формы используются на второй и третьей фазах изучения произведения. А на первом этапе – первичном восприятии художественного произведения - учащиеся нередко оказываются в положении пассивных слушателей.  А между тем именно первый этап определяет плодотворность всей последующей работы над произведением. «Если нет художественного впечатления, если читатель не отвечает на призыв произведения фактами своего сознания, - писал Г.А.Гуковский, - произведение для него мертво».

    Уже при первой встрече с произведением учащийся должен не только воображать, переживать, но и уметь устанавливать причинно-следственные  связи, сопоставлять различные явления, оценивать, т.е. анализировать. Следовательно, восприятие художественного произведения требует интенсивной работы, выражающейся в активности чувства, воображения, мысли.

     Задача преподавателя – помочь учащемуся прояснить для себя социальные, художественные, моральные, воспитательные ценности, убедительно раскрыть их значимость  в  конкретно-исторических и общечеловеческих аспектах. Важно обеспечить заинтересованное, увлеченное отношение к произведению, готовность найти в нем значимое для себя.

    В организации первичного чтения имеет значение соотношение взгляда преподавателя на творчество писателя, концепцию его изучения с возможностями каждой конкретной группы: уровнем литературной подготовленности, нравственной и эстетичной воспитанностью, характером их интересов, потребностей. Вступительное слово или беседу следует обогатить яркими эпизодами с описанием незаурядных  поступков людей, выразительно обрисованные характеры, которые вызывали  восхищение, уважение, стремление к подражанию. Словарную работу включать в контекст рассказа, создавая целостную картину какой-то эпохи, события, истории написания произведений и т.п. Всегда обогащают вступительные занятия, придают им эмоциональную  окрашенность иллюстративные материалы, которые должны быть подчинены главной идее урока и самого произведения.

    Интенсивность процесса восприятия, эмоциональная атмосфера урока зависят от содержания, структуры, формы изложения материала. При подготовке учащихся к первоначальному знакомству с произведением важно правильно отобрать материал, определить последовательность подачи, эмоциональный тон изложения. Эти компоненты организации восприятия, наряду с личностным отношением преподавателя к теме, наличием у него соответствующей методической системы ее изучения, помогают максимально приблизить художественное произведение к миру учащихся, обеспечивая наиболее эффективное нравственно-эстетическое воздействие на них.

     Очень важно найти в каждом произведении прошлого общечеловеческое, значимое для учащихся, помочь им это ощутить уже при первоначальном чтении. Замечено, что лучшие герои  Л.Н.Толстого  у большинства читателей вызывают сопереживание, что в значительной степени объясняется выразительностью их изображения, стимулирующие  читательские  представления. Характерно утверждение английского поэта Шелли о том, что истинно добрый человек обладает живым воображением: «Он должен представить себя на месте другого и многих других: горе и радость ему подобных должны стать его собственными. Воображение – лучшее орудие нравственного совершенствования».

     При изучении темы «Творчество Н.А.Некрасова» на вводных занятиях обязательно затрагиваются вопросы взаимодействия личности и общества, поэта и народа, социальной роли искусства, приводятся разноречивые оценки поэзии демократа его современниками. Важно достичь главного – направить учащихся на выявление в произведении значимых лично для них проблем, современно звучащих, вызвать потребность в активном познании. Очень продуктивны  предварительные вопросы, связанные с оживлением личных впечатлений, представлений, знаний учащихся. Чтение на уроке произведения, особенно лирического, - ответственный момент урока, его эмоциональная вершина.  Здесь необходимы полная самоотдача преподавателя, умение выразить смену  настроений, состояние автора, движение его мысли, интонации. Все многообразные функции (познавательные, воспитательные, коммуникативные) должны реализовываться в этом процессе. Главное – это творчество ребят. Нарушать течение этого процесса нельзя ни предварительными вопросами, ни комментариями, ни равнодушным взглядом. После окончания чтения необходима психологическая пауза. Затем ребятам  могут быть предложены вопросы, проверяющие уровень восприятия, отношения к  прочитанному. Они могут быть связаны с выяснением настроений поэта, лирического героя, главного пафоса произведения, наиболее ярких впечатлений и т.д. А потом опять  - чтение, чтобы еще раз вслушаться  в интонацию, глубже пережить настроение, осознать мысль поэта. Это обеспечивается творческим чтением преподавателя, рождающим эстетическое наслаждение, переживание эстетического состояния. Необходимо и выразительное чтение отдельных фрагментов крупных прозаических произведений, которое может сопровождаться лаконичными комментариями, направляющими восприятие, стимулирующими работу воображения ребят. При этом можно использовать приемы устного рисования, иллюстрирования, мизансценирования. Коллективное слушание произведения имеет особую значимость в связи с тем, что учащиеся заражаются общим чувством, единым состоянием. В таких условиях незаметно включаются в эстетическую деятельность  и ребята, по каким-то причинам относящиеся к урокам литературы безразлично. Особую ценность приобретает чтение эмоционально насыщенных отрывков, дающих учащимся возможность пережить ранее не изведанные чувства, настроения, что обогащает их нравственный опыт. Значимость для полноценного восприятия приобретает фактор эстетический. Например, при чтении стихов А.Блока, С.Есенина важно создать соответствующий фон, психологическую  настроенность ребят. Вся последующая аналитическая работа над литературным произведением строится на основе его первичного восприятия. В последующей работе преподаватель опирается не только на аналитическую работу учащихся, но и на их способность к художественному творчеству.

    Возникновение эстетического переживания, творчески деятельного восприятия произведения в значительной степени зависит от создания в аудитории положительных нравственных отношений, обеспечивающих внутреннюю свободу, раскованность каждому учащемуся. Задача преподавателя – помочь  вслух воссоздать картину, пофантазировать, выразить свои чувства, суждения. Литературный материал дает возможность преподавателю целенаправленно развивать в учащихся способность понимать другого,  входить в  его состояние сопереживать ему – качества, без которых нельзя создать атмосферу взаимопонимания, уважения к мнению, настроению товарища, искренности, деликатности в оценке его творческих усилий, необходимую для самовыражения каждого.

  Таким образом, активные формы работы над художественным произведением определяются следующими факторами:

  • установка преподавателя на развитие художественной восприимчивости учащихся, целенаправленным обогащением процессов воображения, ассоциативного мышления, переживания, умения переносить себя в состояние героев;
  • формирование нравственно-положительных отношений учащихся друг к другу, обеспечением каждому состояния внутренней свободы и раскованности;
  • включение преподавателя в сотворчество с учащимися;
  • соответствие эмоционально-эстетического содержания  урока его целям, идейно-художественному своеобразию изучаемого материала.

Список использованных источников:

  1. Абрамовская Л. Н. Активизация читательской деятельности учащихся на уроках литературы в общеобразовательной школе. - М.2000.
  2. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. – Тула: Автограф, 2000.
  3. Кудряшёв  Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981.
Автор: Вербич Марина Владимировна  Публикатор
преподаватель, СПб ГБПОУ Колледж информационных технологий
22.03.2016 0 586 0



Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0