Комбинированный урок "Любовь Герасима ко всему живому, его привязанность к Муму" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму"); 5 класс


Технологическая карта урока русской литературы в 5 классе

Государственного учреждения образования «Средняя школа №16 г. Гродно»


Учитель: Болбат Мария Мечиславовна

Педагогический стаж: 21 год

Категория: I

Изучаемая тема: И.С.Тургенев «Муму»

Количество часов на

изучаемую тему: 4

Цели изучения темы: - изучение рассказа И.С.Тургенева;

- создание условий для осмысления содержания;

- совершенствование техники чтения;

- развитие любви и интереса к чтению, полноценного эмоционально-образного восприятия рассказа;

- подготовка учащихся к осмыслению нравственного и эстетического воздействия литературы на их личность.


Тема урока: Любовь Герасима ко всему живому, его привязанность к Муму.

Место урока

в изучаемой теме: 3

Задачи урока: - на основе анализа содержания произведения проследить, как проявляется любовь Герасима ко всему живому и

какое значение в жизни героя имела Муму;

- содействовать развитию умения читать, слушать и узнавать «слог» И.С.Тургенева, отрабатывая навыки

различных видов работы с текстом: выразительного чтения, чтения наизусть, чтения по ролям, художественного

пересказа, иллюстрирования;

- пробуждать у учащихся интерес к чтению, способность откликаться на чувства других, соразмышлять с ними;

- содействовать воспитанию чуткости, любви ко всему живому.

Тип урока: комбинированный

Технология: элементы технологии развивающего обучения (Л.В.Занков).

Учебно-дидактическое

обеспечение урока: учебник «Русская литература» 5 класс, тетради, детские иллюстрации, репродукции «Штурм коморки» и

«Последние минуты с Муму», опорные карточки, записи на доске, аудиозапись.

Используемые приемы,

формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная работа; чтение, беседа, творческое комментирование; репродуктивно-

продуктивная работа с текстом, иллюстрациями, самостоятельная творческая работа учащихся.

План изучения темы урока:


  1. Любимые персонажи И.С.Тургенева в рассказе «Муму». Любовь Герасима к Татьяне.

  2. Муму в жизни Герасима.

  3. Одиночество, любовь, сострадание Герасима, его покорность барыне.

  4. Главная мысль автора рассказа.

  5. Правдивость художественного произведения.













Этапы

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Прогнозируемые

результаты

Средства

коррекции

Мотивация

3

Читает отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Все начинается с любви…». Мотивирует учащихся, создает ситуацию эмоционального введения в тему урока (деталь – «сердце» в руках учителя).

Слушают, выражают свои чувства, высказывают мнения, размышляют. Выявляют отношение автора к героям.

Эмоционально настраиваются на восприятие темы урока. Конструируют монологическую речь, выстраивают собственное суждение.


Проверка домашнего задания

5

Инициирует учащихся к выборочному пересказу эпизода «Любовь Герасима к Татьяне»; предлагает ответить на вопрос о том, каким образом Герасиму удается передать свои чувства к ней. Выставляет отметку. Проверяет понимание: герой произведения, персонаж.

Изъявляют желание пересказать отрывок. Пересказывают, слушают, высказывают мнения, работают с текстом. Называют персонажей, героев литературного произведения.

Умение слушать, выражать чувства, вызванные художественным произведением, видеть внутренний мир героя. Восприятие и оценка прочитанного.

Как характеризует Герасима то обстоятельство, что даже через год он не утратил расположения к Татьяне и единственный из всех пожалел ее? Герой художественного произведения. Персонаж.

Актуализация знаний. Изучение нового материала

20

Организует деятельность учащихся по усвоению нового материала. Предлагает подумать, как звучит продолжение темы (вторая часть темы на доске закрыта).


-----------------------------------------------------

Инициирует к ответу на вопрос, какой важный эпизод следует после сцены прощания с Татьяной. Предлагает рассмотреть иллюстрацию «Герасим спасает Муму», выполненную учеником, и послушать комментарий к ней. Ставит отметку.


-----------------------------------------------------

Предлагает найти ключевую цитату к проиллюстрированному эпизоду.

Ставит аналитические вопросы:

  1. Почему Герасим так самозабвенно возился со спасенным щенком?

  2. Определите чувства, вызвавшие эти поступки Герасима, назовите их.

  3. Слова какой части речи использовал автор, чтобы передать состояние героя в этот момент?


----------------------------------------------

Готовит учащихся к восприятию следующего эпизода, предлагает ответить на вопрос, какой будет следующая иллюстрация, а подготовленному учащемуся показать и прокомментировать иллюстрацию «Муму помогает Герасиму в работе». Ставит отметку.


-----------------------------------------------------

Предлагает учащемуся прокомментировать созданную им иллюстрацию «Герасим разыскивает Муму». Инициирует к работе с текстом и записи ключевой цитаты. Организует коллективную деятельность учащихся, задавая аналитический вопрос: «О чем нам позволяет судить обилие глаголов-действий Герасима?»


----------------------------------------------------

Инициирует учащихся к прочтению по ролям сцены «Штурм коморки». Предлагает выписать опорную цитату. Ставит аналитический вопрос о том, почему у Герасима созрело желание самому убить Муму и как должен поступить человек, когда участь близкого существа физически решена. Предлагает посмотреть репродукцию картины «Штурм коморки», соотнести ее с прочитанным, выразить свое отношение.


-----------------------------------------------------

Предлагает учащемуся показать и прокомментировать иллюстрацию «Последние часы с Муму», а классу – записать ключевую цитату. Выставляет отметку.

Логически выстраивают суждения, высказывают свое мнение.



--------------------------------Учащийся демонстрирует иллюстрацию, прикрепляет ее к доске, комментирует. Остальные слушают, осмысливают.




----------------------------------

Записывают ключевую цитату, находят в тексте глаголы, передающие состояние Герасима, размышляют, выстраивают суждения.









-----------------------------------

Продолжают выстраивать сюжетную линию. Учащийся демонстрирует иллюстрацию, прикрепляет к доске, предлагает классу записать ключевую цитату.




-----------------------------------

Учащийся комментирует иллюстрацию, все слушают, записывают цитату, работают с отрывком из текста о том, как Герасим разыскивает Муму, отвечают на вопросы.



-----------------------------------

Изъявляют желание прочесть отрывок. Выразительно читают, говорят о возникших после просмотра иллюстрации чувствах. Анализируют, высказывают мнения, отвечая на вопросы. Оценивают позицию автора.




-----------------------------------

Слушают, высказывают свои мнения об иллюстрации, записывают цитату.

Конкретизация темы урока. Начало выстраивания сюжетной линии «Муму в жизни Герасима».

--------------------------------

Самостоятельная творческая деятельность, монологическая речь. Подготовка к работе над цитатным планом части изучаемой темы.



--------------------------------

Совершенствование умений находить главное в тексте, слушать, делать выводы. Аналитическая и оценочная работа.










--------------------------------

Усвоение содержания, углубление осмысления прочитанного, формирование умений выстраивать сюжетную линию, находить главное. Литературно-творческая деятельность.


--------------------------------

Отработка умений составлять цитатный план, работая с текстом, находить существенное. Формирование умения определять роль художественных и языковых средств в произведении.


--------------------------------

Делают вывод о том, почему Герасим сам решил убить Муму. Находят доказательства авторской позиции.









--------------------------------

Эмоциональное восприятие кульминационного эпизода «Герасим топит Муму».

Привязанность к какому живому существу наиболее подробно описана в рассказе?

-------------------------









------------------------















------------------------










------------------------











-------------------------














-------------------------

Физкультпауза

1

Предлагает сесть, прижав спину к спинке стула, положить руки на колени, закрыть глаза , вспомнить свое любимое животное, представить самый счастливый момент общения с ним и зажмурить глаза о счастья.

Выполняют упражнения.

Здоровьесбережение


Читательская деятельность

3

Предлагает учащемуся выразительно прочитать наизусть отрывок «Герасим топит Муму». Включает фоновую аудиозапись. Ставит отметку.

Проблема: Мог ли Герасим поступить иначе? Почему автор не спас Муму?

Один учащийся выразительно читает наизусть, остальные слушают, сопереживают, осмысливают ответы на возникшие вопросы.

Углубление восприятия на основе осмысления. Обдумывают и задают вопросы. Домысливание сюжета – литературно-творческая деятельность. Делают вывод.


Работа в группах по углублению анализа и оценки прочитанного

10

Организует деятельность учащихся в группах по последнему эпизоду. Дает задания:

1 гр.: найти в тексте слова, коорые передают силу чувств Герасима.

2 гр.: составить план эпизода, найти ключевую цитату.

3 гр.: подготовиться к словесному иллюстрированию.

4 гр.: определить авторскую позицию по отношению к герою, к событиям.

Предлагает записать последнюю ключевую цитату. Ставит отметки.


Работают в группах из пяти человек, консультанты распределяют задания; работают индивидуально, выстраивают диалог, делают совместный вывод.

Представитель афиширует подготовленный материал.

Записывают последнюю ключевую цитату.

Составлен цитатный план темы «Муму в жизни Герасима» для подготовки дома к выборочному пересказу.

Определена авторская позиция, углубляются знания о роли изобразительно-выразительных средств художественного произведения.


Итоговая рефлексия

3

Выставляет отметки. Рефлексирует, предлагает учащимся высказаться, используя опорные начала суждения. Организует эмоциональную рефлексию о том, какой человек способен любить (деталь – «сердце» в руках).

Высказываются, используя записанные на доске варианты начала суждения. Эмоционально рефлексируют, передавая друг другу «сердце».

Усвоение темы урока. Удовлетворение от проделанной работы. Эмоциональное завершение урока.




Полный текст материала Комбинированный урок "Любовь Герасима ко всему живому, его привязанность к Муму" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму"); 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Болбат Мария Мечиславовна  Публикатор
05.05.2016 0 2231 302

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0