Комбинированный урок "Любовь Герасима ко всему живому, его привязанность к Муму" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму"); 5 класс


План изучения темы урока:

  1. Любимые персонажи И.С.Тургенева в рассказе «Муму». Любовь Герасима к Татьяне.
  2. Муму в жизни  Герасима.
  3. Одиночество, любовь, сострадание Герасима, его покорность барыне.
  4. Главная мысль автора рассказа.
  5. Правдивость художественного произведения.

 

Этапы            

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Мотивация

3

Читает отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Все начинается с любви…». Мотивирует учащихся, создает ситуацию эмоционального введения в тему урока (деталь – «сердце» в руках учителя).

Слушают, выражают свои чувства, высказывают мнения, размышляют. Выявляют отношение автора к героям.

Проверка домашнего задания

5

Инициирует учащихся к выборочному пересказу эпизода «Любовь Герасима к Татьяне»; предлагает ответить на вопрос о том, каким образом Герасиму удается передать свои чувства к ней. Выставляет отметку. Проверяет понимание: герой произведения, персонаж.

Изъявляют желание пересказать отрывок. Пересказывают, слушают, высказывают мнения, работают с текстом. Называют персонажей, героев литературного произведения.

Актуализация знаний. Изучение нового материала

20

Организует деятельность учащихся по усвоению нового материала. Предлагает подумать, как звучит продолжение темы (вторая часть темы на доске закрыта).

 

-----------------------------------------------------

Инициирует к ответу на вопрос, какой важный эпизод следует после сцены прощания с Татьяной. Предлагает рассмотреть иллюстрацию «Герасим спасает Муму», выполненную учеником, и послушать комментарий к ней. Ставит отметку.

 

-----------------------------------------------------

Предлагает найти ключевую цитату к проиллюстрированному эпизоду.

Ставит аналитические вопросы:

  1. Почему Герасим так самозабвенно возился со спасенным щенком?
  2. Определите чувства, вызвавшие эти поступки Герасима, назовите их.
  3. Слова какой части речи использовал автор, чтобы передать состояние героя в этот момент?

 

----------------------------------------------

Готовит учащихся к восприятию следующего эпизода, предлагает ответить на вопрос, какой будет следующая иллюстрация, а подготовленному учащемуся показать и прокомментировать иллюстрацию «Муму помогает Герасиму в работе». Ставит отметку.

 

-----------------------------------------------------

Предлагает учащемуся прокомментировать созданную им иллюстрацию «Герасим разыскивает Муму». Инициирует к работе с текстом и записи ключевой цитаты. Организует коллективную деятельность учащихся, задавая аналитический вопрос: «О чем нам позволяет судить обилие глаголов-действий Герасима?»

 

----------------------------------------------------

Инициирует учащихся к прочтению по ролям сцены «Штурм коморки». Предлагает выписать опорную цитату. Ставит аналитический вопрос о том, почему у Герасима созрело желание самому убить Муму и как должен поступить человек, когда участь близкого существа физически решена. Предлагает посмотреть репродукцию картины «Штурм коморки», соотнести ее с прочитанным, выразить свое отношение.

 

-----------------------------------------------------

Предлагает учащемуся показать и прокомментировать иллюстрацию «Последние часы с Муму», а классу – записать ключевую цитату. Выставляет отметку.

Логически выстраивают суждения, высказывают свое мнение.

 

 

--------------------------------Учащийся демонстрирует иллюстрацию, прикрепляет ее к доске, комментирует. Остальные слушают, осмысливают.

 

 

 

----------------------------------

Записывают ключевую цитату, находят в тексте глаголы, передающие состояние Герасима, размышляют, выстраивают суждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

-----------------------------------

Продолжают выстраивать сюжетную линию. Учащийся демонстрирует иллюстрацию, прикрепляет к доске, предлагает классу записать ключевую цитату.

 

 

 

-----------------------------------

Учащийся комментирует иллюстрацию, все слушают, записывают цитату, работают с отрывком из текста о том, как Герасим разыскивает Муму, отвечают на вопросы.

 

 

-----------------------------------

Изъявляют желание прочесть отрывок. Выразительно читают, говорят о возникших после просмотра иллюстрации чувствах. Анализируют, высказывают мнения, отвечая на вопросы. Оценивают позицию автора.

 

 

 

-----------------------------------

Слушают, высказывают свои мнения об иллюстрации, записывают цитату.

Физкультпауза

1

Предлагает сесть, прижав спину к спинке стула, положить руки на колени, закрыть глаза , вспомнить свое любимое животное, представить самый счастливый момент общения с ним и зажмурить глаза о счастья.

Выполняют упражнения.

Читательская деятельность

3

Предлагает учащемуся выразительно прочитать наизусть отрывок «Герасим топит Муму». Включает фоновую аудиозапись. Ставит отметку.

Проблема: Мог ли Герасим поступить иначе? Почему автор не спас Муму?

Один учащийся выразительно читает наизусть, остальные слушают, сопереживают, осмысливают ответы на возникшие вопросы.

Работа в группах по углублению анализа и оценки прочитанного

10

Организует деятельность учащихся в группах по последнему эпизоду. Дает задания:

1 гр.: найти в тексте слова, коорые передают силу чувств Герасима.

2 гр.: составить план эпизода, найти ключевую цитату.

3 гр.: подготовиться к словесному иллюстрированию.

4 гр.: определить авторскую позицию по отношению к герою, к событиям.

   Предлагает записать последнюю ключевую цитату. Ставит отметки.

 

Работают в группах из пяти человек, консультанты распределяют задания; работают индивидуально, выстраивают диалог, делают совместный вывод.

Представитель афиширует подготовленный материал.

Записывают последнюю ключевую цитату.

Итоговая рефлексия

3

Выставляет отметки. Рефлексирует, предлагает учащимся высказаться, используя опорные начала суждения. Организует эмоциональную рефлексию о том, какой человек способен любить (деталь – «сердце» в руках).

Высказываются, используя записанные на доске варианты начала суждения. Эмоционально рефлексируют, передавая друг другу «сердце».


Полный текст материала Комбинированный урок "Любовь Герасима ко всему живому, его привязанность к Муму" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму"); 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Болбат Мария Мечиславовна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, ГОУ "Средняя школа № 16 г. Гродно", Беларусь
05.05.2016 0 593 105
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0