Как проверить знание текста: задания привычные и необычные. Советы учителя литературы


Как ни прискорбно, но школьники читают все меньше и притом весьма неохотно. Конечно, это относится не ко всем детям, а причины могут быть весьма разные. Но что же делать учителю: как проконтролировать ознакомление с текстом прочитанного произведения и надо ли вообще это делать?


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

Знакомство с текстом изучаемого произведения — это необходимое условие результативной работы с ним на уроке. Эта бесспорная мысль, однако, часто подвергается различным «корректировкам» действительностью. Регулярно учитель видит, что некоторое количество школьников попросту не читали того, что было задано. Можно закрыть на это глаза и работать с теми, кто читал: авось, нечитавшим станет скучно, стыдно и т.д. и к следующему разу они прочтут. Но может получиться и по-другому: к следующему разу не прочтут еще некоторые. Зачем читать, когда можно не читать?

Все это ставит учителя перед необходимостью контролировать знание текста. Если у вас не поднимается рука ставить за незнакомство с заданным произведением «пару», предложите прочитать к следующему разу, тогда плохая оценка в журнал не пойдет. Но контролировать все равно надо. Школьники должны чувствовать, что учитель знает: задание не выполнено. Это выводит лентяя из зоны психологического комфорта («я не работаю, а мне за это ничего не бывает…») и заставляет что-то делать.

Тестирование

Спору нет, знание текста — это тот вопрос, на который тест ответит довольно точно. На проведение его уходит немного времени, составить его, в общем-то, нетрудно, а результат достаточно объективен.

В тест можно включить вопросы, требующие как знания некоторых фактов, так и их интерпретации; можно предлагать задания с выбором правильного ответа или с самостоятельной формулировкой ответа. Другое дело, что нельзя делать тест единственной формой опроса по литературе, ведь иначе ученики не смогут связно выражать свои мысли, навеянные произведением.

Многие учителя советуют включать в тест шуточные варианты ответов. Это повышает настроение учеников, а значит — и их работоспособность. Кроме того, положительный настрой помогает справиться с заданием и формирует симпатию к предмету.

Например, вопрос: «Продолжите фразу Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу…»

А) …работать;

Б) …жениться;

В) … все знать;

Г) ...быть министром образования».

Конечно, и вопрос, и ответы вызовут улыбку и едва ли заставят кого-то глубоко задуматься, зато всем понравится тестирование.

Творческие задания

Задания такого рода очень любимы учениками начальной школы, а также ученицами 5-6 классов. Они хороши еще и тем, что заодно раскрывают творческий потенциал школьников и учат их самостоятельности.

Можно отметить как наиболее результативные следующие задания:

  • Составить кроссворд.
  • Придумать вопросы викторины.
  • Сделать иллюстрацию.
  • Написать сценарий по эпизоду.

Однако и оценка творческих заданий должна быть симметричной. Вариант «Сдайте мне свои работы» плюс «Возьмите ваши работы с оценкой» не годится, иначе исчезнет привкус артистизма в этой деятельности. Нет, иллюстрации или кроссворды должны быть вывешены в классе, эпизод инсценирован, а викторина проведена. Неплохо будет и провести «худсовет», чтобы ребята сами выбрали наилучшие работы.

Игры

Игра, безусловно, лучшая форма «оживляжки», причем отнюдь не только для младших школьников. Игра предполагает простор для самовыражения, некоторую непринужденность и «оторванность», азарт и эмоции, возможность выйти за скучные рамки обыденности. Вот за что все мы любим игру. А раз так, игра — наша естественная союзница на уроке, ведь мы же как раз и хотим, чтобы было творчество, радость, эксцентрика… Нет?

Рассмотрим несколько популярных игр.

Кто это?

Ученик выбирает для себя (или получает в виде тайного задания) персонажа произведения и дает ему описание, не называя его. Это можно предложить сделать дома в письменном виде, а можно обыграть в форме «Да или нет»? То есть ученик выходит к доске, а одноклассники задают ему вопросы о персонаже, на которые можно ответить «да» или «нет».

Приведем пример. Загадан один из персонажей романа «Война и мир».

Это мужчина? — да.

Он в толстый? — нет.

У него есть дети? — да.

Он служит в армии? — нет.

Он живет в Москве? — нет.

Это Николай Андреевич Болконский? — да.

Что? Где? Когда?

Суть игры известна всем. Но в условиях школы лучше соблюдать несколько иные правила.

Во-первых, все или хотя бы большую часть вопросов должны придумать сами школьники и заранее сдать учителю. Во-вторых, все должны участвовать в игре, значит, получится несколько команд, в зависимости от числа детей в классе. Право ответа может определяться жеребьевкой, как и состав команд, а может принадлежать той команде, капитан которой первым поднял руку.

Умники и умницы

В этом случае тоже следует несколько изменить правила. Не следует заранее, даже жеребьевкой, отбирать участников игры. В начале 1 и 2 этапов задается вопрос, на который имеется несколько правильных ответов. Первые трое правильно ответивших становятся игроками. Например, «Кто из героев романа «Война и мир» участвовал в Бородинском сражении?».

По ходу игры зрители («теоретики») могут отвечать на вопросы, с которыми не справились игроки на дорожках, а также на вопросы специально для них. Те, кто дал больше правильных ответов, становятся игроками в третьей игре. В финал, как обычно, выходят победители трех отборочных игр.

Смотрите также: Интерактивные игры по литературе.

Нестандартные формы опроса

Их огромное множество.

«Опрос по цепочке»

Ученикам на первых партах выдаются большие листы бумаги. Каждый ученик пишет на листе придуманный им вопрос по тексту и передает сидящему сзади. Тот пишет ответ и свой вопрос, передает дальше. И так до конца. Ученик, сидящий последним, отвечает на вопрос, пишет свой, передает на первую парту, и тот, кто начинал игру, отвечает на последний вопрос и сдает работу учителю.

«Вертушка»

Парты сдвигаются в пять больших столов, за каждым сидит «эксперт» (помощник учителя, который сдал зачет накануне). Каждый из оставшихся учеников получает «маршрутный лист» и в соответствии с ним проходит все пять столов, отвечая на доставшиеся ему вопросы. Ответил — получает плюсик. Можно ответить и на тот вопрос, с которым не справился другой ученик.

«Вставь слово»

Это тексты по содержанию произведения, в которых пропущены имена героев или какие-либо важные реалии. Например, «Пьер не захотел покинуть Москву после Бородинской битвы, рассчитывая ______ . Однако вскоре был арестован за то, что ________ . В заключении граф знакомится с солдатом _____».

Читайте статью: 30 типов опроса на уроке.

Театрализованные мероприятия

Это, конечно, самые интересные, но и самые трудоемкие мероприятия: различные «Карнавалы литературных героев», постановки, инсценировки, КВНы, фестивали, «путешествия», «литературные суды» и тому подобное. Однако раз в полгода-год, скооперировавшись, учителя литературы и сотрудники школьной библиотеки, возможно, все-таки в силах провести такое мероприятие, что, бесспорно, очень повысит интерес школьников к художественному слову.

Подводя итог, можно сказать, что проводить контроль прочитанного можно на каждом уроке или несколько раз на протяжении изучения произведения. Обилие интересных методик разной трудоемкости может сделать процесс интересным и необычным.

Автор: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
2 olegraz • 15:58, 05.02.2017
Спасибо, было действительно полезно
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 urmanova-galina • 17:29, 04.02.2017
Большое спасибо за интересный материал.Некоторые формы я давно использую на своих уроках, но есть у вас что взять на заметку.