Елизавета Малярова, 27.09.2017 0

Что такое фонетический разбор слова: оформление, транскрипция, примеры, полезные советы


Школьная программа требует от ученика средней школы владения навыками фонетического разбора. Далеко не каждый школьник легко осваивает эту тему, ведь она таит в себе немалое количество подводных камней. Рассмотрим, как производить фонетический разбор слова и приведем игры-упражнения на тему.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Подготовка к изучению фонетического разбора слова

Начать обучение следует с определения сущности данного явления. Ученики должны четко понимать отличие фонетического разбора от морфологического, синтаксического или иного другого.

Под требуемым видом разбора понимается:

  • указание гласных и согласных звуков;
  • обозначение ударных гласных звуков;
  • указание мягких и твердых, звонких и глухих, парных и непарных согласных;
  • определение количества букв и звуков.

Первым шагом к знакомству школьников с фонетическим разбором становится проверка знаний по таким темам, как:

  • определение гласных и согласных звуков. При этом необходимо учитывать, что Ъ и Ь не имеют звуков, а значит, не могут иметь характеристик, которыми обладают гласные или согласные звуки;
  • определение характеристик согласных звуков. Значимой чертой данной темы являются всегда твёрдые и всегда мягкие звуки, которые необходимо запомнить;
  • умение отличать букву от звука;
  • деление слова на слоги.

Если у школьников есть прорехи в знаниях по данным темам, изучение фонетического разбора будет весьма затруднительным, поэтому, лишь подкорректировав все необходимые для разбора навыки, можно приступить к фонетическому анализу простых слов, постепенно наращивая сложность заданий.

 

Как сделать фонетический разбора слова

Фонетический разбор слова в учебниках и пособиях обозначается цифрой 1 и производится по алгоритму, описанному ниже.

Шаг 1: слово записывается в соответствии с орфографическими нормами языка.

Шаг 2: производится деление на слоги с указанием ударного слога. Для выполнения этого пункта слово необходимо произнести вслух и указать в скобочках количество произнесенных слогов и номер слога, на который падает ударение.

Шаг 3: определяются все возможные варианты переноса слова.

Шаг 4: осуществляется фонетическая транскрипция слова. Для ее выполнения слово записывается в столбик буква за буквой, а в квадратных скобках указывается транскрипция, или звук, каждой буквы. Для букв, не имеющих звуков (Ъ и Ь) ставится прочерк. Важно обратить внимание, что некоторые буквы могут звучать как дифтонги, то есть звуки, состоящие из 2 отдельных частей.

Шаг 5: происходит определение всех характеристик звуков. Для гласных — ударность и безударность, для согласных — мягкость и твердость, глухость и звонкость.

Шаг 6: подсчёт количества звуков и букв.

Далее следует пример, по которому легко сориентироваться в соответствии пунктов последовательности разбора.

Друзья¹ — дру – зья́ (2 слога, 2-ой слог ударный) → [друз'й'а]

Перенос: дру – зья

д [д] – согл., твёрдый, звонкий парный (д/т)

р [р] – согл., звонкий непарный, сонорный, твёрдый

у [у] – гл., безударный

з [з'] – согл., звонкий парный (з/с), мягкий

ь [-]

я [й'] - согл., звонкий непарный, мягкий непарный

   [а] – гл., ударный

6 букв, 6 звуков.

 

Игры по теме «фонетический разбор слова»

Опытным путем доказано, что научить ребенка чему угодно легче и полезнее в процессе игры. Даже, казалось бы, неигровая тема анализа слоговой структуры и звукового соответствия может стать интересной для ученика при правильном выборе методов ее преподнесения и контроля.

Детям всегда нравится угадывать и искать что-то, поэтому следующие задания будут как нельзя кстати.

Игра «Сундучок звуков» для фонетического разбора слова

Для развития конкуренции и повышения азарта игры, а значит и ее продуктивности, следует разделить детей на команды. У каждой команды будет импровизированный сундучок, который можно нарисовать на доске или бумаге, или вовсе склеить из картона. Можно сделать красивый сундучок и постоянно использовать его.

Задача каждой группы детей придумать слово, в котором будет наибольшее количество звуков. Соответственно, слова с твердым и мягким знаками могут уменьшить шансы на выигрыш, а вот присутствие букв Ё, Я и Ю, наоборот, будет ключом к победе. В каждом туре преподаватель называет тему, которой будут соответствовать слова, например, животные, профессии, спорт и т.п.

Временные рамки следует указать в зависимости от возраста ребят, для учеников младших классов средней школы это может быть 5-8 минут, а для старшеклассников — 3-4 минуты. Количество звуков в сундучке суммируется, а в конце выявляется команда-победитель, которую можно поощрить отметкой «отлично».

Фонетическая игра «Поиск потерявшихся слов»

Игру можно построить как в неподвижной форме, когда ребята будут сидеть за партами и искать слова на доске, так и в движении, запрятав листочки со словами на всей территории кабинета и позволив детям ходить и отыскивать их. Лучше всего разделить класс на команды, чтобы каждый ребенок чувствовал себя частью единого целого.

Преподаватель заранее готовит слова с различными фонетическими характеристиками, например, слова с ударениями на разный слог, со всеми парными звуками или всеми твёрдыми, слова, в которых звуков больше, чем букв и т.п.

Кроме того, слова должны соответствовать разным тематикам, например, птицы, содержимое пенала, еда. Учитель называет тему и характеристики требуемого слова, а дети ищут его.

Такую же игру можно сделать в форме интерактивного тренажера-презентации. Интерактивные тренажеры можно использовать не только в классе, но и давать ребятам в качестве домашнего задания.

Стоит иметь в виду, что слов одной тематики и с полностью одинаковыми характеристиками быть не должно, иначе это запутает школьников.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?