Музыкально-литературная гостиная "Вот черта преданности, достойная уважения "(по кн. Л. Третьяковой "Красавицы не умирают")


В музыкально-литературной гостиной рассказывается о нелегкой судьбе женщин — жен декабристов на примере жизни Екатерины Трубецкой. Пример ее любви и преданности помогают молодому поколению задуматься об истинных ценностях жизни. Выбор жанра музыкально-литературной гостиной особенно актуален  на фоне угасания интереса к истокам литературы и искусства в целом.

Предисловие:

В 2015 году, объявленном годом литературы, проблема угасания интереса к истокам литературы и искусства в целом особенно актуальна. В связи с этим,  целями проведения литературно – музыкальных гостиных в рамках образовательного учреждения  являются:

  • формирование культурообразного мышления у детей на основе интеграции, анализа и синтеза литературного, музыкального и художественного искусства;
  • обогащение духовного мира воспитанников, коррекция их эмоциональной сферы;
  • развитие творческих способностей детей.

Рекомендовано для учителей литературы, истории, музыки, педагогов дополнительного образования, учащихся старших классов

Исполняется романс «Подвиг» - музыка П.Чайковского, слова А.Хомякова

Чтец:     Драма декабристов – это историческая драма, вдохновившая многих писателей, поэтов, музыкантов. Неудавшиеся государственные перевороты могут создавать вечные страницы, потому что во всех аспектах этого переменчивого и решительного дня драмы раскрывается психология каждого ее участника. Мы видим здесь героя, испытывающего колебания, великолепного князя Сергея Трубецкого, руководителя заговорщиков, и царя Николая I, который оказался решительным, способным во всем идти до конца, и этим кровавым и роковым событием будет отмечен не только на всю свою жизнь, но и во всей Российской истории.

Исполняется Прелюдия А.Гречанинова, Соч.37 №2

Чтец (на фоне музыки):    Мы видим также женщин, жен декабристов, показавших всем свою моральную высоту и беспредельное мужество. В конечном счете именно они -  подлинные героини этой драмы, жены тех, кто осужден на вечную ссылку в снегах Сибири, означающую холод, удаление от родных мест, постоянное наблюдение, тюремное заключение, отчаяние. Их несколько, несчастных, обреченных погибать в доме мертвых. Одиннадцать женщин решают присоединиться к тем, с кем связала их судьба. Их ждут лишения, самая суровая жизнь, иногда даже проклятия близких, окончательное удаление от домашнего очага и, разумеется, всякого рода пересуды и сплетни в обеих столицах.

Отъезд в Сибирь потрясает все их существование. Эти княгини и эти жены высших офицеров, никогда не умевшие готовить, шить, ухаживать за садом, перестанут быть светскими дамами-белоручками и сделаются подлинными стряпухами. Прощайте, уйма служанок, полчища слуг, дворцы, кареты, тройки… Их ожидает простая и очень нелегкая жизнь. Но это жизнь любви. Первыми отправятся в путь княгини Трубецкая и Волконская.

Екатерина Трубецкая. Под знатной русской фамилией, появившейся у нее с момента свадьбы, скрывается дочь французского дворянина Жана-Шарля Франсуа де Лаваль де ла Лубери. Сам Лаваль происходил из скромной французской семьи Лубери. Пожалованный Павлом I в Комергеры, он женился на дочери статс-секретаря Козицкого. Эта девушка – одна из богатейших наследниц в России. Лавалю – двадцать пять лет, а его воздыхательница только что отпраздновала свою восемнадцатую весну. Перед Лавалем открывается исключительная карьера под знаком величайшей императорской милости. Лаваль де ла Лубери становится одним из богатых людей России. Со своей молодой женой он составляет достойную творческую и духовно-богатую пару. Вместе они превратят свой дом-дворец, который выходит на Неву в святилище искусства.

Исполняется Ноктюрн Ф.Шопена, Соч 9 №2

Чтец (на фоне музыки):    Со своим тонким и безупречным вкусом к шедеврам живописи, знанием античного искусства, Лаваль преображает дом своей жены в музей, который получит международное признание. Можно сказать, что изящество Лаваля и ум его жены, как дары судьбы, заполнившие их жизнь, позволили им устоять перед разрушительным действием времени. Их любовь и взаимопонимание, свет их литературного салона, наконец, их взаимная гармония вознаграждены рождением пятерых детей. Среди них малютка с ангельским лицом и лукавым взглядом блестящих глазок носит имя Екатерина. Она так мила и так улыбчива, что весь Петербург будет называть ее Каташей.

Исполняется романс «Милочка» - музыка М.Глинки, слова неизвестного автора

Чтец:   Как и ее мать, прелестная Каташа тоже влюбится в юные годы. Она тоже будет действовать, повинуясь импульсам сердца. Следуя примеру своих родителей, она тоже войдет в историю, но не в светскую и не благодаря милостям двора, а в историю, которая пишется кровью. Она принесет жертву и постигнет глубокий смысл выражения «и в радости, и в горе». Из любви к мужу она переживет бесчестие и ссылку. Затем торжество от того, что с ним разделила, а потом и преодолела все выпавшие на их долю несчастья.

В истории романтической России реальная жизнь порой начинается в красках волшебной сказки. Наделенная комплексами маленькой девочки, Каташа с беспокойством задает себе вопрос, стоя перед большим зеркалом, сможет ли мужчина ее вкуса не обращать внимания на некоторые дефекты ее внешности, которые, как она считает, ее портят: несколько оспинок на лице после болезни, омрачившей ее детство, или начинающаяся полнота, которую она обещает контролировать, несмотря на вкусные пирожные и медовые пирожки, приготовляемые ее милой нянюшкой.

Очаровательный принц уже существует не только в ее воображении. Он принадлежит к знатному роду, роду Трубецких, чья фамилия встречается на всех этапах российской истории. В глазах юной девочки, как и в глазах всего Санкт-Петербурга, князь Сергей Трубецкой – идеальный герой. Военный руководитель в период наполеоновского нашествия, он всегда вел себя на поле битвы, как лев. И сохранил свое величие в дни мира, когда въезжал на белом коне в Париж. Насколько Лаваль испытывал трудности, испрашивая согласия будущей тещи на брак с ее дочерью, настолько Трубецкой представился чете Лавалей прекрасной партией для их любимицы. Это бракосочетание, соединяющее дочь французского графа с представителем древнейшего рода, который восходит к истокам Российского государства, совершается в Париже в русской церкви.

Исполняется романс «Я умер от счастья…» - музыка А.Даргомыжского, слова И.Уланда

Чтец:    По возвращении в Санкт-Петербург молодожены устраиваются в родительском доме Лавалей. Молодые супруги вызывают восторг приглашаемых гостей. Они всегда веселые, нежные, влюбленные. Никаких недостатков нет в этой семье, кроме, пожалуй, привычки князя надолго задерживаться у себя в кабинете. Он не гуляка, обычно вечерами не выходит из дома, очень редко имеет какие-либо встречи на стороне, но ему трудно рано отправиться спать.

Исполняется Утешение №3 (Ре-бемоль мажор) Ф. Листа

Чтец (на фоне музыки):    Каташа в своей спальне ожидает мужа. Завернувшись в батистовые простыни, она мечтает о ребенке, о новом члене семьи, но с такой же силой мечтает и о новой России, менее варварской, более цивилизованной…  Она ждет князя… Собирается ли она поговорить с ним об этом, говорил ли он ей что-нибудь? Известна ли ей природа этих поздних собраний, где за игрой в карты, служащей маскировкой заговора, эти молодые люди готовятся разрушить карточный замок империи.

Исполняется Хор из «Детского альбома» П.Чайковского, Соч. 39

Чтец (на фоне музыки):   Таким образом, под крышей дома графа Лаваля, фаворита и государственного советника, замышляется заговор, душой которого становится никто иной, как его зять – князь Трубецкой, всеми почитаемый и любимый, прекрасный Серж.

Как только Каташа Трубецкая узнает, что ее муж не будет казнен, что он помилован Царем и будет выслан в Сибирь, она передает ему в Петропавловскую крепость письмо, полное сочувствия и нежности, сообщая, что хочет разделить его участь. Ее решение производит впечатление удара грома не только во дворце Лаваля, но также в высокопоставленных кругах Санкт-Петербурга.

Исполняется Прелюдия А.Гречанинова, Соч. 37 №2

Чтец (на фоне музыки):    Екатерина Трубецкая обращается к Царю с просьбой позволить ей разделить наказание со своим мужем, согласно обещанию, данному ею при венчании: быть всегда вместе и в горе, и в радости.

        Итак, нежная Каташа пускается в дорогу, в ссылку. Ей предстоит проделать долгий путь до Иркутска. Она изнемогает от усталости, в ее устах звучат какие-то непонятные языческие названия: Чита, Байкал. Она открывает для себя так же, что сентябрь в Сибири гораздо более суровый, чем в Петербурге. Она говорит себе, что никогда больше ей не доведется слушать певцов, поющих в капелле в парадных одеждах из расшитого бархата, что никогда больше не увидит она сияние золота и блеска свечей в храме, где молится царская семья, что она никогда больше не будет принимать участие в грандиозном спектакле в честь праздника «Благословление Невы», когда император, великие князья в парадной форме, духовенство в своем пышном облачении – мантиях из серебряной парчи и пестрая толпа генералов и высших офицеров проходят мимо выстроенных войск, воплощающих для нее вечную Россию.

Исполняется романс «Не пробуждай воспоминанья» - музыка П.Булахова, слова неизвестного автора

Чтец:     Для графа де Лаваль Трубецкой более не существует. Он – причина несчастья его дочери, и отец не может ему этого простить. Когда Екатерина уже в ссылке получит первое письмо ототца, то не сможет сдержать слез: отец даже имени ее мужа не упоминает. Невидимая стена поднимется между дворцом на набережной Невы, где блестящий государственный советник будет продолжать свою службу между празднествами, концертами, и – жалкой лачугой на окраине Сибири с матрацами, изгрызенными крысами и брошенными на глинобитный пол. Но его дочь не испытывает страха ни перед чем и говорит себе, что Провидение показывает ей разницу между искусственным золотом светской жизни и действительными ценностями долга, верности и любви. И, когда на этапе, измученная от усталости, она падает на убогое ложе, на ум ей приходит фраза, услышанная во дворце накануне отъезда: «Там, где растет опасность, растет испытание». В то самое время Николай I бормотал в свои усы слова, в которых сквозило восхищение: «Вот черта преданности, достойная уважения».

Исполняется 1-ая часть романса «Песнь Маргариты» - музыка М.Глинки, слова И.В.Гете из трагедии «Фауст»

Чтец:    В конце сентября княгиня Трубецкая, наконец, добирается до цели своего путешествия и находит своего мужа, уже сильно изменившегося и ослабевшего, в соляных копях Сибири. Сцена их встречи потрясает. Сергей бросается перед ней на колени, обнимает и целует ее ноги. Она поднимает его голову своими тонкими пальцами, и он узнает ее губы, такие дорогие, такие несравненные, такие нежные, и сердце его снова замирает на длительное мгновение. В этой дикой и враждебной природе супруги в своем «шалаше» испытывают чувства, как будто они снова переживают свое свадебное путешествие, но на этот раз интенсивнее и сильнее.

Исполняется романс «Первое свидание» - музыка П.Чайковского (Соч. 63), слова князя К.Романова

Чтец:    Каташа и Сергей начинают другую жизнь и находят в этой жизни какое-то особенное, ни с чем не сравнимое счастье, которого, считают они, при других обстоятельствах не смогли бы изведать на протяжении всей жизни. Тяготы каторги преобразили этих супругов. Они могут видеться только два раза в неделю.

Проходят месяцы, чувства вновь расцветают, и вскоре Каташа отмечает приближение материнства. В феврале 1830 года в семье рождается первый ребенок – маленькая Александра. В 1835 году на свет появляется Никита, в 1836 – Иван, годом позже – Зинаида и в 1838 году – Владимир.

Трубецкой переносит свою судьбу, сохраняя благородство и силу духа. И даже заболевание туберкулезом не сможет сломить его стойкость. Поддерживаемый своей непоколебимой верой в Создателя и руководствуясь своим идеалом великодушия, он тратит жалкие остатки своего состояния на подарки заключенным и акты милосердия.

Умолявшей Царя графине Лаваль удается, наконец, добиться для дочери лучшей судьбы. Отныне она будет проживать вместе со своими детьми в Иркутске. Однако, не следует думать, что жизнь в городе окрашена цветами спасения. Екатерина Трубецкая и здесь остается проклятой. Жены заключенных, все равно что зачумленные;  им запрещено посещать театр, их плохо принимают в обществе…

К сожалению, силы этой супружеской пары не бесконечны. Груз лет и перенесенные страдания, в конце концов, одерживают верх. Как и каждый из заключенных, Сергей томится в камере без окна. Ужасающая сырость, изнурительный труд, нездоровый климат и зловещая возня крыс… Все здесь возвещает неминуемую смерть. Столько мужества, веры, любви, надежды, но всего этого уже недостаточно…

Исполняется Хор из «Детского альбома» П.Чайковского, Соч. 39

Чтец (на фоне музыки):    Вскоре судьба поражает эту семью еще более жестоко: начиная с 1843 года она теряет одного за другим четверых своих детей. Екатерине Трубецкой нет и пятидесяти лет, но она не может скрыть следы опустошения, которые на нее наложили перенесенные испытания и время. С безжалостной искренностью она пишет своей сестре: «У меня внешность и одежда старой женщины, и я чувствую себя ужасно старой». Ей не хватает сил, чтобы бороться с тяжкой болезнью раком, который гложет ее, и от которого она через некоторое время умирает.

Оставшись один, Сергей Трубецкой  очень быстро становится похожим на привидение с белыми, как снег, волосами, которое бродит по окраине Иркутска, а позднее, уже в Москве, по переулкам Арбата.

Исполняется романс «Снова, как прежде, один» - музыка П.Чайковского (Соч. 73), слова Л.Ратгауза

Чтец:    И Сергей Трубецкой, и его жена для некоторых останутся в памяти, как ослепленные фанатики, искалечившие свою жизнь. Но пример такой прекрасной любви и преданности заставляет нас думать о состоянии собственной жизни… Потому что все в этой жизни преходяще…

Исполняется романс «Бог помочь вам!..» - музыка А.Даргомыжского, слова А.Пушкина

Автор: Богданова С.М., Симоненко Г.П.  Публикатор
педагоги дополнительного образования, МАОУ «Школа №20 имени Кирилла и Мефодия»
31.08.2015 0 857 0
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0